Военное судостроение России
Материал из Documentation.
Военное судостроение России — крупная отрасль российских судостроения и оборонной промышленности.
В России осуществляется разработка и производство надводных кораблей (включая фрегаты, корветы, ракетные корабли) и подводных лодок (атомных и дизель-электрических).[1] Основным производителем является государственная компания «Объединённая судостроительная корпорация».
Россия обеспечивает около 12 % в мировом военном кораблестроении, занимая 2-е место после США. «Объединённая судостроительная корпорация» по объёмам выпуска продукции в военном кораблестроении занимает 7-е место в мире.[2]
Содержание |
[править] История
[править] Советское время
Перед Второй мировой войной в СССР было построено значительное количество торпедных катеров, сторожевых кораблей, тральщиков, крейсеров, подводных лодок.[3]
До 1990 года военное судостроение СССР занимало одно из лидирующих мест в мире, обеспечивая около трети мирового военного кораблестроения. Судостроительная промышленность СССР ежегодно выпускала кораблей и судов для ВМФ общим водоизмещением более 300 тыс. тонн.[4]
[править] С 1992 года
Российское военное надводное судостроение прошло значительный путь рыночной трансформации. Ряд заводов и особенно НИИ КБ, естественно, остались в руках государства. Но одновременно возникли и достаточно крупные частные структуры — вполне устойчивые и работоспособные. Что касается подводного судостроения, то оно никак не было затронуто приватизацией.[5]
После распада СССР были резко сокращены заказы на строительство военных кораблей. Если в 1989 году судостроительная промышленность СССР построила по заказам Военно-морского флота 50 единиц подводных лодок, боевых кораблей и судов обеспечения, то спустя несколько лет, судостроительная промышленность России построила для тех же заказчиков: в 1994 г. — 11, в 1995 г. — 9, в 1996 г. — 6 и в 1997—2000 гг. — по 1-3 корабля и судна. В 2004 году для ВМФ и ФПС построено 4 корабля.[6]
В 2006 году была принята «Государственная программа развития вооружений на 2007—2015 годы», в соответствии с которой общий объём финансирования переоснащения военно-морского флота планировался в объёме более 900 млрд рублей.[7]
[править] Экспорт
В 2011 году военно-морской сегмент составил 11 % российских экспортных поставок продукции военного назначения.[8]
[править] Производственные площадки
Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград): Фрегаты проекта 11356[9].
Северная верфь (Санкт-Петербург): Фрегаты проекта 22350,[10] судна тылового обеспечения проекта 23120[11].
Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре): Корветы проекта 20380[12].
Адмиралтейские верфи (Санкт-Петербург): Дизель-электрические подводные лодки проекта 06363[13].
Зеленодольский завод им. А. М. Горького (Татарстан): Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М»[14].
Морской завод «Алмаз» (Санкт-Петербург): Пограничные сторожевые корабли проекта 10410Б «Светляк»,[15] пограничные сторожевые катера проекта 12200 «Соболь»,[16] самоходные плавучие краны проекта 02690[17]
Восточная верфь (Владивосток): Пограничные сторожевые корабли проекта 22460 «Охотник»[18].
Ярославский судостроительный завод: десантные катера проекта 21820 «Дюгонь»[19]
Средне-Невский судостроительный завод (Санкт-Петербург): тральщики проекта 12700 «Александрит»[20].
Астраханский судоремонтный завод: Буксиры-спасатели проекта 22870[21].
Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное): Буксиры-спасатели проекта 02980[22].
Судоремонтно-судостроительная корпорация (Городец, Нижегородская область): Пограничные дебаркадеры проекта 09662 «Родшер»[23].
«Судостроительная фирма „Алмаз“» (Санкт-Петербург): Самоходные плавучие краны проекта 02690[24].
[править] Проектировщики
Северное проектно-конструкторское бюро (Санкт-Петербург):
- Фрегат проекта 11356[25]
- Фрегат проекта 22350[26]
- Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 «Охотник»[27]
Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург):
- Корвет проекта 20380[28]
- Пограничный сторожевой корабль проекта 10410Б «Светляк»[29]
- Пограничный сторожевой катер проекта 12200 «Соболь»[30]
- Тральщик проекта 12700 «Александрит»[31]
Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург):
- ДЭПЛ проекта 06363[32]
Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро:
- Ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М»[33]
ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева (Нижний Новгород):
- Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь»[34]
Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное):
- Буксир-спасатель проекта 02980[35]
КБ «Вымпел» (Нижний Новгород):
- Спасательное буксирное судно проекта 22870[36]
Судоремонтно-судостроительная корпорация (Городец):
- Пограничный дебаркадер проекта 09662 «Родшер»[37]
Спецсудопроект (Санкт-Петербург):
[править] Оценки
В июле 2018 года директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов заявил: «Мы видим, что промышленность справляется со строительством неатомных подлодок, более-менее удовлетворительно обстоят дела в части строительства стратегических подводных ракетоносцев и многоцелевых атомных субмарин. Но постройка основных классов надводных кораблей пребывает в постоянном кризисе.»[40]
[править] Перспективы
В новой госпрограмме вооружения до 2027 года (в части ВМФ оценивается примерно в 4 трлн рублей) есть крайне важные проекты — строительство стратегических АПЛ «Борей-А», многоцелевых субмарин пятого поколения типа «Хаски» (носитель гиперзвуковых ракет «Циркон»), неатомных подлодок «Калина». Под особым контролем находятся проекты подводных беспилотников типа «Цефалопод» и «Статус-6», способных нести обычный и ядерный заряды соответственно и о которых Путин упоминал в послании Федеральному собранию в 2018 году.[41][42]
[править] Авианосцы
К 2027 году ВМФ России может получить новый авианесущий крейсер, который придёт на смену тяжёлому авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов».[43]
[править] Эсминцы
В России ведётся разработка эсминца проекта 23560 «Лидер», обладающего ядерной силовой установкой. «Лидер» получит на вооружение ракеты «Калибр» и «Оникс», зенитные ракетные комплексы С-500 «Прометей» и «Полимент-Редут», а также ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М».[44][45]
[править] Атомные подводные лодки
«Статус-6» — океанская многоцелевая система, которую разрабатывает конструкторское бюро по проектированию подводных лодок всех классов «ЦКБ МТ „Рубин“». Главной составляющей системы является торпеда (обозначена как «самоходный подводный аппарат»), оборудованная ядерным реактором. Она несёт ядерную боеголовку мощностью 100 мегатонн. Скорость хода — 185 км/ч, дальность хода торпеды — 10 тыс. км, глубина хода — до 1000 м. Эти характеристики способны обеспечить прорыв противолодочной береговой системы США. Предназначение системы — «поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного загрязнения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени». В качестве носителей торпеды указаны специальные атомные подводные лодки проектов 09852 «Белгород» и 09851 «Хабаровск».[46]
В России развёрнуты работы по созданию следующего, 5-го поколения атомных многоцелевых подводных лодок, которые придут на смену АПЛ проекта 885/885М «Ясень».[47]
Система «Статус-6» должна пройти военную приёмку в 2020 году.[48]
[править] Неатомные подводные лодки
Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» ведёт разработку анаэробной энергетической установки для подводных лодок. Эта энергетическая установка будет использовать для работы водород высокой степени очистки. Его будут получать на борту корабля из дизельного топлива методом риформинга, то есть преобразования топлива в водородсодержащий газ и ароматические углеводороды, которые затем будут проходить через установку выделения водорода. Полученный водород будет подаваться в водородно-кислородные топливные элементы, где и будет вырабатываться электричество для двигателей и бортовых систем. При такой схеме конструкторы рассчитывают получить способ практически бесшумной выработки электроэнергии. Как ожидается, энергетическая мощностью установки составит около 400 кВт. Перспективная анаэробная установка спроектирована по модульному принципу, благодаря чему ее можно будет устанавливать практически на любые типы подводных лодок.[49]
[править] Ссылки
- Строящиеся корабли для ВМФ России[6]
- Строящиеся корабли для ВМФ России. Фотообзор
- Фотофакт. Строящиеся фрегаты проекта 22350
- Лучшие инвестидеи российского судостроения
- Военно-морской флот РФ получит до конца года более 50 новых кораблей. 27 июля 2014
- «38 попугаев» и три «грачонка». 17 января 2014
- Строительство кораблей и вспомогательных судов для ВМФ России. 12 ноября 2014
- В США опубликован топ-5 самых опасных вооружений ВМФ России. 9 мая 2015
- Список кораблей Военно-морского флота Российской Федерации
- Страсти по турбине. Ремонт украинских двигателей: шпионаж или лобби. 27 сентября 2016
- Контракт на новый большой гидрографический катер проекта 23040Г // Defence.ru
- Минобороны РФ заказало два патрульных корабля проекта 23550 для работы в Арктике // Defence.ru
- На заводе «Янтарь» заложат «Алмаз» // Defence.ru
- Годовой отчет Объединенной судостроительной корпорации за 2015 год. 21 августа 2016
- Предварительные итоги ГПВ-2020 в части военного кораблестроения
[править] Примечания
- ↑ См. Производимая в России техника
- ↑ [1]
- ↑ Судостроение // БСЭ. — 1969—1978
- ↑ Военное судостроение России[2]
- ↑ http://www.kommersant.ru/doc/811478
- ↑ Гладышева И. В. Проблемы конкурентоспособности судостроения России
- ↑ Содержание расширенной версии исследования «Судостроительная промышленность России 2007—2010 гг.»
- ↑ Перевыполнили
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2014 года в картинках: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2014 года в картинках: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2014 года в картинках: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2014 года в картинках: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2014 года в картинках: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2014 года в картинках: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ Россия нашла замену «Мистралям». 30 мая 2015
- ↑ Российский эсминец «Лидер» будет атомным. 19 мая 2015
- ↑ Минобороны решило заказать восемь атомных эсминцев «Лидер» // Defence.ru
- ↑ Российский ОПК заглядывает за горизонт. Новые образцы техники, планируемые к принятию на вооружение к 2020 году. 31 декабря 2015
- ↑ «Минобороны РФ заключило контракт на создание атомной подводной лодки пятого поколения» в блоге «Подписан договор…» — Сделано у нас // Sdelanounas.ru
- ↑ Российский ОПК заглядывает за горизонт. Новые образцы техники, планируемые к принятию на вооружение к 2020 году. 31 декабря 2015
- ↑ Проект новейшей неатомной подлодки «Калина» уже разработан // Defence.ru