Военное судостроение России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Корвет «Стерегущий»
Корвет «Стерегущий»
Малый ракетный корабль «Серпухов»
Малый ракетный корабль «Серпухов»
Малый ракетный корабль «Ураган»
Малый ракетный корабль «Ураган»
Большой десантный корабль «Иван Грен»
Большой десантный корабль «Иван Грен»

Военное судостроение России — крупная отрасль российских судостроения и оборонной промышленности.

В России осуществляется разработка и производство надводных кораблей (включая фрегаты, корветы, ракетные корабли) и подводных лодок (атомных и дизель-электрических).[1] Основным производителем является государственная компания «Объединённая судостроительная корпорация».

Россия обеспечивает около 12 % в мировом военном кораблестроении, занимая 2-е место после США. «Объединённая судостроительная корпорация» по объёмам выпуска продукции в военном кораблестроении занимает 7-е место в мире.[2]

Содержание

[править] История

[править] Советское время

Подробнее см. также: Военное судостроение СССР

Перед Второй мировой войной в СССР было построено значительное количество торпедных катеров, сторожевых кораблей, тральщиков, крейсеров, подводных лодок.[3]

До 1990 года военное судостроение СССР занимало одно из лидирующих мест в мире, обеспечивая около трети мирового военного кораблестроения. Судостроительная промышленность СССР ежегодно выпускала кораблей и судов для ВМФ общим водоизмещением более 300 тыс. тонн.[4]

[править] С 1992 года

Российское военное надводное судостроение прошло значительный путь рыночной трансформации. Ряд заводов и особенно НИИ КБ, естественно, остались в руках государства. Но одновременно возникли и достаточно крупные частные структуры — вполне устойчивые и работоспособные. Что касается подводного судостроения, то оно никак не было затронуто приватизацией.[5]

После распада СССР были резко сокращены заказы на строительство военных кораблей. Если в 1989 году судостроительная промышленность СССР построила по заказам Военно-морского флота 50 единиц подводных лодок, боевых кораблей и судов обеспечения, то спустя несколько лет, судостроительная промышленность России построила для тех же заказчиков: в 1994 г. — 11, в 1995 г. — 9, в 1996 г. — 6 и в 1997—2000 гг. — по 1-3 корабля и судна. В 2004 году для ВМФ и ФПС построено 4 корабля.[6]

В 2006 году была принята «Государственная программа развития вооружений на 2007—2015 годы», в соответствии с которой общий объём финансирования переоснащения военно-морского флота планировался в объёме более 900 млрд рублей.[7]

[править] Экспорт

В 2011 году военно-морской сегмент составил 11 % российских экспортных поставок продукции военного назначения.[8]

[править] Производственные площадки

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград): Фрегаты проекта 11356[9].

Северная верфь (Санкт-Петербург): Фрегаты проекта 22350,[10] судна тылового обеспечения проекта 23120[11].

Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре): Корветы проекта 20380[12].

Адмиралтейские верфи (Санкт-Петербург): Дизель-электрические подводные лодки проекта 06363[13].

Зеленодольский завод им. А. М. Горького (Татарстан): Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М»[14].

Морской завод «Алмаз» (Санкт-Петербург): Пограничные сторожевые корабли проекта 10410Б «Светляк»,[15] пограничные сторожевые катера проекта 12200 «Соболь»,[16] самоходные плавучие краны проекта 02690[17]

Восточная верфь (Владивосток): Пограничные сторожевые корабли проекта 22460 «Охотник»[18].

Ярославский судостроительный завод: десантные катера проекта 21820 «Дюгонь»[19]

Средне-Невский судостроительный завод (Санкт-Петербург): тральщики проекта 12700 «Александрит»[20].

Астраханский судоремонтный завод: Буксиры-спасатели проекта 22870[21].

Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное): Буксиры-спасатели проекта 02980[22].

Судоремонтно-судостроительная корпорация (Городец, Нижегородская область): Пограничные дебаркадеры проекта 09662 «Родшер»[23].

«Судостроительная фирма „Алмаз“» (Санкт-Петербург): Самоходные плавучие краны проекта 02690[24].

[править] Проектировщики

Северное проектно-конструкторское бюро (Санкт-Петербург):

  • Фрегат проекта 11356[25]
  • Фрегат проекта 22350[26]
  • Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 «Охотник»[27]

Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург):

Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург):

Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро:

  • Ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М»[33]

ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева (Нижний Новгород):

Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное):

  • Буксир-спасатель проекта 02980[35]

КБ «Вымпел» (Нижний Новгород):

  • Спасательное буксирное судно проекта 22870[36]

Судоремонтно-судостроительная корпорация (Городец):

  • Пограничный дебаркадер проекта 09662 «Родшер»[37]

Спецсудопроект (Санкт-Петербург):

  • Судно тылового обеспечения проекта 23120[38]
  • Самоходный плавучий кран проекта 02690[39]

[править] Оценки

В июле 2018 года директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов заявил: «Мы видим, что промышленность справляется со строительством неатомных подлодок, более-менее удовлетворительно обстоят дела в части строительства стратегических подводных ракетоносцев и многоцелевых атомных субмарин. Но постройка основных классов надводных кораблей пребывает в постоянном кризисе.»[40]

[править] Перспективы

В новой госпрограмме вооружения до 2027 года (в части ВМФ оценивается примерно в 4 трлн рублей) есть крайне важные проекты — строительство стратегических АПЛ «Борей-А», многоцелевых субмарин пятого поколения типа «Хаски» (носитель гиперзвуковых ракет «Циркон»), неатомных подлодок «Калина». Под особым контролем находятся проекты подводных беспилотников типа «Цефалопод» и «Статус-6», способных нести обычный и ядерный заряды соответственно и о которых Путин упоминал в послании Федеральному собранию в 2018 году.[41][42]

[править] Авианосцы

К 2027 году ВМФ России может получить новый авианесущий крейсер, который придёт на смену тяжёлому авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов».[43]

[править] Эсминцы

В России ведётся разработка эсминца проекта 23560 «Лидер», обладающего ядерной силовой установкой. «Лидер» получит на вооружение ракеты «Калибр» и «Оникс», зенитные ракетные комплексы С-500 «Прометей» и «Полимент-Редут», а также ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М».[44][45]

[править] Атомные подводные лодки

«Статус-6» — океанская многоцелевая система, которую разрабатывает конструкторское бюро по проектированию подводных лодок всех классов «ЦКБ МТ „Рубин“». Главной составляющей системы является торпеда (обозначена как «самоходный подводный аппарат»), оборудованная ядерным реактором. Она несёт ядерную боеголовку мощностью 100 мегатонн. Скорость хода — 185 км/ч, дальность хода торпеды — 10 тыс. км, глубина хода — до 1000 м. Эти характеристики способны обеспечить прорыв противолодочной береговой системы США. Предназначение системы — «поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного загрязнения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени». В качестве носителей торпеды указаны специальные атомные подводные лодки проектов 09852 «Белгород» и 09851 «Хабаровск».[46]

В России развёрнуты работы по созданию следующего, 5-го поколения атомных многоцелевых подводных лодок, которые придут на смену АПЛ проекта 885/885М «Ясень».[47]

Система «Статус-6» должна пройти военную приёмку в 2020 году.[48]

[править] Неатомные подводные лодки

Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» ведёт разработку анаэробной энергетической установки для подводных лодок. Эта энергетическая установка будет использовать для работы водород высокой степени очистки. Его будут получать на борту корабля из дизельного топлива методом риформинга, то есть преобразования топлива в водородсодержащий газ и ароматические углеводороды, которые затем будут проходить через установку выделения водорода. Полученный водород будет подаваться в водородно-кислородные топливные элементы, где и будет вырабатываться электричество для двигателей и бортовых систем. При такой схеме конструкторы рассчитывают получить способ практически бесшумной выработки электроэнергии. Как ожидается, энергетическая мощностью установки составит около 400 кВт. Перспективная анаэробная установка спроектирована по модульному принципу, благодаря чему ее можно будет устанавливать практически на любые типы подводных лодок.[49]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. См. Производимая в России техника
  2. [1]
  3. Судостроение // БСЭ. — 1969—1978
  4. Военное судостроение России[2]
  5. http://www.kommersant.ru/doc/811478
  6. Гладышева И. В. Проблемы конкурентоспособности судостроения России
  7. Содержание расширенной версии исследования «Судостроительная промышленность России 2007—2010 гг.»
  8. Перевыполнили
  9. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  10. Итоги 2014 года в картинках: спуск на воду новых кораблей
  11. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  12. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  13. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  14. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  15. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  16. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  17. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  18. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  19. Итоги 2014 года в картинках: спуск на воду новых кораблей
  20. Итоги 2014 года в картинках: спуск на воду новых кораблей
  21. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  22. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  23. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  24. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  25. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  26. Итоги 2014 года в картинках: спуск на воду новых кораблей
  27. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  28. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  29. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  30. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  31. Итоги 2014 года в картинках: спуск на воду новых кораблей
  32. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  33. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  34. Итоги 2014 года в картинках: спуск на воду новых кораблей
  35. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  36. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  37. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  38. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  39. Итоги 2015 года: спуск на воду новых кораблей
  40. [3]
  41. [4]
  42. [5]
  43. Россия нашла замену «Мистралям». 30 мая 2015
  44. Российский эсминец «Лидер» будет атомным. 19 мая 2015
  45. Минобороны решило заказать восемь атомных эсминцев «Лидер» // Defence.ru
  46. Российский ОПК заглядывает за горизонт. Новые образцы техники, планируемые к принятию на вооружение к 2020 году. 31 декабря 2015
  47. «Минобороны РФ заключило контракт на создание атомной подводной лодки пятого поколения» в блоге «Подписан договор…» — Сделано у нас // Sdelanounas.ru
  48. Российский ОПК заглядывает за горизонт. Новые образцы техники, планируемые к принятию на вооружение к 2020 году. 31 декабря 2015
  49. Проект новейшей неатомной подлодки «Калина» уже разработан // Defence.ru
Судостроение России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Отрасли  Гражданское судостроениеВоенное судостроение (Надводное, Подводное)
Компании  ОСКСеверная верфьСеверное машиностроительное предприятиеАдмиралтейские верфиПСЗ «Янтарь»Балтийский заводЗвездочкаВыборгский судостроительный заводАмурский судостроительный заводДВЗ «Звезда»Красное СормовоКрыловский государственный научный центрСредне-Невский судостроительный завод
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Оборонная промышленность России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Отрасли  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроениеПроизводство военных роботов
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Оборонно-промышленный комплекс России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Авиастроение   СамолётостроениеВертолётостроение
Судостроение  Надводное кораблестроениеПодводное кораблестроение
Прочие отрасли  ТанкостроениеПроизводство средств ПВО
Компании  РостехОборонпромВСМПО-АвисмаРусСпецСтальОДК-СатурнМоторостроительАлмаз-АнтейМотовилихинские моторыУралвагонзаводТактическое ракетное вооружениеСеверное машиностроительное предприятиеАмурский судостроительный заводАрзамасский машиностроительный заводКБ приборостроенияКонструкторское бюро машиностроенияКурганский машиностроительный заводНПО машиностроения
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Машиностроение России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Авиационная промышленность  СамолётостроениеВертолётостроение
Ракетостроение  Космическое ракетостроениеСтратегическое ракетостроениеТактическое ракетостроение
Судостроение  Гражданское судостроениеВоенное судостроение
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Железнодорожное машиностроение  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроение  ТракторостроениеПроизводство зерноуборочных комбайнов
Двигателестроение  Авиационное двигателестроениеРакетное двигателестроениеАвтомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроение  Атомное энергетическое машиностроениеПроизводство котельного оборудования
Станкостроение  Производство металлообрабатывающих станковПроизводство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленность  Микроэлектроника
Приборостроение  Часовая промышленностьАвиационное приборостроениеМорское приборостроениеМедицинское приборостроение
Оборонная промышленность  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты