Военное авиастроение России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Военное авиастроение России — крупная отрасль российской авиационной промышленности и оборонной промышленности.

В России осуществляется разработка и производство военных самолётов (включая истребители, бомбардировщики, военно-транспортные самолёты), вертолётов и БПЛА.[1] Основными производителями военной авиатехники являются государственные компании «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Вертолёты России».

Содержание

[править] Виды техники

[править] Самолёты

Истребитель Су-35
Истребитель Су-35

Россия выпускает:

  • Истребители — Су-35 (поколение 4++), Су-30 (поколение 4++), МиГ-29 (поколение 4);
  • Самолёты-разведчики — Ту-214Р;
  • Учебно-боевые самолёты — Як-130.

Россия выпускает самолёты Су-30СМ. Это сверхманевренный многофункциональный истребитель для завоевания господства в воздухе поколения «4++». Истребители поставляются в Минобороны России с 2012 года в интересах Воздушно-космических сил и ВМФ.[2]

Россия выпускает фронтовые истребители-бомбардировщики Су-34. Самолёт разработан компанией «Сухой» в качестве замены фронтовому бомбардировщику Су-24. Серийно самолёт выпускается на Новосибирском авиационном заводе. Относится к поколению российских истребителей 4++. Разработка самолёта началась 19 июня 1986 года, а широкой публике он был впервые представлен весной 1995 года на международном авиасалоне в Ле Бурже. Отличительным качеством Су-34 является то, что он может вести бой в одиночку с помощью специальной бортовой РЛС заднего обзора. На вооружении самолёта кроме ракет на внешней подвеске и бомб находится 30-миллиметровая пушка ГШ-30-1.[3][4]

Ульяновский авиазавод «Авиастар-СП» осуществляет серийное производство военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А. Самолёт представляет собой глубокую модернизацию самолёта Ил-76МД. Впервые поднялся в воздух 22 сентября 2012 года. Ил-76МД-90А оснащён новыми двигателями ПС-90А-76 и усиленным крылом. Максимальная взлётная масса самолёта составляет 210 тонн при грузоподъёмности в 60 тонн. У Ил-76МД-90А полностью «стеклянная» кабина пилотов. Он способен развивать скорость до 850 км в час и выполнять полёты на расстояние до 6 тыс. км.[5][6]

[править] Вертолёты

Россия выпускает вертолёты:

  • Ми-28 (ударный);
  • Ми-35 (ударный);
  • Ка-52 (разведывательно-ударный);
  • Ми-8 (военно-транспортный);
  • Ка-28 (корабельный);
  • Ка-31 (вертолёт ДРЛО);
  • Ми-28УБ (учебно-боевой).

В России выпускается тяжёлый транспортно-десантный вертолёт Ми-26. Он предназначен для транспортировки боевой техники и различных грузов, а также для перевозки десанта и раненых. Он является самым грузоподъёмным серийно выпускаемым вертолётом в мире.[7]

[править] БПЛА

В России выпускаются беспилотники «Орлан-10». Комплекс «Орлан-10» позволяет контролировать труднодоступную местность и объекты на ней, может применяться при проведении поисково-спасательных работ, в том числе в горах.[8]

Беспилотные летательные аппараты «Тахион» производятся в Ижевске на предприятии «Ижевск — Беспилотные системы». Они могут выполнять боевые задачи в любое время суток благодаря оснащению фото-, инфракрасным и видео модулями. Максимальная скорость летательного аппарата составляет около 120 км/час, максимальная высота полета — до 3 км.[9]

В России выпускаются беспилотники «Гранат». В семействе беспилотников «Гранат» выделяется 4 вида БПЛА: «Гранат-1» и «Гранат-2» — аппараты ближнего действия (10-15 км), «Гранат-3» и «Гранат-4» — рассчитаны на средние расстояния (около 30 км). Таким образом, БПЛА из данного семейства могут осуществлять разведывательные полёты на относительно небольшие дистанции. Из аппаратуры, которое устанавливается на «Гранат», можно выделить инфракрасные тепловизионные камеры. При этом самая точная у «Граната-4», что позволяет ему осуществлять разведку с высоты 1 км.[10]

В России выпускается беспилотник «Леер-3». Он принят на вооружение российской армии в январе 2014 года. Комплекс «Леер-3» используется для проведения мониторинга GSM-сетей связи, определения местоположения системных идентификаторов мобильных станций, передачи полученной информации. Комплекс «Леер-3» состоит из двух автоматизированных мест операторов, системы командно-телеметрической радиосвязи, стартовой катапульты и двух БПЛА. «Леер-3» может заблокировать до трёх операторов GSM-связи, находящихся в радиусе применения комплекса. Радиус применения БПЛА достигает 120 км.[11][12]

В России выпускается беспилотник «Элерон».[13]

Завод УЗГА в Екатеринбурге собирает по лицензии беспилотники «Форпост». «Форпост» представляет собой систему Searcher MkII разработки израильского концерна Israel Aerospace Industries.[14]

[править] Перспективы

[править] Истребители поколения 4++

В России ведётся разработка истребителя МиГ-35. Это многоцелевой истребитель поколения «4++», представляющий собой дальнейшее развитие боевых самолётов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 в направлении повышения боевой эффективности и универсальности, а также улучшения эксплуатационных характеристик.[15]

В 2017 году пройдут испытания истребителя МиГ-35.[16] Они будут непродолжительными по времени, поскольку уже имеется многократно испытанный его прототип.[17]

В 2018 году начнутся поставки истребителей МиГ-35 в ВКС России.[18]

[править] Истребители 5-го поколения

Истребитель Су-57
Истребитель Су-57

В конце 2017 года начнётся серийное производство самолёта Су-57.[19]

К 2017 году будут готовы первые опытные образцы нового двигателя («изделие 30») для самолёта Су-57.[20]

В 2018 году начнутся серийные поставки в войска самолётов Су-57.[21]

В 2018 году пройдут первые полёты с новым двигателем («изделие 30») для самолёта Су-57.[22]

[править] Истребители 6-го поколения

В России ведётся разработка беспилотной и пилотируемой версий истребителя 6-го поколения.[23]

Российские боевые самолёты 6-го поколения в беспилотном варианте получат на вооружение мощные электромагнитные пушки, которые смогут полностью выводить из строя электронику противника. Это будут самолёты, одновременно сочетающие гиперзвуковую скорость полёта, малую заметность, высокую защищённость, искусственный интеллект, чтобы работать в группе, и самое современное оружие.[24]

Самолёт 6-го поколения будет сверхманевренным.[25]

Маловероятно, что на пилотируемом варианте самолёта 6-го поколения будет использоваться электромагнитное оружие, или СВЧ-оружие. В частности, электромагнитный импульс, которым будет вести стрельбу СВЧ-оружие, будет такой мощности, что крайне сложно защитить лётчика от собственного вооружения.[26]

Научные разработки по боевым самолётам 6-го поколения будут выполнены к 2021 году.[27]

Первый полёт самолёт 6-го поколения совершит до 2025 года.[28]

[править] Перехватчики

Перехватчик МиГ-41 будет разрабатываться для замены перехватчиков МиГ-31.[29]

Опытно-конструкторские работы по разработке ПАК ДП начнутся не ранее 2019 года.[30]

[править] Стратегические бомбардировщики

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) — российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения, разрабатываемый компанией «Туполев». Проект не является развитием или модернизацией уже существующих машин, а представляет собой принципиально новый летательный аппарат.[31]

Ту-160М2 — усовершенствованная версия сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160. Ту-160М2 по сравнению с предыдущей версией отличает новейшие системы обеспечения боевого применения, а также последние версии двухконтурного турбореактивного форсированного двигателя НК-32. Ту-160М2 сможет развивать скорость 2 Маха и нести на борту крылатые ракеты большой дальности Х-101/102, запускаемые вне зоны поражения ПВО противника. Дальность полёта новой версии бомбардировщика увеличится на 1 тыс. км благодаря обновлённой версии двигателя НК-32.[32]

ПАК ДА пойдёт на замену бомбардировщикам Ту-95МС и Ту-22М3.[33]

Первый полёт самолёта Ту-160М2 может состояться в конце 2018 года.[34]

В 2020 году стратегический бомбардировщик ПАК ДА должен впервые подняться в воздух.[35]

В 2021 году пройдут государственные испытания стратегического бомбардировщика ПАК ДА.[36]

В 2023 году начнётся серийный выпуск стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.[37]

Не позднее 2023 года в Вооружённые силы России начнёт поступать ракетоносец Ту-160М2.[38]

В 2025 году начнутся поставки в войска стратегических бомбардировщиков ПАК ДА.[39]

[править] Фронтовые бомбардировщики

В России ведётся разработка фронтового бомбардировщика Су-34М (модернизированный вариант самолёта Су-34). На Су-34М будет установлена модернизированная бортовая радиолокационная станция с улучшенными характеристиками. Кроме того, самолёт планируется оснастить подвесными контейнерами с дополнительным оборудованием специального назначения.[40][41]

К 2020 году будет создан фронтовой бомбардировщик Су-34М.[42]

[править] Самолёты корабельной авиации

В России ведётся разработка палубного истребителя ПАК КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), создающегося на основе истребителя Т-50.[43]

[править] Самолёты с лазерным вооружением

В России ведётся разработка боевого самолёт А-60, способного уничтожать объекты противника с помощью высокоточного лазера. Проект реализуется в рамках опытно-конструкторских работ «Сокол-Эшелон». Оружие самолёта будет настолько мощным, что от него придется защищать и сам самолет. У него будет сверхточная навигация, ведь чтобы узкие лучи оружия этого самолёта попадали в объекты, экипаж должен с высокой точностью определять местоположение в пространстве. На его борту будет мощная система электропитания и защиты от радиоэлектронного воздействия противника. Самолёт будет иметь очень мощный бортовой комплекс обороны, так как на него будут нацелены самые современные средства поражения. Предполагается, что на нём будет установлен комбинированный комплекс радиоэлектронной борьбы с элементами «Витебска», «Хибин» и целого ряда других систем для эффективной защиты.[44]

[править] Самолёты ДРЛО

Самолёт ДРЛО А-100
Самолёт ДРЛО А-100

Самолёт А-100 «Премьер» совершит первый испытательный полёт в марте 2017 года.[45]

Самолёт А-100 совершит первый полёт в 2018 году.[46]

[править] Тяжёлые транспортные самолёты

В компании «Ильюшин» прорабатывается несколько вариантов сверхтяжёлого самолёта ПАК ВТА (перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации). В зависимости от максимальной нагрузки в итоговом варианте тактико-технического задания, самолёт будет оснащаться разными двигателями. Оптимальным вариантом может стать новый двигатель ПД-23, который запущен в качестве ОКР. В этом случае мы можем говорить о ПАК ВТА с полезной нагрузкой в 100 тонн. Если заказчик будет настаивать на 80-тонной машине, то в качестве силовой установки можно будет использовать ПС-90А1.[47]

Основной самолёт семейства ПАК ВТА получит индекс Ил-106, а его максимальная грузоподъёмность составит 80-100 тонн. Наименование Ил-106 ранее носил нереализованный проект нового тяжёлого транспортника. В 1987 году аванпроект этой машины выиграл конкурс ВВС СССР на перспективный оперативно-стратегический военно-транспортный самолёт грузоподъёмностью 80 тонн.[48]

Новые самолёты должны заменить остающиеся в строю Ан-124 «Руслан» и более старые Ан-22 «Антей». Также в перспективе самолёты 80-тонного класса грузоподъёмности могут заменить в строю тяжёлые транспортники Ил-76 с грузоподъёмностью 50-60 тонн.[49][50]

В 2016 году начнутся основные работы по проектированию самолёта «Ермак».[51]

Серийный выпуск самолётов «Ермак» планируется начать в 2024 году.[52]

[править] Средние транспортные самолёты

В России ведётся разработка среднего военно-транспортного самолёта Ил-214. Максимальная полезная нагрузка — 20 тонн. Дальность полёта с полезной нагрузкой 20 тонн — 2000 км. Потребная длина ВПП — 1530 м.[53][54] В качестве силовой установки самолёта рассматриваются два двигателя ПС-90А, либо два перспективных двигателя ПД-14.[55]

[править] Лёгкие транспортные самолёты

В России ведётся разработка лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В. Максимальная полезная нагрузка — 5 тонн. Дальность полёта с полезной нагрузкой 3,5 тонны — 2400 км. Потребная длина ВПП — 1200 м. Двигатель — ТВ7-117СТ.[56] Ил-112В должен заменить устаревшие самолёты Ан-26.[57]

В России ведутся испытания двигателя ТВ7-117СТ, предназначенного использования на самолёте Ил-112В.[58]

Минобороны России должно получить первые два двигателя ТВ7-117СТ в феврале 2017 года.[59]

Первый полёт самолёта Ил-112В должен состояться в июле 2017 года.[60]

Серийное производство двигателей ТВ7-117СТ для самолёта Ил-112В будет запущено в Омске с 2018 года.[61]

В 2019 году на ВАСО начнётся серийное производство лёгкого транспортного самолёта Ил-112.[62]

[править] Учебные самолёты

Опытный образец учебно-тренировочного самолёта СР-10
Опытный образец учебно-тренировочного самолёта СР-10

В России ведётся разработка самолёта СР-10. Это двухместный спортивно-пилотажный и учебно-тренировочный самолёт для базовой лётной подготовки лётчиков военной авиации. Он должен занять нишу между учебно-тренировочным Як-152 и учебно-боевым Як-130.[63]

В России ведётся разработка двигателя СМ-100 для лёгких учебных и боевых самолётов. Перед НПЦ газотурбостроения «Салют» стоит задача в короткие сроки создать значительно превосходящий зарубежные аналоги двигатель, в котором будут применены только отечественные материалы и радиоэлектронные компоненты. Двигатель будет иметь взлётную тягу более трёх тонн. У схожего АИ-222-25, который используется в учебно-боевых самолётах Як-130, этот параметр составляет 2,5 тонны. Двигатели на базе СМ-100 в перспективе будут применяться не только на самолетах Як-130 и его модификациях, но и станет базовым двигателем для бизнес- и административных самолетов, а также беспилотных летательных аппаратов различного назначения.[64]

В 2017 году пройдут государственные испытания самолёта СР-10.[65]

Опытный образец двигателя СМ-100 будет изготовлен в 2018 году.[66]

[править] Вертолёты

Вертолёт Ми-38
Вертолёт Ми-38

Перспективный скоростной вертолёт (ПСВ) — многоцелевой вертолёт потенциально двойного (военного и гражданского) назначения предназначен для замены машин семейства Ми-8/17, и планируется к разработке сразу в нескольких версиях, включая пассажирскую, поисково-спасательную, патрульную и медицинскую. Машина массой 10,5-11,5 тонн должна обеспечивать перевозку 21-24 человек на скорости до 450 км в час. Дальность перелёта с нормальной коммерческой нагрузкой 2500 килограммов определена в 900 км.[67]

В России ведётся разработка многоцелевого вертолёта Ка-62.

Россия и Китай совместно ведут разработку тяжёлого многоцелевого вертолёта AHL. Рамочное соглашение об этом было заключено в мае 2015 года. Взлётная масса новой машины может составить 38 тонн.[68]

Турбовальный двигатель ВК-2500П по состоянию на 2016 год находится на стадии испытаний. ВК-2500П представляет собой модификацию ВК-2500 с использованием современной отечественной цифровой электронной системы управления и контроля типа FADEC, которая обеспечивает более высокие эксплуатационные характеристики двигателя.[69]

«ОДК» ведёт разработку вертолётного двигателя ВК-2500М. Хотя его название отличается от названия других двигателей семейства ВК-2500 только одной буквой, это фактически новый двигатель с новыми компрессором, компрессорной и свободной турбинами, системой управления и другими усовершенствованиями, которые позволят достичь новых ресурсных показателей. ВК-2500М разрабатывается в двух модификациях, отличающихся тем, в какую сторону — вперед или назад — выведен вал свободной турбины для передачи мощности на редуктор, так что новый двигатель можно будет использовать на вертолетах «Ми» и «Ка».[70]

«ОДК» ведёт разработку двигателя ПД-12В для тяжёлого вертолёта Ми-26.[71][72]

Сертификация новейшего вертолёта Ми-171А2 запланирована на I квартал 2017 года.[73]

Серийный выпуск вертолёта Ми-171А2 начнётся в I квартале 2017 года.[74]

Серийные поставки Минобороны России многоцелевых вертолётов Ми-38 планируется начать в 2018 году.[75]

Модернизированный боевой вертолёт Ми-28НМ «Ночной охотник» с двойным управлением и усиленным вооружением, как ожидается, серийно пойдёт в войска к 2018 году.[76]

В 2020 году планируется получить сертификат на вертолётный двигатель ВК-2500М.[77]

Сертификационные испытания вертолёта ПСВ планируются к 2020 году.[78]

К 2020 году будет создан принципиально новый вертолёт для морской авиации, предназначенный для замены вертолёта Ка-27.[79]

[править] Беспилотники

Беспилотный летательный аппарат «Корсар»
Беспилотный летательный аппарат «Корсар»

По состоянию на сентябрь 2016 года российскими предприятиями в интересах Министерства обороны России ведётся ряд работ по созданию перспективных беспилотных авиационных систем. Это проект тактического БЛА, два проекта средневысотных БЛА большой продолжительности полета, проекты высотных аппаратов и разведывательно-ударного БЛА малой заметности.[80]

Рыбинское КБ «Луч» ведёт разработку тактического беспилотника «Корсар». Основными задачами этого БЛА станут разведка и наблюдение в радиусе до 50 км. Взлётная масса аппарата — около 200 кг.[81]

ОКБ Симонова ведёт ОКР по созданию ударного беспилотника средней дальности «Зеница». Скорость беспилотника составит 800 км/час.[82]

Холдинг «Сухой» ведёт ОКР по созданию ударного беспилотника большой дальности «Охотник-У». БЛА будет иметь взлетную массу около 20 тонн. Скорость беспилотника составит 800 км/час.[83][84][85]

Россия ведёт разработку беспилотного летательного аппарата (БПЛА), который будет использоваться для обнаружения самолётов «стелс». Модель беспилотника была представлена на дисплее одного из стендов Международного авиационно-космического салона МАКС-2015. Работы над БПЛА ведет ОАК. На КРЭТ, как субподрядчика, возложена разработка основных систем коммуникаций, РЭБ, самозащиты и наземной станции управления. Беспилотник сможет «увидеть» американские истребители F-22 и F-35, а также малозаметный стратегический бомбардировщик В-2 Spirit. Обнаружение «стелсов» является лишь одной из возможностей разрабатываемого БПЛА. Он также будет малозаметным: аппарат оснастят глубоко интегрированной системой радиоэлектронной борьбы, которая не только обеспечит защитную электромагнитную сферу для отражения ракет «воздух-воздух», но и скроет его от радаров. Авионика, радары и РЭБ-системы для нового беспилотника являются производными от «начинки», производимой для многофункционального истребителя Су-35 и ударного вертолета Ка-50.[86]

В России проходят испытания тяжёлого беспилотного летательного аппарата «Альтаир», относящегося к классу MALE. Двухдвигательный БЛА представляет собой высокоплан с размахом крыла чуть менее 30 м с V-образным хвостовым оперением. Как предполагается, максимальная продолжительность полета беспилотника будет достигать 48 часов.[87][88]

Корпорация «Иркут» проводит испытания БПЛА в рамках опытно-конструкторской работы «Прорыв» (ранее был известен как проект «Як-133»). Аппарат способен вести разведку и при необходимости уничтожать объекты противника, оставаясь при этом незаметным для его радаров. Новинка внешне сильно отличается от традиционных летательных аппаратов. Аэродинамическая схема беспилотника (сочетание геометрической и конструктивной схемы летательного аппарата) очень сложная, содержащая много уникальных технических решений, ранее не применявшихся ни в одном из серийных летательных аппаратов. В дальнейшем новейший беспилотник будет оснащен не только управляемыми ракетами класса «воздух-земля» и бомбами, но и оптико-электронными системами, комплексами радиотехнической разведки и даже радиолокатором. Состав вооружения беспилотника пока до конца еще не определен, но уже сейчас известно, что стационарные цели БПЛА будет уничтожать бомбами с лазерными и оптическими головками самонаведения, а также корректируемыми по сигналу ГЛОНАСС.[89]

Высотный БЛА «Сова» разрабатывает компания «Тайбер» при поддержке Фонда перспективных исследований (ФПИ). Это так называемый псевдоспутник — аппарат, способный длительное время барражировать над заданным районом на высотах выше коммерческого авиатрафика. Питание электродвигателям БЛА обеспечивают панели солнечных батарей.[90]

С конца 2016 года начнётся поставка опытных образцов беспилотников малого класса «Корсар» Вооружённым силам России.

В 2016 году начнётся серийное производство беспилотника «Чирок».

В I квартале 2017 года начнётся серийное производство беспилотников «Корсар».

В конце 2017 года состоится первый полёт прототипа БЛА «Кайра».

В 2017 году пойдут в серию радиоэлектронные системы нового поколения для беспилотников, которые позволят передавать информацию вертолётам, самолётам и космическим аппаратам.[91]

В 2018 году должен подняться в воздух опытный образец тяжёлого ударного беспилотника массой до 20 тонн, разрабатываемого компанией «Сухой».[92]

В 2018 году должно начаться серийное производство беспилотников «Альтаир».[93]

Беспилотник «Охотник-У» должен быть создан до 2020 года.[94]

Опытный образец многоцелевого тяжёлого беспилотника «Фрегат» вертикального взлёта и посадки планируется создать к 2020 году.[95]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. См. Производимая в России техника
  2. ВКС России до конца 2018 года получат более 30 истребителей Су-30СМ // Defence.ru
  3. Первый этап работ по созданию модернизированного Су-34М завершится в конце года // Defence.ru
  4. Российские Су-34 получат более мощное вооружение // Российская газета
  5. Минобороны купило новых транспортников на 140 миллиардов рублей: Наука и техника // Lenta.ru
  6. Генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Вельможкин: «Наши самолеты сегодня востребованы как гражданскими авиаперевозчиками, так и Вооруженными силами»
  7. Российские ВКС получат новейшие учебно-боевые вертолеты // Defence.ru
  8. До конца года ВВО Росиии получит 10 беспилотников «Орлан-10» и «Тахион». 9 марта 2016
  9. В Западном военном округе создали службу беспилотной авиации. 25 августа 2016
  10. В Западном военном округе создали службу беспилотной авиации. 25 августа 2016
  11. В Западном военном округе создали службу беспилотной авиации. 25 августа 2016
  12. ВВО РФ вооружат новыми беспилотниками
  13. В Западном военном округе создали службу беспилотной авиации. 25 августа 2016
  14. Минобороны РФ контролирует выполнение множества НИОКР в области беспилотных летательных аппаратов. 22 сентября 2016
  15. МиГ-35
  16. Российский самолет шестого поколения поднимется в воздух до 2025 года. 9 июня 2016
  17. МиГ-35 начнет поступать в войска в 2018 году // Defence.ru
  18. Российский самолет шестого поколения поднимется в воздух до 2025 года. 9 июня 2016
  19. [1]
  20. Новый двигатель для ПАК ФА будет мощнее и дешевле. 25 ноября 2015
  21. Серийные поставки истребителя Т-50 для начнутся в 2018 году. 3 июля 2016
  22. Новый двигатель для ПАК ФА будет мощнее и дешевле. 25 ноября 2015
  23. Работы над двумя вариантами самолета шестого поколения ведутся параллельно // Oborona.gov.ru
  24. Беспилотные истребители шестого поколения получат мощное СВЧ-оружие // Oborona.gov.ru
  25. Битва шестых поколений. США и Россия формулируют требования к истребителям будущего. 30 августа 2016
  26. Беспилотные истребители шестого поколения получат мощное СВЧ-оружие // Oborona.gov.ru
  27. КРЭТ: российские истребители шестого поколения будут действовать в беспилотной «стае». 11 июля 2016
  28. КРЭТ: российские истребители шестого поколения будут действовать в беспилотной «стае». 11 июля 2016
  29. Авиационные комплексы авиации. 18 августа 2015
  30. Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата. 13 августа 2015
  31. Российский ОПК заглядывает за горизонт. Новые образцы техники, планируемые к принятию на вооружение к 2020 году. 31 декабря 2015
  32. «Белый лебедь» России преодолеет систему ПРО // Oborona.gov.ru
  33. Авиационные комплексы авиации // Defence.ru
  34. «Белый лебедь» России преодолеет систему ПРО // Oborona.gov.ru
  35. Российский ОПК заглядывает за горизонт. Новые образцы техники, планируемые к принятию на вооружение к 2020 году. 31 декабря 2015
  36. Погосян: все возможности ОАК привлекут к созданию нового стратегического бомбардировщика. 11 ноября 2014
  37. «Технодинамика» восстановила производство топливных фильтров для Ту-160. 20 апреля 2016
  38. Россия получит новый ракетоносец через семь лет. 8 декабря 2015
  39. Российский ОПК заглядывает за горизонт. Новые образцы техники, планируемые к принятию на вооружение к 2020 году. 31 декабря 2015
  40. Для ВВС России создадут модернизированный Су-34. 8 августа 2016
  41. Первый этап работ по созданию модернизированного Су-34М завершится в конце года // Defence.ru
  42. Для ВВС России создадут модернизированный Су-34. 8 августа 2016
  43. [2]
  44. Новый боевой самолет России сможет уничтожать объекты противника с помощью лазеров. 24 сентября 2016
  45. «Всевидящее око» ВКС совершит первый полет в марте 2017 года. 22 августа 2016
  46. «Всевидящее око» ВКС совершит первый полет в марте 2017 года. 22 августа 2016
  47. В «Ильюшине» рассказали о проектировании нового сверхтяжелого транспортника. 23 августа 2016
  48. В «Ильюшине» рассказали о проектировании нового сверхтяжелого транспортника. 23 августа 2016
  49. В «Ильюшине» рассказали о проектировании нового сверхтяжелого транспортника. 23 августа 2016
  50. Авиационные комплексы авиации // Defence.ru
  51. Авиационные комплексы авиации // Interpolit.ru
  52. В «Ильюшине» рассказали о проектировании нового сверхтяжелого транспортника. 23 августа 2016
  53. Российско-индийский транспортник MTA: жив или мёртв? 11 августа 2016
  54. МТС
  55. ОАО «Ил» готовит к продувке в аэродинамической трубе масштабную модель перспективного среднего военно-транспортного самолёта. 27 июня 2016
  56. Ил-112В
  57. Двигатели для новейшего военного самолета начнут собирать в Омске // Российская газета
  58. ОДК начинает испытания нового самолетного двигателя ТВ7-117СТ. 15 сентября 2016
  59. ОДК начинает испытания нового самолетного двигателя ТВ7-117СТ. 15 сентября 2016
  60. Генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Вельможкин: «Наши самолеты сегодня востребованы как гражданскими авиаперевозчиками, так и Вооруженными силами»
  61. Двигатели для новейшего военного самолета начнут собирать в Омске // Российская газета
  62. Новый военный транспортник Ил-112 поднимут в воздух в 2017 году. 26 марта 2015
  63. Учебно-тренировочный самолет СР-10 получит российский двигатель. 7 сентября 2016
  64. ОДК соберет опытный образец нового двигателя для учебно-боевых самолетов в 2018 году // Oborona.gov.ru
  65. Учебно-тренировочный самолет СР-10 получит российский двигатель. 7 сентября 2016
  66. ОДК соберет опытный образец нового двигателя для учебно-боевых самолетов в 2018 году // Oborona.gov.ru
  67. Российский ОПК заглядывает за горизонт. Новые образцы техники, планируемые к принятию на вооружение к 2020 году. 31 декабря 2015
  68. Россия и Китай совместно создадут тяжелый вертолет. 8 июля 2015
  69. Новый российский двигатель ВК-2500П проходит летные испытания на Ми-28НМ. 9 сентября 2016
  70. Свои моторы. 19 мая 2015
  71. ОДК ведет 13 ОКР и 14 НИР — В.Белоусов. 24 ноября 2015
  72. ОДК разработает новый двигатель для российско-китайского тяжелого вертолета. 6 сентября 2016
  73. Ми-171А2 завершит испытания в 2017 году // Defence.ru
  74. Серийный выпуск Ми-171А2 начнется в 2017 году // Defence.ru
  75. Серийные поставки Ми-38 для Минобороны планируется начать в 2018 г. // Defence.ru
  76. Поставки в войска модернизированных «Ночных охотников» ожидаются к 2018 году // Defence.ru
  77. Вертолетный лабиринт. 10 июня 2016
  78. Российский ОПК заглядывает за горизонт. Новые образцы техники, планируемые к принятию на вооружение к 2020 году. 31 декабря 2015
  79. Новый вертолет для морской авиации создадут к 2020 году. 25 августа 2015
  80. Минобороны РФ контролирует выполнение множества НИОКР в области беспилотных летательных аппаратов. 22 сентября 2016
  81. Минобороны РФ контролирует выполнение множества НИОКР в области беспилотных летательных аппаратов. 22 сентября 2016
  82. «Сухой» и ОКБ Симонова создают ударные беспилотники со скоростью 800 км/ч. 8 октября 2015
  83. Российский ОПК заглядывает за горизонт. Новые образцы техники, планируемые к принятию на вооружение к 2020 году. 31 декабря 2015
  84. «Сухой» и ОКБ Симонова создают ударные беспилотники со скоростью 800 км/ч. 8 октября 2015
  85. Минобороны РФ контролирует выполнение множества НИОКР в области беспилотных летательных аппаратов. 22 сентября 2016
  86. СМИ: Россия создаст беспилотник для охоты на «стелсы». 27 августа 2015
  87. Минобороны создало Службу беспилотной авиации. 23 августа 2016
  88. Минобороны РФ контролирует выполнение множества НИОКР в области беспилотных летательных аппаратов. 22 сентября 2016
  89. Россия получила первый ударный беспилотник. 7 сентября 2016
  90. Минобороны РФ контролирует выполнение множества НИОКР в области беспилотных летательных аппаратов. 22 сентября 2016
  91. Радиоэлектронные системы нового поколения для беспилотников пойдут в серию в 2017 году. 25 февраля 2016
  92. Источник: модель российского ударного беспилотника уже готова. 17 октября 2014
  93. Минобороны РФ контролирует выполнение множества НИОКР в области беспилотных летательных аппаратов. 22 сентября 2016
  94. Российский ОПК заглядывает за горизонт. Новые образцы техники, планируемые к принятию на вооружение к 2020 году. 31 декабря 2015
  95. Минобороны создало Службу беспилотной авиации. 23 августа 2016
Авиационная промышленность России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
Отрасли  СамолётостроениеВертолётостроениеВоенное авиастроениеГражданское авиастроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Оборонная промышленность России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Отрасли  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроениеПроизводство военных роботов
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Оборонно-промышленный комплекс России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Авиастроение   СамолётостроениеВертолётостроение
Судостроение  Надводное кораблестроениеПодводное кораблестроение
Прочие отрасли  ТанкостроениеПроизводство средств ПВО
Компании  РостехОборонпромВСМПО-АвисмаРусСпецСтальОДК-СатурнМоторостроительАлмаз-АнтейМотовилихинские моторыУралвагонзаводТактическое ракетное вооружениеСеверное машиностроительное предприятиеАмурский судостроительный заводАрзамасский машиностроительный заводКБ приборостроенияКонструкторское бюро машиностроенияКурганский машиностроительный заводНПО машиностроения
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Машиностроение России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Авиационная промышленность  СамолётостроениеВертолётостроение
Ракетостроение  Космическое ракетостроениеСтратегическое ракетостроениеТактическое ракетостроение
Судостроение  Гражданское судостроениеВоенное судостроение
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Железнодорожное машиностроение  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроение  ТракторостроениеПроизводство зерноуборочных комбайнов
Двигателестроение  Авиационное двигателестроениеРакетное двигателестроениеАвтомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроение  Атомное энергетическое машиностроениеПроизводство котельного оборудования
Станкостроение  Производство металлообрабатывающих станковПроизводство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленность  Микроэлектроника
Приборостроение  Часовая промышленностьАвиационное приборостроениеМорское приборостроениеМедицинское приборостроение
Оборонная промышленность  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты