Редактирование Внутренняя политика в России в 2000-х годах (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Вооружённые силы == {{main|Вооружённые силы России в 2000-х годах}} Новые требования. С 2000 г. военно-политическое руководство страны приступило к очередному этапу строительства вооружённых сил. Основные подходы к осуществлению этого процесса были изложены в ряде Указов президента В.Путина. В частности: «О концепции национальной безопасности России» (январь 2000 г.), «Об утверждении Военной доктрины России» (апрель 2000 г.), «Об обеспечении строительства и развития Вооруженных Сил России, совершенствовании их структуры» (март 2001 г.). Был принят также «План строительства и развития Вооруженных Сил России на 2001—2005 годы».<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Появление этих документов во многом объяснялось новыми угрозами, с которыми столкнулась Россия и на которые следовало адекватно реагировать (события на Северном Кавказе, расширение НАТО на восток). Руководством страны ставилась задача — добиться, чтобы армия и флот соответствовали современным требованиям вооруженной борьбы, уровню угроз РФ и экономическим возможностям государства.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Программа перехода на профессиональную армию. В марте 2001 г. Министерство обороны России возглавил С. Б. Иванов. Под его руководством в этом же году была запущена федеральная программа по переходу на профессиональную армию. По этой программе к 2010 г. военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, должны были быть укомплектованы силы быстрого реагирования. Также предусматривалось сокращение с 2008 г. срока по призыву с двух лет до одного года.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Переход на трехвидовую структуру. В 2001 г. Вооружённые силы России были переведены на «трехвидовую структуру» — сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морской флот. Это обосновывалось необходимостью реализовать принцип применения войск (сил) по сферам вооруженной борьбы: суша, воздух-космос и море. Ракетные войска стратегического назначения из вида Вооруженных Сил были преобразованы в два самостоятельных рода войск — РВСН и Космические войска.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Сокращения и оптимизация. Ассигнования на национальную оборону позволяли только стабилизировать ситуацию, но были недостаточны для вывода вооружённых сил и других военных организаций государства из кризиса. В поисках выхода изыскивались дополнительные ресурсы в деятельности самих вооружённых сил. Ликвидировались затратные структуры и объекты. Выведен радиоэлектронный центр в Лурдесе (Куба), пункт материально-технического обеспечения флота в Камрани (Вьетнам) и др. В течение 2001 г. были сокращены более 70 тыс. должностей военнослужащих, в том числе более 25 тыс. должностей офицерского состава и прапорщиков. Все лишнее, не работающее на оборону, на боеспособность войск, не имеющее конкретных функций и задач, упразднялось. Осуществлялась оптимизация сети и емкости военно-учебных заведений Министерства обороны, перечня специальностей подготовки офицеров. С 1 января 2002 г. Министерство обороны перешло на единую систему заказов вооружений и военной техники.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Президентские указания. В 2003 г. президент В.Путин потребовал к 2008 г. сократить срок службы по призыву до года и к 2009 г. укомплектовать части постоянной готовности, внутренние и пограничные войска военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. В 2004 г. он провозгласил начало массового перевооружения, а в 2006 г. заверил, что численность армии ниже 1 млн человек не сократится. В ежегодном послании Федеральному Собранию 2007 г. он призвал к 2010 г. обеспечить всех военных жильем. В марте 2006 г. В. Путин подписал изменения в закон «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым срок военной службы по призыву с 2008 г. сокращался с 24 до 12 месяцев.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Преобразования при А. Э. Сердюкове. В феврале 2007 г. новым министром обороны России был назначен А. Э. Сердюков. Он был по существу первым по-настоящему гражданским руководителем военного ведомства. Главная задача, поставленная перед ним руководством страны заключалась в дальнейшей модернизации вооруженных сил, которая должна проводиться поступательно и с максимально целесообразным расходованием выделяемых бюджетных средств.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Уроки войны с Грузией. Прямым поводом к самой основательной реформе строительства вооруженных сил стало участие Российской армии в вооружённом конфликте в Южной Осетии в августе 2008 г. В ходе отражения агрессии Грузии и проведения операции по принуждению грузинской стороны к миру её вооруженным силам было нанесено сокрушительное поражение. Военной и транспортной инфраструктуре причинен значительный ущерб. Но конфликт выявил и недостатки российских войск, заключающиеся, прежде всего, в сложной системе управления, низкой мобильности, недостаточной технической оснащенности.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Новый этап строительства. Осенью 2008 г. было объявлено о создании нового облика российской армии. Вместо шести военных округов созданы четыре — Западный, Южный, Центральный и Восточный. В их подчинение были переданы основные группировки всех видов вооруженных сил и родов войск. В соответствии с военными округами были созданы четыре объединенных стратегических командования: «Запад», «Юг», «Центр» и «Восток». От четырехзвенной системы управления «военный округ — армия — дивизия — полк» вооруженные силы перешли к трехзвенной: «военный округ — оперативное командование — бригада». Появился новый род войск — Воздушно-космической обороны (ВКО). Все войска, расположенные на их территории, кроме РВСН и ВКО, стали подчиняться одному командиру. В результате административных преобразований было значительно сокращено количество воинских частей. Важной частью реформы стало и сокращение численности личного состава вооруженных сил, которое коснулось прежде всего офицеров. Вместо 365 тыс. офицеров в 2008 г. спустя четыре года в российской армии осталось 142 тысячи.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Шагом к созданию современной армии стало увеличение российским военным денежного довольствия. Был введен аутсорсинг. Военнослужащих срочной службы перестали привлекать к работе в солдатских столовых, охране складов и уборке территорий. Предусматривались часы послеобеденного отдыха, ежедневные часы занятий физической подготовкой и спортом. Была запущена программа перевооружения армии. Стали систематически проводиться учения с участием не только сухопутных войск, но и авиации, флота, ПВО и ВДВ, морской пехоты, если это происходило на морских направлениях.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Наряду с достижениями военного ведомства в ходе преобразований имелись и недостатки. Они касались, в частности, непродуманного сокращения или перевода военных вузов в другие города, ликвидации «лишних» поликлиник и госпиталей, должностей прапорщиков и мичманов. На ведущие должности в департаменты Минобороны назначались кадры, никогда не имевшие отношение к военной службе, не понимавшие ее и не желавшие понимать. К тому же злоупотреблявшие своим служебным положением. В ноябре 2012 г. после скандала, связанного с уголовными делами о мошенничестве с землями и акциями ОАО «Оборонсервис» А. Сердюков был отправлен в отставку.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы