Редактирование Внутренняя политика России в 2002 году (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Осложняющие факторы: рост внешнеполитической напряжённости и снижение темпов экономического роста == Все это предопределило логику действий власти, направленных на поддержание стабильности и нейтрализацию факторов, способствующих усилению дезорганизации общественно-политического порядка. Выстраивание балансов сил, оптимальных как с точки зрения сохранения стабильности, так и получения наилучшего результата на выборах, осуществлялось в довольно сложных условиях. Сильное влияние на этот процесс оказывали несколько «внешних» по отношению к нему факторов. Во-первых, международная обстановка менялась с калейдоскопической быстротой и формировалась в значительной мере иракскими планами США. Эти планы напрямую затрагивали национальные интересы России. Их реализация была чревата снижением цен на нефть и возобновлением бюджетного кризиса. Впрочем, текущая ситуация с ценами, наоборот, благоприятствовала бюджетонаполнению. Перспектива остаться без «нефтяной подушки» отравляла российско-американские отношения. В какой-то момент Россия «явочным порядком» попыталась навязать мировому сообществу свою собственную схему пост-иракской ситуации — согласившись на полную свободу рук США в Ираке в обмен на восстановление ведущих позиций России в СНГ и особенно в [[Закавказье]]. Но эта линия вызвала серьезное противодействие как со стороны США, так и в Западной Европе. Российские акции на мировом внешнеполитическом рынке упали, а стоявшие за такой политикой «силовики» начали сдавать позиции. Лишь после событий на Дубровке и российско-американской встречи на высшем уровне в Санкт-Петербурге в ноябре В. В. Путину удалось добиться заметного улучшения отношений с США, которые стали оказывать существенное давление на страны, в той или иной степени поддерживающие контакты с чеченскими сепаратистами (Грузию, Бельгию, Турцию и др.). При этом, однако, уже не шла речь о каких бы то ни было самостоятельных геополитических комбинациях между Россией и США, Москвой и Брюсселем и т. д. Когда В. В. Путин фактически поддержал США в их конфликте с Европейским Союзом по поводу форм и методов борьбы с международным терроризмом, улучшение российско-американских отношений, конечно, укрепило внутриполитические позиции Президента России, но все же не дало ему большей свободы рук во внешней политике. Оставалось не ясным, как внешнеполитический климат повлияет на ситуацию в российских верхах в случае начала войны США и их союзников против Ирака. Здесь нельзя не отметить, что для значительной части российских элит, особенно связанных с ВПК, вопрос о будущем Ирака имеет фундаментальное значение и зачастую носит иррациональный характер. Во-вторых, важным фактором, влиявшим на положение в верхах, стало заметное ухудшение социально-экономической ситуации в России. В декабре правительство вынуждено было официально констатировать, что период относительного экономического благосостояния 2000—2002 гг. закончился. В течение четвертого квартала промышленность так и не возобновила своего роста. На рынок начали давить увеличившиеся благодаря «электоральной» политике властей доходы населения, предпочитающего тратить их на приобретение дешевых и качественных импортных товаров и не желающего финансировать отечественного производителя. Обозначились проблемы с исполнением плана сбора налогов. Застой и рецессия, наблюдаемые ныне в промышленности, означают, что над правительством продолжает сгущаться и без того заметная угроза бюджетного дефицита. Ввиду этого кабинет министров согласился с идеей создания стабилизационного фонда и приступил к разработке планов заимствований на внешних рынках. Ухудшение социально-экономической ситуации обусловило рост протестных настроений и подъем забастовочного движения (локальные акции протеста коммунальщиков, авиадиспетчеров). По прогнозам экспертов, с учетом того, что на 2003 г. придется пик платежей по внешним долгам России, перспектива экономического развития выглядит довольно пессимистично. Верховная власть оказалась в ситуации, когда нужно искать поддержку у наиболее влиятельных групп интересов, которые помогли бы успешно пройти через избирательный цикл с минимальными издержками в случае негативного развития событий. Попытки Президента опереться на региональные элиты и, в более широком смысле, на российскую провинцию, минуя ведущие группы федеральной элиты, предпринятые в июле-августе, в дальнейшем развития не получили. Хотя в этот период Центр сделал несколько серьезных шагов навстречу интересам региональных элит, наиболее важным из которых было решение Конституционного суда, фактически разрешившее большинству региональных лидеров переизбираться на третий срок, впоследствии в деятельности федеральных институтов возобладала иная логика. Главные ориентиры ей задавали алармистские тенденции на дальнейшее ограничение реальной самостоятельности и ресурсной базы местных органов власти. В октябре «комиссия Козака» обнародовала свои предложения по муниципальной реформе и по совершенствованию межбюджетных отношений, которые существенно ограничивали права и финансовые возможности губернаторов и их администраций. В Кремле было также заявлено о намерении расширить полномочия полпредов Президента в федеральных округах. Москва продолжила линию на унитаризацию, вплоть до таких мелочей, как абсурдный единый экзамен в общеобразовательной школе. Нарастание социально-экономических трудностей, способных привести к появлению политических угроз, неуверенность в возможности получения в случае необходимости внешней поддержки, напряженные отношения с большинством влиятельных элитных кругов — все это привело к изменению планов Президента. В частности, В. В. Путин оказался вынужден пойти на более тесное сотрудничество со «старокремлевскими» группами федеральной элиты. По-видимому, этот выбор в значительной степени был продиктован тем, что именно эти группы имеют наибольший опыт действий в критических ситуациях, обладают необходимыми для этого политическими, финансовыми, организационно-кадровыми и информационными ресурсами. Сближение Президента с ельцинской «семьей», которая воспользовалась благоприятным моментом для крупного политического наступления и изменения баланса сил в верхах в свою пользу, не привело, однако, к каким-то кардинальным изменениям. Год завершился сохранением прежнего баланса сил. В. В. Путину удалось стабилизировать ситуацию в верхах, отойдя от практики чрезмерной опеки над старыми элитами. В этой связи вновь заговорили о неформальной конвенции Президента с элитами, в общих чертах сложившейся к концу 2002 г. Ее суть сводится к тому, что, с одной стороны, элита консолидируется вокруг главы государства, признавая его безусловным лидером как страны в целом, так и истеблишмента. В качестве ответного шага Президент заметно сокращает свое участие в регулировании отношений между группами бизнес-элиты, в том числе и по вопросам приватизации, в выработке социально-экономической политики, где все большую роль начинают играть правительство и крупные корпорации. Важным элементом конвенции стало и резкое уменьшение вмешательства правоохранительных органов в дела большого бизнеса, несмотря на то, что в истекшем полугодии остро встал вопрос о новом разделе собственности.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы