Редактирование Внутренняя политика России в 2002 году (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Продолжение рыночных реформ == Первое полугодие 2002 года было отмечено заметной активизацией курса на продолжение социально-экономических реформ. Официально этот курс нашел подтверждение и обоснование в [[Послание президента России Федеральному собранию (2002)|ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию]], с которым В.Путин выступил [[18 апреля]]. Особенность реформаторских усилий федеральной власти состояла в том, что они в первую очередь были обращены на вовлечение в рыночный оборот и приватизацию тех значительных секторов российской экономики, которые всё ещё находились под контролем государства. Эта линия отвечала общим устремлениям постсоветских элит, рассматривающих экспансию в новые сферы экономической деятельности не только как надежный способ извлечения дополнительной прибыли, но и как определенную гарантию своего доминирования. В рассматриваемый период Государственная Дума утвердила в трёх чтениях закон об обороте сельскохозяйственных земель, открывающий доступ к их приватизации большому бизнесу, который после успехов российского сельского хозяйства последних лет пришёл к выводу о перспективности вложений в аграрный сектор. Кроме того, Дума приняла в первом чтении пакет законов о [[реформы железнодорожного транспорта в России|реформировании железнодорожного транспорта]], что даёт зеленый свет приватизации ещё одной важнейшей отрасли народного хозяйства. Аналогичный пакет законопроектов был подготовлен для рассмотрения парламентом и по [[реформы электроэнергетики в России|реформе энергетики]]. Однако из-за конфликта между группой олигархов, близких к «семье», и группой интересов, возглавляемой А.Чубайсом, вопрос был перенесен на осень. Несмотря на это, А.Чубайсу все же удалось на практике начать, согласно предусмотренным законопроектами планам, создание региональных энергетических компаний в Центральной России и в Амурской области. Принятие поправок к закону о Центральном банке, значительно усиливших влияние правительства на этот институт, также отвечало интересам крупного российского капитала, уже давно выражавшего недовольство излишне самостоятельной линией руководства ЦБ. Примечательно, что принятие поправок к закону о ЦБ стало возможным только после ухода в отставку В.Геращенко, которого сменил близкий к команде А.Чубайса С.Игнатьев, стремящийся избегать конфликтов с правительственными структурами и с готовностью учитывающий разного рода просьбы, поступающие извне ЦБ. Был принят и закон, упрощающий процедуру банкротства. Весной в политических кругах активизировались разговоры о грядущей приватизации остающихся пока государственными СМИ — прежде всего телеканала ОРТ и информационных агентств ИТАР-ТАСС и РИА «Новости». В одном из выступлений В.Путин прямо заявил, что медиа-сфера должна стать по преимуществу сферой бизнеса. Тогда же в СМИ появились сообщения о возможной приватизации ведущего авиаперевозчика страны — компании «Аэрофлот — Российские международные авиалинии». В то же время, в реформировании тех сфер, в развитии которых большой бизнес прямо не заинтересован, существенного прогресса достигнуто не было. Так, несмотря на настоятельные требования В.Путина создать такие правовые условия налогообложения мелкого и среднего бизнеса, которые простимулировали бы рост его активности, Думе и Совету Федерации так и не удалось выработать оптимальные поправки в Налоговый кодекс, которые способствовали бы решению этой задачи. Продолжалась и линия на ограничение социальных прав и гарантий для большинства россиян. Вопреки многочисленным политическим заявлениям лидеров государства о необходимости увеличения инвестиций в человеческий капитал, правительство разработало проект бюджета 2003 года, в котором сформулированы по существу остаточные принципы финансирования образования, науки и здравоохранения. По сообщениям печати, в Министерстве экономического развития даже приступили к разработке плана перевода здравоохранения полностью на платную основу. Согласно принятым по предложению правительства решениям в сфере пенсионного законодательства, в общий трудовой стаж при начислении пенсий не будет учитываться служба в армии, обучение в вузе, декретный отпуск для женщин и т. п. Более сложная ситуация возникла вокруг [[реформа ЖКХ в России|реформы ЖКХ]]. С одной стороны, федеральная исполнительная власть, опасаясь резко негативной реакции населения на рост тарифов, вынуждена была признать необходимость сохранения прямого дотирования потребителей услуг ЖКХ на неопределенно длительный период. Но с другой стороны, в условиях жесткого бюджетного дефицита власти субъектов Федерации в ряде регионов фактически начали реформу, которая, как и предполагали многие эксперты, свелась не к созданию рыночной среды в секторе жилищно-коммунальных услуг, а к обвальному, не согласованному с реальным уровнем заработной платы и пенсий, росту тарифов. В Воронеже это привело к упоминавшейся выше 25-тысячной демонстрации протеста жителей, которая едва не привела к столкновению демонстрантов с силами правопорядка (11 апреля). В соответствии с интересами крупного капитала, использующего оставшиеся от коммунистического периода «структуры повседневности», государство не предпринимает результативных шагов к институциализации рыночных отношений в трудовой сфере, к созданию соответствующей развитому рынку труда инфраструктуры мобильной миграции рабочей силы. В связи с этим Всемирный банк даже выразил свое несогласие с утверждениями, что Россия является страной с рыночной экономикой. В целом, минувшее полугодие было ознаменовано укреплением институциональных основ посткоммунистической политической и социально-экономической системы в России, хотя проблемы, с решением которых значительная часть российского общества связывала большие надежды после избрания В.Путина Президентом, оставались не решенными. К их числу относятся, прежде всего, необходимость более справедливого распределения власти и собственности, структурная перестройка экономики, направленная на приоритетное развитие высокотехнологичных производств, науки, образования и здравоохранения. Это сочетание — общая стабилизация системы на фоне нерешенности ключевых проблем — предопределяет неустойчивость современного политического развития России, делает его зависимым от влияния внешних по отношению к нему и, возможно, случайных факторов. С большой вероятностью можно утверждать, что наметившийся в конце анализируемого полугодия сдвиг в лексике официальных СМИ, лидеров центристских фракций Думы, заговоривших о необходимости резкого поворота к «сильной социальной политике», в значительной мере будет характерен и для предстоящих месяцев. Разрыв между массированной реализацией интересов крупного капитала и дефицитом популярных решений достиг опасной величины.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы