Внутренняя политика в России в 2000-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Административная реформа

Задуманная сразу после прихода Владимира Путина административная реформа была призвана разграничить полномочия органов власти, сформировав из них трехуровневую структуру. По ней правительство определяет принципы госполитики в той или иной отрасли, министерство обеспечивает их реализацию нормативно (готовя необходимые изменения в виде проектов законов и постановлений правительства), а службы и агентства занимаются контролем соблюдения законодательства. Теоретические основы этой несложной схемы обсуждались группой под руководством замруководителя администрации президента Дмитрия Козака с 2000 по 2002 год. А их практическая реализация, сопровождавшаяся неоднократными разворотами, остановками, созданием и упразднением министерств, агентств и служб, на первом этапе была не столько завершена, сколько прервана кризисом 2008 года и последовавшим за ним переводом экономики в режим ручного управления.[1]

[править] Вооружённые силы

Новые требования. С 2000 г. военно-политическое руководство страны приступило к очередному этапу строительства вооружённых сил. Основные подходы к осуществлению этого процесса были изложены в ряде Указов президента В.Путина. В частности: «О концепции национальной безопасности России» (январь 2000 г.), «Об утверждении Военной доктрины России» (апрель 2000 г.), «Об обеспечении строительства и развития Вооруженных Сил России, совершенствовании их структуры» (март 2001 г.). Был принят также «План строительства и развития Вооруженных Сил России на 2001—2005 годы».[2]

Появление этих документов во многом объяснялось новыми угрозами, с которыми столкнулась Россия и на которые следовало адекватно реагировать (события на Северном Кавказе, расширение НАТО на восток). Руководством страны ставилась задача — добиться, чтобы армия и флот соответствовали современным требованиям вооруженной борьбы, уровню угроз РФ и экономическим возможностям государства.[3]

Программа перехода на профессиональную армию. В марте 2001 г. Министерство обороны России возглавил С. Б. Иванов. Под его руководством в этом же году была запущена федеральная программа по переходу на профессиональную армию. По этой программе к 2010 г. военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, должны были быть укомплектованы силы быстрого реагирования. Также предусматривалось сокращение с 2008 г. срока по призыву с двух лет до одного года.[4]

Переход на трехвидовую структуру. В 2001 г. Вооружённые силы России были переведены на «трехвидовую структуру» — сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морской флот. Это обосновывалось необходимостью реализовать принцип применения войск (сил) по сферам вооруженной борьбы: суша, воздух-космос и море. Ракетные войска стратегического назначения из вида Вооруженных Сил были преобразованы в два самостоятельных рода войск — РВСН и Космические войска.[5]

Сокращения и оптимизация. Ассигнования на национальную оборону позволяли только стабилизировать ситуацию, но были недостаточны для вывода вооружённых сил и других военных организаций государства из кризиса. В поисках выхода изыскивались дополнительные ресурсы в деятельности самих вооружённых сил. Ликвидировались затратные структуры и объекты. Выведен радиоэлектронный центр в Лурдесе (Куба), пункт материально-технического обеспечения флота в Камрани (Вьетнам) и др. В течение 2001 г. были сокращены более 70 тыс. должностей военнослужащих, в том числе более 25 тыс. должностей офицерского состава и прапорщиков. Все лишнее, не работающее на оборону, на боеспособность войск, не имеющее конкретных функций и задач, упразднялось. Осуществлялась оптимизация сети и емкости военно-учебных заведений Министерства обороны, перечня специальностей подготовки офицеров. С 1 января 2002 г. Министерство обороны перешло на единую систему заказов вооружений и военной техники.[6]

Президентские указания. В 2003 г. президент В.Путин потребовал к 2008 г. сократить срок службы по призыву до года и к 2009 г. укомплектовать части постоянной готовности, внутренние и пограничные войска военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. В 2004 г. он провозгласил начало массового перевооружения, а в 2006 г. заверил, что численность армии ниже 1 млн человек не сократится. В ежегодном послании Федеральному Собранию 2007 г. он призвал к 2010 г. обеспечить всех военных жильем. В марте 2006 г. В. Путин подписал изменения в закон «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым срок военной службы по призыву с 2008 г. сокращался с 24 до 12 месяцев.[7]

Преобразования при А. Э. Сердюкове. В феврале 2007 г. новым министром обороны России был назначен А. Э. Сердюков. Он был по существу первым по-настоящему гражданским руководителем военного ведомства. Главная задача, поставленная перед ним руководством страны заключалась в дальнейшей модернизации вооруженных сил, которая должна проводиться поступательно и с максимально целесообразным расходованием выделяемых бюджетных средств.[8]

Уроки войны с Грузией. Прямым поводом к самой основательной реформе строительства вооруженных сил стало участие Российской армии в вооружённом конфликте в Южной Осетии в августе 2008 г. В ходе отражения агрессии Грузии и проведения операции по принуждению грузинской стороны к миру её вооруженным силам было нанесено сокрушительное поражение. Военной и транспортной инфраструктуре причинен значительный ущерб. Но конфликт выявил и недостатки российских войск, заключающиеся, прежде всего, в сложной системе управления, низкой мобильности, недостаточной технической оснащенности.[9]

Новый этап строительства. Осенью 2008 г. было объявлено о создании нового облика российской армии. Вместо шести военных округов созданы четыре — Западный, Южный, Центральный и Восточный. В их подчинение были переданы основные группировки всех видов вооруженных сил и родов войск. В соответствии с военными округами были созданы четыре объединенных стратегических командования: «Запад», «Юг», «Центр» и «Восток». От четырехзвенной системы управления «военный округ — армия — дивизия — полк» вооруженные силы перешли к трехзвенной: «военный округ — оперативное командование — бригада». Появился новый род войск — Воздушно-космической обороны (ВКО). Все войска, расположенные на их территории, кроме РВСН и ВКО, стали подчиняться одному командиру. В результате административных преобразований было значительно сокращено количество воинских частей. Важной частью реформы стало и сокращение численности личного состава вооруженных сил, которое коснулось прежде всего офицеров. Вместо 365 тыс. офицеров в 2008 г. спустя четыре года в российской армии осталось 142 тысячи.[10]

Шагом к созданию современной армии стало увеличение российским военным денежного довольствия. Был введен аутсорсинг. Военнослужащих срочной службы перестали привлекать к работе в солдатских столовых, охране складов и уборке территорий. Предусматривались часы послеобеденного отдыха, ежедневные часы занятий физической подготовкой и спортом. Была запущена программа перевооружения армии. Стали систематически проводиться учения с участием не только сухопутных войск, но и авиации, флота, ПВО и ВДВ, морской пехоты, если это происходило на морских направлениях.[11]

Наряду с достижениями военного ведомства в ходе преобразований имелись и недостатки. Они касались, в частности, непродуманного сокращения или перевода военных вузов в другие города, ликвидации «лишних» поликлиник и госпиталей, должностей прапорщиков и мичманов. На ведущие должности в департаменты Минобороны назначались кадры, никогда не имевшие отношение к военной службе, не понимавшие ее и не желавшие понимать. К тому же злоупотреблявшие своим служебным положением. В ноябре 2012 г. после скандала, связанного с уголовными делами о мошенничестве с землями и акциями ОАО «Оборонсервис» А. Сердюков был отправлен в отставку.[12]

[править] Федеральное собрание

[править] Госдума

Государственная Дума третьего созыва (2000-2003 гг.) рассмотрела в разных чтениях около 2100 законопроектов. Из общего числа принятых в третьем созыве законов Президент Российской Федерации подписал 18 федеральных конституционных законов и свыше 700 федеральных законов. Среди них 9 кодексов Российской Федерации.[13]

Весной 2005 года принимается закон, меняющий правила избрания Госдумы: отменяется норма, по которой половина нижней палаты избиралась по спискам, а вторая половина по одномандатным округам. Теперь вся палата избирается исключительно по партийным спискам, а отсекающий барьер поднимается с 5 % до 7 %.[14]

[править] Совет Федерации

Первые крупные инициативы президента России Владимира Путина после инаугурации (7 мая 2000 года) были связаны с преобразованием федеративных отношений. В частности, был приведен в соответствие с Конституцией России порядок формирования Совета Федерации. Ранее в Совете Федерации были представлены губернаторы, что входило в противоречие с принципом разделения властей. После принятия в августе 2000 года закона о новом порядке формирования Совета Федерации эта палата состоит из представителей, избранных региональными парламентами или назначенными губернаторами.

Помимо приведения в соответствие с Конституцией процедуры наполнения Совета Федерации, эти изменения существенно улучшили взаимодействие между Президентом и высшей палатой Федерального собрания.

В 2007 году по инициативе Путина был изменён Закон о порядке формирования Совета Федерации в части порядка подбора сенаторов. Теперь сенаторами могут стать только те, кто прожил в соответствующих регионах «в совокупности» не менее десяти лет.[15]

[править] Суды

Основная статья: Суды в России в 2000-х годах

[править] Виды дел

[править] Гражданские дела

В 2002 году был подписан Гражданский процессуальный кодекс России.[16]

[править] Уголовные дела

В 2001 году был подписан новый Уголовно-процессуальный кодекс России.[17]

[править] Процессуальные кодексы

Госдума третьего созыва приняла Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы России. Они явились базовыми актами в сфере судебно-правовой реформы.[18]

[править] Регионы

Не­от­лож­ной за­да­чей в пер­вые го­ды пре­зи­дент­ст­ва Путина ста­ло обес­пе­че­ние еди­но­го эко­но­ми­че­ско­го и пра­во­во­го про­стран­ст­ва на всей тер­ри­то­рии России в ус­ло­ви­ях, ко­гда ре­гио­наль­ная са­мо­стоя­тель­ность ста­ла трак­то­вать­ся вла­с­тя­ми отд. ре­гио­нов как санк­ция на де­з­ин­те­гра­цию го­су­дар­ст­ва, а скры­тый се­па­ра­тизм ук­ре­п­лял­ся в отд. ре­гио­нах сою­за­ми ме­ст­ной вла­сти с кри­ми­наль­ны­ми струк­ту­ра­ми и на­цио­на­ли­стич. груп­па­ми.[19]

[править] Органы власти

Проводимый Президентом Российской Федерации В. В. Путиным с начала 2000-х годов курс на обеспечение верховенства закона и обеспечение вертикали власти существенно повлиял на организацию власти в субъектах Российской Федерации, что нашло выражение в многочисленных изменениях Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».[20]

[править] Исполнительная власть

Прямые выборы губернаторов были отменены в России в 2004 году по инициативе Путина.[21]

В соответствии с Федеральным законом от 11 декабря 2004 года № 159-ФЗ прямые выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации были заменены процедурой наделения полномочиями высшего должностного лица законодательным органом субъекта Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации. При этом существенным образом изменились и условия прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта. Высшее должностное лицо могло быть отрешено от должности Президентом Российской Федерации, в том числе в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта, в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.[22]

[править] Создание федеральных округов

В мае 2000 года указом Президента В.Путина были образованы 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В каждом из них вводился пост полномочного представителя Президента. На этих представителей возлагалась обязанность обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений.

[править] Создание Госсовета

Путин ука­зом от 1 сентября 2000 года об­ра­зо­вал со­ве­ща­тель­ный ор­ган — Государственный со­вет России.[23]

[править] Объединение субъектов федерации

Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счёт присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. В начале 2005 года законодательно закреплен процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонников укрупнения завершились референдумы по объединению Таймырского автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, а также Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области.

[править] Региональные нормативные акты

К концу 1990-х годов многие законы в регионах противоречили Конституции России. В стране в связи с этим царил правовой хаос, который в том числе угрожал суверенитету России. Достаточно вспомнить принятие рядом регионов во время кризиса 1998 года антиконституционных актов, препятствующих вывозу продовольствия за пределы регионов и фактически вводящих внутренние таможни. Формирование единого правового пространства, начавшееся в 2000 года, завершилось в своей основе уже в 2001 году.

[править] Местное самоуправление

Законом от 2006 года в России была введена двухуровневая система местного самоуправления (первый уровень — городские и сельские поселения, второй — городские округа и муниципальные районы).[24]

[править] Государственные служащие

Госдума четвёртого созыва приняла федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».[25]

[править] Государственная символика

Госдумой третьего созыва были приняты федеральные конституционные законы «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации».[26]

[править] Политические организации

Госдума третьего созыва приняла федеральный закон «О политических партиях».[27]

[править] Примечания

  1. Двадцать лет вместе. Экономическая история времен Владимира Путина
  2. Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
  3. Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
  4. Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
  5. Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
  6. Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
  7. Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
  8. Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
  9. Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
  10. Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
  11. Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
  12. Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
  13. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  14. «Но потом, как видите, втянулся»
  15. [1]
  16. Путин Владимир Владимирович
  17. Путин Владимир Владимирович
  18. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  19. Путин
  20. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  21. [2]
  22. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  23. Путин
  24. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  25. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  26. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  27. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
Россия в 2000-х годах
2000 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2001 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2002 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2003 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2004 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2005 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2006 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2007 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2008 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2009 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
Экономика  ВВПСельское хозяйствоАПКСвязьТорговляРозничная торговляОптовая торговляБартерГостиницыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыПроизводительность трудаКомпанииРеформыПриватизацияРынок автомобилейРынок легковых автомобилейРынок грузовых автомобилейСписок открытых производств
Промышленность  Обрабатывающая промышленностьЛёгкая промышленностьХимическая промышленностьТяжёлая промышленностьНефтяная промышленностьУгольная промышленность
Машиностроение  РакетостроениеАвиационная промышленностьСамолётостроениеГражданское самолётостроениеВоенное самолётостроениеВертолётостроениеЖелезнодорожное машиностроениеАвтомобильная промышленностьСудостроениеСельскохозяйственное машиностроениеТракторостроениеДвигателестроениеПриборостроениеРадиоэлектронная промышленностьКабельная промышленностьТурбостроениеСтанкостроениеНефтяное машиностроениеОборонная промышленностьПроизводство ядерного оружияТанковая промышленностьПроизводство артиллерииПроизводство стрелкового оружияПроизводство боеприпасов
Пищевая промышленность  Мясная промышленностьМолочная промышленностьКондитерская промышленностьСахарная промышленностьРыбная промышленностьМасложировая промышленностьПивоваренная промышленностьПивоваренная промышленностьКомбикормовая промышленность
Металлургия  Чёрная металлургияЦветная металлургияМедная промышленностьАлюминиевая промышленность
Промышленность стройматериалов  Цементная промышленностьКирпичная промышленностьСтекольная промышленность
Электроэнергетика  Тепловая энергетикаГидроэнергетикаАтомная энергетикаСолнечная энергетикаВетроэнергетикаСписок открытых электростанций
Добыча полезных ископаемых  Топливно-энергетические полезные ископаемыеАлмазыГлинаНефтьПриродный газСтройматериалыТорфУглеводороды
Строительство  Жилищное строительствоЖелезнодорожное строительствоАвтодорожное строительство
Транспорт  Грузовой транспортПассажирский транспортОбщественный транспортСухопутный транспортЖелезнодорожный транспортАвтомобильный транспортАвтомобильные дорогиТрамвайный транспортМетроТрубопроводный транспортВелосипедный транспортМостыВодный транспортМорской транспортВнутренний водный транспортВоздушный транспортКосмический транспорт
Финансы  ДеньгиФондовый рынокАкцииОблигацииНалогиНалогообложениеУклонение от налоговФинансы населенияДоходы населенияЗарплатаСписок регионов по средней зарплатеДолгиНеплатежи
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговляВнешнефинансовые отношенияВнешний долг
Экспорт  ТоварыЭнергоносителиНефтьПриродный газМашиностроительная продукцияАвтомобилиВооруженияХимическая продукцияМинеральные удобренияМеталлургическая продукцияПищаЗерноУслугиАвстрияАзербайджанАлжирБангладешБелоруссияБолгарияВеликобританияВьетнамГерманияГрецияГрузияЕвросоюзЕгипетИндияИорданияИталияКазахстанКанадаКитайНидерландыНикарагуаПольшаСловенияСШАТуркменияТурцияУкраинаФинляндияШвецияЭстонияЯпония
Импорт  ТоварыЭнергоносителиМашиностроительная продукцияХимическая продукцияМеталлургическая продукцияПищаУслугиИмпортозамещениеГерманияПольшаСербияСШАТуркменияУкраина
Образование  Высшее образованиеСреднее профессиональное образованиеСреднее образованиеДошкольное образованиеВоенное образованиеСпортивное образование
Население  Продолжительность жизниЭмиграцияИммиграция
Внутренняя политика  РеформыЗаконодательствоСиловые структурыВооружённые силыВМФ
Внешняя политика  Отношения с АзиейОтношения с АмерикойОтношения с АфрикойОтношения с БангладешОтношения с БелоруссиейОтношения с ВеликобританиейОтношения с ГерманиейОтношения с ЕвразиейОтношения с ЕвропойОтношения с США
Преступность  УбийстваКоррупцияТеррористические акты
Темы  НаукаРазработкиНанотехнологииСпортАвтомобилиГрузовые автомобилиДвигателиЖильёИстребителиНефтьПодводные лодкиПриродный газРакетыСуперкомпьютерыТанкиЯдерное оружиеЗапасы углеводородовКрупные проектыМесто России среди стран мираРоссия в международных рейтингах
Личные инструменты