Редактирование: Внутренний водный транспорт России
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Внутренний водный транспорт России''' — один из видов [[Водный транспорт России|водного транспорта России]]. Россия обладает большой и разветвлённой сетью речных путей и озёр. В России насчитывается более 100 тыс. рек, имеющих общую протяжённость около 2,5 млн км, из них свыше 500 тыс. км пригодны для судоходства. Однако существенную роль внутренний водный транспорт играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в европейской части России), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны).<ref>[http://www.coolreferat.com/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82_2 Водный транспорт][http://www.peeep.us/6216c6fe]</ref> В состав речного флота входят самоходные суда грузоподъёмностью 2-3 тыс. тонн, сухогрузы типа «[[Волга — Дон]]», танкеры грузоподъёмностью 5 тыс. тонн и крупные баржи. С начала 1960-х годов эксплуатируются суда типа «река-море», позволяющие плавать не только по рекам, но и в прибрежных акваториях морей, что значительно сокращает объем перегрузочной работы на стыках река-море. Данный тип судов используется не только на внутренних речных и морских путях, но и для экспортно-импортных операций на линиях, соединяющих Волгу с портами Финляндии, Швеции, Дании, Германии и других стран.<ref>[http://www.coolreferat.com/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82_2 Водный транспорт][http://www.peeep.us/6216c6fe]</ref> Протяжённость внутренних водных путей составляет 101,7 тыс. км, в том числе 35 тыс. км с гарантированными габаритами пути. На внутренних водных путях построены и эксплуатируются 723 судоходных гидротехнических сооружения, включая 110 шлюзов, 1 судоподъемник, 8 насосных станций, каналы, дамбы и плотины, а также 134 порта.<ref>[http://npncvp.ru/cheboksaruzel/4.pdf Единая глубоководная]</ref> Перевозочную деятельность на внутренних водных путях осуществляют более 1500 хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих около 18 тыс. судов, в том числе 1500 пассажирских и грузопассажирских судов. Ежегодно ими перевозится более 130 млн т грузов и около 19 млн пассажиров.<ref>[http://npncvp.ru/cheboksaruzel/4.pdf Единая глубоководная]</ref> == Виды транспорта == === Грузовой транспорт === {{main|Грузовой внутренний водный транспорт России}} Общий объём перевалки грузов в речных портах России составил 138,2 млн т (2017). По грузообороту речных портов (млн. т, 2013) в Европейской части России выделяются: Волжский (59,4), Московский (36,1) и Волго-Балтийский (17,9) бассейны; за ними следуют Камский (10,5), Северо-Двинский (5,3) и Азово-Донской (1,4). В Азиатской части России наибольший грузооборот речных портов (млн. т, 2013) у Обь-Иртышского (14,1), Енисейского (9,6), Амурского (8,2) и Ленского (5,2) бассейнов.<ref>[https://bigenc.ru/text/5605176 География транспорта]</ref> Крупнейшие по грузообороту речные порты (млн. т, 2013) Европейской части России: [[Коломна]] (9,4), [[Череповец]] (7,5), [[Москва]] (6,9), [[Кимры]] (6,4), Казань (5,7), Самара (5,4), Тольятти (4,4), Рязань (4,1), Архангельск (3,6), Чебоксары (3,5), Ярославль (3,5) и Серпухов (3,5); Азиатской части России — Хабаровск (6,8), Томск (5,6), [[Омск]] (2,4), Дудинка (2,1), Тобольск (1,8), Лесосибирск (1,6), Якутск (1,5) и Нижневартовск (1,4).<ref>[https://bigenc.ru/text/5605176 География транспорта]</ref> Объём грузоперевозок внутренним водным транспортом составляет 116 млн т (2018; 121,4 млн т в 2015; 140,5 млн т в 2012). Основные виды грузов (%, 2017): строительные материалы (51,9), нефть и нефтепродукты (14,4), зерно и продукты перемола (8,7), лесные грузы (4,7).<ref>[https://bigenc.ru/text/5605176 География транспорта]</ref> === Пассажирский транспорт === {{main|Пассажирский внутренний водный транспорт России}} Число пассажиров, перевезённых внутренним водным транспортом, — 12 млн (2018). Основные пассажиропотоки идут по рекам [[Волга]], [[Северная Двина]], [[Енисей]], [[Амур]] и [[Лена]], а также по Волго-Балтийскому пути. Среди туристических маршрутов наиболее популярны Москва — Санкт-Петербург и Москва — Астрахань. Для иностранных туристических судов открыт маршрут из Санкт-Петербурга через Ладожское и Онежское озёра, [[Беломорско-Балтийский канал]] с выходом в [[Белое море]], а по Волго-Балтийскому пути из Санкт-Петербурга — в Белозерск.<ref>[https://bigenc.ru/text/5605176 География транспорта]</ref> Внутригородское водное сообщение (речные трамваи) организовано в [[Архангельск]]е, [[Астрахань|Астрахани]], [[Волгоград]]е, [[Нижний Новгород|Нижнем Новгороде]], [[Пермь|Перми]], [[Омск]]е и ряде других городов, разделённых крупными реками.<ref>[https://bigenc.ru/text/5605176 География транспорта]</ref> == Водные пути == Россия располагает одной из самых протяжённых в мире сетей внутренних водных путей (101,5 тыс. км судоходных путей в 2018).<ref>[https://bigenc.ru/text/5605176 География транспорта]</ref> === География === В отличие от железных и автомобильных дорог, доля внутренних водных путей в Европейской части России ниже (32 %), чем в Азиатской (68 %), что объясняется большей протяжённостью судоходных частей бассейнов рек Сибири. При этом средняя плотность сети судоходных внутренних водных путей (км на 1 тыс. км2) в Европейской части России 6,6, в Азиатской части, из-за её обширной территории, 4,5.<ref>[https://bigenc.ru/text/5605176 География транспорта]</ref> Наиболее протяжённой сетью судоходных внутренних водных путей обладают Дальневосточный (23365 км; за счёт рек Лена, Амур и их притоков), Западно-Сибирский (18352 км; Обь, Иртыш и их притоки) и Восточно-Сибирский (18188 км; Енисей, Ангара, Лена и их притоки) экономические районы: на эти 3 района, занимающие 75 % территории страны, приходится ок. 68 % совокупной длины внутренних водных путей. В Европейской части России больше всего судоходных внутренних водных путей в Северном (11409 км; за счёт бассейнов рек Северная Двина и Печора) и Поволжском (4218 км; за счёт бассейна Волги) экономических районах.<ref>[https://bigenc.ru/text/5605176 География транспорта]</ref> === Реки === Основные судоходные реки в России: в Европейской части — [[Волга]], [[Ока]], [[Кама]], [[Вятка]], [[Белая]], [[Дон]], [[Сухона]], [[Вычегда]], [[Северная Двина]], [[Мезень]] и [[Печора]]; бассейны рек Волга и Дон соединены друг с другом и с Ладожским (через него с Балтийским морем) и Онежским (через него с Белым морем) озёрами судоходными каналами — Волго-Донским, Волго-Балтийским и Беломорско-Балтийским; в Сибири — [[Обь]] (с притоками [[Иртыш]], [[Тобол]] и др.), Енисей, Ангара и верхнее течение Лены; на Дальнем Востоке — Лена (с притоками Витим, Вилюй, Алдан и др.), Амур (с притоками Зея и Бурея), Яна, Индигирка и Колыма.<ref>[https://bigenc.ru/text/5605176 География транспорта]</ref> === Искусственные водные пути === Самые протяжённые судоходные каналы и искусственные водные пути: [[Волго-Балтийский путь]] (1100 км), [[Беломорско-Балтийский канал]] (227 км), [[Северо-Двинская система]] (130 км), [[канал им. Москвы]] (128 км), [[Волго-Донской канал]] (101 км) и [[Сайменский канал]] (43 км).<ref>[https://bigenc.ru/text/5605176 География транспорта]</ref> === Порты === На российских реках и озёрах функционируют св. 100 портов, в составе которых 550 грузовых (2017; 610 в 2015) и 475 пассажирских (2017; 534 в 2015) причалов. Для захода иностранных судов открыты 14 устьевых речных портов — Ростов-на-Дону, Астрахань, Архангельск, Санкт-Петербург, Калининград и др.<ref>[https://bigenc.ru/text/5605176 География транспорта]</ref> Основные порты (от верховьев до устья): на реке Волга (с системой водохранилищ) — [[Тверь]], Рыбинск, Череповец, Ярославль, Кострома, Кинешма, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Тольятти, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань; на реке Кама — Пермь, Набережные Челны, Чистополь; на реке Дон — Усть-Донецкий, Ростов-на-Дону, Азов; на Беломорско-Балтийской системе — Санкт-Петербург, Петрозаводск, Медвежьегорск; на реке Северная Двина — Котлас, Архангельск; на реке [[Иртыш]] — [[Омск]], [[Тобольск]]; на реке Обь — [[Барнаул]], Новосибирск, Нижневартовск, Сургут, Лабытнанги; на реке Томь — Томск; на реке Енисей — Абакан, Красноярск, Лесосибирск, Игарка, Дудинка; на реке Ангара — Иркутск, Братск, Усть-Илимск; на реке Лена — Усть-Кут (Осетрово), Киренск, Ленск, Олёкминск, Покровск, Нижний Бестях, Якутск, Сангар, Жиганск; на реке Яна — Верхоянск, Батагай, Усть-Куйга, Нижнеянск; на реке Индигирка — Хонуу, Дружина, Чокурдах; на реке Колыма — Усть-Среднекан, Зырянка, Среднеколымск, Черский; на реке Амур — Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре. Действуют порты на Ладожском и Онежском озёрах, озере Байкал и др.<ref>[https://bigenc.ru/text/5605176 География транспорта]</ref> == Ссылки == * [https://www.infoflot.com/ Инфофлот] * [https://www.mosturflot.ru/popular-routes/sankt-peterburg Речные круизы Москва — Санкт-Петербург] * [https://www.vestifinance.ru/articles/118849 Туристы из Западной Европы скупили все билеты на речные круизы по России. 7 мая 2019] == Примечания == {{примечания}} {{Транспорт России}} {{Экономика России}} [[Категория:Внутренний водный транспорт России| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Примечания
Шаблон:Транспорт России
Шаблон:Экономика России
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы