Владимир Путин и силовые структуры России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Вооружённые силы

Военные расходы России, в млрд рублей, в 1992—2011 годах
Военные расходы России, в млрд рублей, в 1992—2011 годах

Путин с самого начала заявил о себе как друг и защитник Российской армии. Сторонник сильного, централизованного государства, он стремился заработать соответствующую репутацию среди военных, что на практике оказалось не простым делом. Унаследованная им военная организация государства оказалась в плачевном состоянии. Вооружённым силам был нанесён серьёзный урон в результате вынужденного соперничества с другими силовыми ведомствами в дележе отпускавшихся на оборону средств, зачастую их интересы не совпадали, и офицерский корпус в значительной степени утратил ощущение корпоративных идеалов и целей. Процесс реформирования также пал жертвой борьбы за влияние между Министерством обороны и Генеральным штабом. Вооружённые силы страдали от недофинансирования, отсутствия современного вооружения и военной техники, низкой дисциплины и морального состояния личного состава. Крупномасштабные военные учения стали редкостью в 1990-х: маневры «Запад-99» были самым дорогостоящим мероприятием такого плана с 1985 года.[1][2]

29 декабря 2000 года Путин подписал закон о воинских знаменах.[3]

В марте 2001 года Путин заменил министра обороны маршала Игоря Сергеева на Сергея Иванова.[4] В марте 2001 г. Путин представил офицерам Министерства обороны и Генштаба новых руководителей военного ведомства: министра обороны С. Б. Иванова и заместителя министра обороны генерал-полковника И. Е. Пузанова.[5]

9 июня 2001 года Путин подписал указ о предоставлении отсрочки от службы в армии (но не более 100 человек в год) поступившим на работу в научно-исследовательские подразделения управления научно-технического обеспечения ФСБ РФ.[6]

В 2002 году в послании Федеральному собранию Путин заявил, что «одним из безусловных приоритетов является продолжение военной реформы и переход к профессиональной армии при сокращении срока службы по призыву». Далее в послании было сказано о соответствующих экспериментах на базе отдельных воинских соединений, по результатам которого будет определяться, как скоро весь армейский механизм сможет перейти на сокращенные сроки службы по призыву.[7]

В августе 2002 года Путиным были утверждены «Основы государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 года». Этим документом предписывалось разработать в 2003 году специальную федеральную целевую программу перехода на новую систему комплектования, начав переход с воинских частей постоянной готовности и несущих боевое дежурство, а призыв сохранить на срок до 1 года с единственным предназначением — для подготовки необходимого мобилизационного ресурса.[8]

16 мая 2003 года в послании Федеральному собранию Путин обозначил модернизацию Вооруженных Сил как одну из важнейших национальных задач. Путин сформулировал, что «в военной реформе ключевыми вопросами являются существенное перевооружение, совершенствование принципов комплектования и улучшение самой структуры Вооруженных Сил».[9][10] В послании Путин поставил задачу к 2008 году сократить срок службы по призыву до года и к 2009 году укомплектовать части постоянной готовности, внутренние и погранвойска контрактниками.[11] Путин сказал: «В соответствии с утверждёнными планами мы продолжим формирование в Сухопутных, Воздушно-десантных войсках, в морской пехоте частей постоянной готовности на профессиональной основе. Эта работа должна быть завершена в 2007 г. Кроме того, на профессиональных принципах будет основана служба во внутренних и Пограничных войсках. На простом и понятном языке (это не единственное, но очень важное последствие) это означает следующее: в горячих точках и локальных конфликтах, если Россия, не дай бог, будет сталкиваться с этими вызовами, участвовать должны только подготовленные, профессиональные части. Хочу также отметить, что опережающими темпами на профессиональную основу будет переводиться сержантский состав наших Вооруженных Сил (ВС). С 2008 г. продолжительность службы по призыву должна сократиться до одного года. Первые полгода призывники будут осваивать военные специальности в учебных подразделениях. После этого получат возможность выбора — либо дослужить полгода в линейных частях, либо перейти на контрактную, профессиональную службу. Отслужившие 3 года по контракту должны получить ряд преференций, в том числе гарантированное право на высшее образование за государственный счет».[12]

В послании Федеральному собранию в 2004 году Путин провозгласил начало массового перевооружения, заявил о разработке новых типов вооружений стратегического, тактического и операционного значения, о социальных гарантиях для военнослужащих и вопросе контроле за финансами, расходуемыми неповоротливым армейским механизмом.[13][14]

В 2005 году Путин поставил цель повысить доходы военных в реальном выражении к концу 2008 года в полтора раза.[15]

В послании Федеральному собранию 10 мая 2006 года Путин уделил значительное место теме военной реформы. Основные тезисы:[16][17]

  • Подчинение всей логики модернизации армии возможностям современной российской экономики и социальной сферы.
  • Формирование единой системы заказов и поставок вооружений, военной техники и средств тылового обеспечения и реанимация массовых серийных закупок техники для нужд министерства обороны России.
  • Рост ассигнований на национальную оборону как часть постоянной и системной политики, провозглашение принципа паритетного расходования средств военного бюджета на развитие Вооруженных Сил и на их содержание.
  • Реабилитация понятий «потенциальный противник» и «асимметричный ответ» в смысловой связке с целями модернизации и повышения эффективности стратегических сил ядерного сдерживания и задачами преодоления систем ПРО противника.
  • Обозначение «оптимального предела» численности Вооруженных Сил и провозглашение принципа сокращения личного состава за счет уменьшения бюрократического аппарата.
  • Провозглашение нового принципа формирования и развертывания частей и соединений постоянной готовности по схеме специальных мобильных группировок.

В послании 2006 года Путин заявил, что численность армии ниже 1 млн человек не сократится.[18]

В феврале 2007 года Путин объявил, что Сергей Иванов был отправлен в отставку с поста главы минобороны.[19] Новым министром обороны России Путин назначил А. Э. Сердюкова. Его назначение вызвало тогда весьма противоречивую реакцию в армейских рядах: многих удивил тот факт, что налоговик с коммерческим прошлым возглавил военное ведомство. Однако вскоре стало понятно, что Сердюков де-факто получил карт-бланш на выполнение важной задачи. Ему предстояло положить начало созданию принципиально новых вооружённых сил, сломав при этом в армии всё старое и давно никому не нужное. Изменения начались не сразу. Сердюкову требовалось время, чтобы понять, что ему досталось в наследство от предшественников. Требовалось время и для того, чтобы сформировать свою команду и свой аппарат и наладить отношения с военными.[20]

14 февраля 2008 года Путин заявил, что «Россия выполнит до конца программу оптимизации численности вооруженных сил и, в частности, внутренних войск МВД РФ».[21][22]

15 июля 2008 года Путин утвердил Концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) по комплектованию контрактниками сержантских и солдатских должностей на период 2009—2015 гг. прогнозной стоимостью 243,4 млрд рублей. Хотя в программе предусмотрено и укомплектование контрактниками ряда солдатских должностей, главный упор будет сделан на создание профессионального корпуса сержантов — в случае успешной реализации программы он будет создан в 2015 году. В Концепции было сказано: «В ближайшее время планируется поступление в ВС РФ военной техники нового поколения, которая, отличаясь повышенной эффективностью, будет одновременно и значительно сложнее эксплуатируемой в настоящее время, а значит, квалификация (профессиональная подготовка) эксплуатирующего эту технику личного состава должна быть повышена, что потребует дополнительных временных затрат на его обучение; переход к военной службе по призыву сроком на 1 год означает, что личный состав после обучения в школах младших специалистов и приобретения необходимых практических навыков эксплуатации военной техники нового поколения в воинских частях будет увольняться в связи с истечением установленных законодательством сроков службы по призыву, то есть постоянно будет осуществляться обучение личного состава, а полностью обученных младших специалистов не будет». Следовательно, говорится далее в этом документе, «переход к комплектованию по контракту является единственным реальным выходом из сложившейся ситуации».[23][24][25]

В 2008—2011 годах изменения затронули практически все элементы вооружённых сил. В ускоренном режиме было начато сокращение их численности до 1 млн человек, но все соединения и воинские части были переведены в категорию постоянной готовности и по состоянию на начало 2012 года почти полностью укомплектованы. Одновременно началась оптимизация офицерского корпуса: из 355 тыс. офицеров, составлявших до этого 34 % от общей численности военнослужащих, было оставлено примерно 150 тыс. человек. Полностью были исключены институты мичманов и прапорщиков, состоявших по большей части на хозяйственных должностях: их обязанности были перераспределены между гражданскими специалистами и контрактниками. Совершенно иначе было выстроено военно-административное деление. Вместо шести военных округов были образованы четыре укрупненных: Западный, Южный, Центральный и Восточный. Генштаб предложил новую, трёхзвенную систему управления: объединённое стратегическое командование—оперативное командование—бригада. Прежняя, шестиступенчатая система (через штабы армий, корпусов и дивизий) была упразднена. Изменилась структура видов и родов войск. Так, в сухопутных войсках была ликвидирована система кадрированных (не полностью укомплектованных, а ожидающих мобилизации населения) соединений, кроме того, все они были переведены на более компактную и мобильную бригадную основу. В ВВС были упразднены все армии, корпуса, дивизии и авиаполки, им на смену пришла система авиабаз, авиагрупп и эскадрилий со стоящими над ними командованиями. В результате реформы роль командований видами и родами войск в значительной степени снизилась, ведь многое из того, что раньше контролировалось исключительно главными штабами войск, отныне оказалось в командовании округов. Главкоматы же в полной мере сконцентрировались непосредственно на строительстве, боевой подготовке и развитии своего вида. Все функции, связанные с сервисным обслуживанием техники, содержанием военных городков, питанием, торгово-бытовым обслуживанием были переданы на аутсорсинг в ОАО «Оборонсервис». В результате проведённых преобразований Генштаб освободился от ряда дублирующих функций, став полноценным органом стратегического планирования.[26]

В феврале 2012 года Путин заявил, затронув тему состоявшихся преобразований в военной сфере: «Опыт всех предыдущих лет доказывал, что потенциал развития прежней военной структуры, доставшейся нам от СССР, полностью исчерпан. <…> Насыщать старую структуру людьми и техникой было бессмысленно: на это не хватило бы никаких ресурсов — ни финансовых, ни человеческих. Главное — она не отвечала не только перспективным, но и современным требованиям. Ничего не меняя, ограничиваясь постепенными и половинчатыми преобразованиями, мы могли рано или поздно окончательно утратить свой военный потенциал, потерять наши Вооружённые Силы как дееспособный организм. Выход был только один — строить Новую Армию. Армию современного типа — мобильную, находящуюся в состоянии постоянной боевой готовности.».[27]

7 мая 2012 года Путин подписал указ «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации».[28]

Согласно указу, правительству России нужно обеспечить:[29]

  1. предоставление в 2013 году в полном объёме в соответствии с законодательством Российской Федерации жилых помещений военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  2. формирование к 2014 году фонда служебного жилья;
  3. установление денежного довольствия военнослужащих на уровне не ниже уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей экономики;
  4. ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 % сверх уровня инфляции;
  5. ежегодное, в течение пяти лет, увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек.

Согласно указу, правительству России нужно обеспечить в 2012 году внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на реализацию мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву, предусмотрев при этом:[30]

  • предоставление гражданам, прошедшим военную службу по призыву, дополнительных льгот при поступлении в вузы, а также возможности осуществления ими за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы России подготовки для сдачи вступительных экзаменов;
  • предоставление грантов выпускникам вузов, прошедшим военную службу по призыву, на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах;
  • предоставление преференций гражданам, прошедшим военную службу по призыву, при поступлении на государственную гражданскую службу, а также при включении их в резерв управленческих кадров.

Согласно указу, правительству России нужно обеспечить в 2012 году создание национального резерва Вооружённых Сил Российской Федерации в рамках выполнения Концепции создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований в новых условиях социально-экономического развития Российской Федерации.[31]

В апреле 2016 года главнокомандующий вооружёнными силами НАТО в Европе генерал Филипп Бридлав заявил: «За последние пять лет он [Путин] много инвестировал в свою армию. Он создал хорошие сухопутные войска. Вы видели его воздушные силы в Сирии, где он провёл их испытания. Он создал ракеты дальнего радиуса действия с точным наведением, которые запускали как с кораблей, так и с подводных лодок. Он создал возможность продемонстрировать силу и успел её показать.»[32]

[править] Срочная служба

В ноябре 2000 года Путин обратился к Совету безопасности с просьбой рассмотреть планы создания профессиональной армии.[33]

В декабре 2000 года Путин заявил: «Армия должна быть профессиональной. Это значит, что мы должны отказаться от массового призыва на срочную военную службу».[34]

В начале ноября 2005 года Путин, выступая на совещании руководящего состава Вооруженных сил, заявил, что срок службы по призыву должен быть сокращен в России с 1 января 2008 года до 12 месяцев.[35]

В марте 2006 года Путин подписал изменения в закон «О воинской обязанности и военной службе». Эти изменения, в частности, предусматривают сокращение с 2008 года срока военной службы по призыву с 24 до 12 месяцев. Также параллельно с переходом на годичную срочную военную службу предусматривается сокращение сроков альтернативной гражданской службы с 42 до 21 месяца.[36]

12 июля 2006 года Путин подписал федеральный закон № 104 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с сокращением срока службы по призыву».[37]

12 марта 2007 года Путин подписал указ о сокращении продолжительности срочной военной службы.[38]

С осени 2007 года россиян стали призывать в армию на 18 месяцев, с 1 января 2008 года — на 12 месяцев.[39]

В феврале 2012 года Путин заявил, что срок службы в армии по призыву увеличивать не планируется. «Служба по призыву останется 12 месяцев», — сказал Путин.[40]

[править] Материальное обеспечение военнослужащих и военных пенсионеров

23 августа 2004 года Путин подписал закон N 117 «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».[41]

В 2007 году в президентском послании Федеральному собранию Путин поставил задачу к 2010 году обеспечить всех военных жильём.[42]

В 2007 году в соответствии с поручением Путина (от 11 сентября 2006 г. № Пр-1545) были увеличены расчетные субвенции на развитие социальной и инженерной инфраструктуры для ЗАТО Вилючинск на 580 млн руб. в целях улучшения жилищно-бытовых условий военнослужащих (и их семей) базы подводных лодок Тихоокеанского флота (реконструкция жилых домов).[43]

В апреле 2009 года Путин, выступая в Госдуме с «Отчётом о деятельности правительства за 2008 г.», заявил, что «к 2012 г. на новую систему денежного довольствия должны быть переведены все военнослужащие Вооруженных сил» и что по новой системе взводный будет получать около 50 тыс. руб.[44]

С 1 января 2012 года вступил в силу закон о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат. Заявленная планка по увеличению денежного довольствия по первой офицерской должности и по первому воинскому званию — в три раза. Эта планка достигнута. Не менее чем в 1,6 раза вырос средний размер военных пенсий.[45]

[править] Авиация

17 августа 2007 года Путин подписал указ о возвращении самолетов дальней авиации на боевое дежурство.[46]

[править] ВМФ

В июле 2002 года Путин заявил, что Россия должна увеличить размер своего флота, если она хочет остаться ведущей мировой державой.[47]

9 июля 2007 года Путин подписал Указ о принятии на вооружение Военно-Морского Флота ракеты РСМ-54 «Синева».[48][49][50]

10 января 2013 года Путин заявил, что Россия будет наращивать темпы обновления своего ВМФ. «Развитие мощного, эффективного военно-морского флота — один из важнейших приоритетов России. Будем последовательно развивать подводные и надводные группировки, укреплять силы общего назначения и морскую составляющую стратегических и ядерных сил», — сказал Путин. «В предстоящие годы состав флота должны пополнить более 100 новых надводных и подводных кораблей различных классов, и эту масштабную программу мы обязательно выполним», — подчеркнул он. Путин отметил, что сейчас на российских заводах закладываются и строятся новые корабли, в конструкторских центрах разрабатывается морская техника новых поколений. «Темпы обновления и развития флота мы будем только наращивать», — подчеркнул Путин.[51]

[править] Спецслужбы

[править] ФСБ

11 марта 2003 года Владимир Путин подписал пакет указов, в результате которых, в частности, передал функции ФПС в ведение ФСБ.[52]

[править] СВР

9 октября 2007 года Путин подписал указ о назначении Фрадкова директором СВР.[53]

[править] ФСО

[править] ФПС

11 марта 2003 года Владимир Путин подписал пакет указов, в результате которых, в частности, передал функции ФПС в ведение ФСБ.[54]

[править] ФАПСИ

11 марта 2003 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о расформировании ФАПСИ.[55][56]

[править] МВД

В конце июля 2000 года Путин подписал указ о создании подразделений МВД в федеральных округах.[57]

4 июня 2001 года Путин подписал указ о реформировании МВД. Министр получил право назначать руководителей подразделений в регионах без согласования с главами субъектов федерации.[58][59]

26 февраля 2002 года Путин своим указом возложил на МВД функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе. При МВД создана Федеральная миграционная служба.[60][61]

В 2003 году функции налоговой полиции были переданы в МВД. Президентским указом Путина от 11 марта 2003 года Федеральная служба налоговой полиции упразднена. В центральном аппарате МВД образована федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.[62]

19 июля 2004 года Путин подписал указ о реформировании МВД РФ, и уже 20 октября структура министерства должна была быть приведена в соответствие с нормами в целом всей административной реформы.[63]

В феврале 2005 года Путин подписал указ о назначении Александра Горового на должность начальника ГУВД края.[64]

6 июня 2007 года Путин подписал Указ о награждении восьмерых сотрудников милиции Мордовии Орденом Мужества (посмертно) — за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга в Северо-Кавказском регионе.[65]

[править] Налоговая полиция

29 июня 2001 года Путин подписал указ о меняющий состав и структуру руководства ФСНП.[66]

Указом президента РФ от 11 марта 2003 года Федеральная служба налоговой полиции упразднена.[67]

[править] Прокуратура

На начавшейся утром 11 февраля 2002 года расширенной коллегии Генпрокураторы Владимир Путин призвал обеспечить неотвратимость наказания, не ужесточая при этом сами наказания. «Какой смысл ужесточать наказание, если правоохранительная система не может обеспечить неотвратимости?» — аргументировал президент. По его словам, среди преступников более 7 тыс. убийц, ушедших от правосудия только в прошлом году. Сотни тысяч преступников разгуливают по стране, сказал Путин, при этом ежегодно правоохранительные органы не могут установить судьбу более 30 тыс. граждан, пропавших без вести; это в десять раз больше, чем составляют ежегодные потери на Северном Кавказе. Расследование преступлений происходит на очень низком уровне: «Более 40 тысяч (уголовных) дел приостановлены, поскольку преступники не были установлены и найдены», — сказал президент (если иметь в виду недавнюю кампанию Грызлова, направленную против того, чтобы оценивать работу МВД по проценту раскрываемости преступлений, эти слова заставят следователей серьезно задуматься). Интересен взгляд Путина на надзорную функцию прокуратуры, которая должна носить «упреждающий характер». Именно безграничные надзорные полномочия вызывали большое раздражение той части правозащитников и либералов, которые выступают за полную отмену надзорной функии прокуратуры. Но для правозащитников у Путина припасены другие слова: прокуратура должна проявлять «повышенное внимание» к охране прав человека. «Часто нарушаются права граждан», — сказал он. В частности, более 1,3 тыс. граждан были незаконно арестованы по постановлениям следователей прокуратуры. «За каждой такой ситуацией — судьба человека», — сказал Путин. Генпрокуратуре, судя по словам Путина, теперь вменяется координирующая функция в регионах: она должна взять под особый контроль «регулярное проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов в субъектах Российской Федерации». Координационные структуры, как сказал президент, формально существуют везде: и в районах, и в городах, и в федеральном центре. Относиться к этой важнейшей общегосударственной функции нельзя как общественной дополнительной нагрузке, сказал президент. С другой стороны, он отметил позитивную деятельность местных прокуроров по формированию единого правового поля.[68]

[править] Прочее

19 апреля 2004 года Путин объявил о начале работы по изменениям в силовых министерствах в рамках административной реформы. По словам Путина, такая работа будет проводиться с главами соответствующих министерств. «Сегодня начнем работать с руководителями силового блока по соответствующим изменениям в этих министерствах, чтобы это соответствовало духу и принципу тех изменений, которые сегодня происходят в сфере административной деятельности», — сказал Путин.[69]

14 октября 2006 года Путин утвердил Государственную программу вооружения (ГПВ) на 2007—2015 гг. ГПВ является главным плановым документом, определяющим долгосрочное и среднесрочное (на 10 и 5 лет) развитие ВВТ. Она является основой для разработки программ и планов развития оборонной промышленности, а государственный оборонный заказ, являющийся документом краткосрочного планирования, должен соответствовать ее годовому срезу по основным параметрам. На Государственную программу вооружения на 2007—2015 гг. ассигнуется из государственного бюджета около 5 трлн рублей. Почти две трети этих средств (63 %) планируется израсходовать на закупки новых образцов ВВТ.[70]

7 мая 2012 года Путин подписал указ «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса». Согласно указу, правительству России нужно обеспечить:[71]

  1. оснащение Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения, военной и специальной техники, доведя к 2020 году их долю до 70 %;
  2. приоритетное развитие сил ядерного сдерживания, средств воздушно-космической обороны, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации, высокоточного оружия и средств борьбы с ним, системы индивидуальной защиты военнослужащих;
  3. развитие Военно-Морского Флота, прежде всего в Арктической зоне Российской Федерации и на Дальнем Востоке, в целях защиты стратегических интересов Российской Федерации.

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Макдермотт Р. Приоритеты президента Путина в области военного строительства: модернизация Вооруженных сил[1] // «Отечественные записки» 2003, № 6
  2. В этом источнике приводятся регалии Макдермотта (консультант по политическим вопросам Шотландского центра изучения проблем международной безопасности): Кризис вооружённых сил Казахстана[2]
  3. Путин и Иванов возвращают пятиконечную звезду на воинское знамя
  4. http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
  5. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  6. [3]
  7. [4][5]
  8. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы
  9. [6][7]
  10. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая 2003 года
  11. http://www.kommersant.ru/doc/762878
  12. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы
  13. [8][9]
  14. http://www.kommersant.ru/doc/762878
  15. Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы
  16. [10][11]
  17. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Сайт президента России, 10 мая 2006
  18. http://www.kommersant.ru/doc/762878
  19. http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
  20. Штабные мучения[12]
  21. Внутренние войска оставят в олимпийском резерве
  22. http://www.pravo.ru/news/view/5966/
  23. Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы
  24. В России утверждена концепция программы по переходу армии на контрактную основу: цена — 243,4 млрд рублей
  25. Распоряжение Правительства РФ от 15.07.2008 N 1016-р Об утверждении Концепции федеральной целевой программы Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009—2015 годы)
  26. Штабные мучения[13]
  27. Владимир Путин: «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России»
  28. Подписан Указ о дальнейшем совершенствовании военной службы
  29. Подписан Указ о дальнейшем совершенствовании военной службы
  30. Подписан Указ о дальнейшем совершенствовании военной службы
  31. Подписан Указ о дальнейшем совершенствовании военной службы
  32. Главком НАТО в Европе оценил вклад Путина в развитие армии России. 4 апреля 2016
  33. Приоритеты президента Путина в области военного строительства: модернизация Вооруженных сил[14]
  34. Неразрешимая задача
  35. Президент России Владимир Путин поручил правительству доработать закон о сокращении срока службы в армии и отсрочек по призыву
  36. Путин сократил срок службы по призыву до года
  37. [15][16][17]
  38. [18]
  39. В ГД будут добиваться увеличения срока службы в армии, пишут СМИ
  40. Путин пообещал не увеличивать срок службы в армии по призыву
  41. Управляющие компании поспорят за миллиард военных рублей
  42. http://www.kommersant.ru/doc/762878
  43. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы
  44. Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы
  45. Расширенное заседание коллегии Министерства обороны
  46. [19]
  47. Региональное измерение российско-балтийских отношений
  48. [20][21][22][23][24][25][26][27][28][29]
  49. [30]
  50. [31][32]
  51. Россия будет наращивать темпы обновления и развития флота — Путин
  52. [33]
  53. [34]
  54. [35]
  55. [36][37][38]
  56. [39]
  57. Президент работает с документами[40]
  58. [41]
  59. [42]
  60. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  61. [43][44]
  62. [45][46]
  63. [47][48][49]
  64. [50]
  65. [51]
  66. [52]
  67. [53][54]
  68. Polit.Ru
  69. http://top.rbc.ru/politics/19/04/2004/51992.shtml
  70. Российская экономика в 2006 году. Тенденции и перспективы
  71. Подписан Указ о реализации планов развития Вооружённых Сил и модернизации ОПК
Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок, 4 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020202120222023202420252026202720282029
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  20002001200220032004200520062007201220132014201520162018201920202021
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импорт
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Темы  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина
Личные инструменты