ВК-2500
Материал из Documentation.
ВК-2500 — вертолётный турбовальный двигатель, предназначенный для установки на средних вертолётах Ми-8МТ/Ми-17, Ми-24, Ми-14, Ка-32, Ка-50, Ми-28 и других.[1]
Содержание |
[править] Характеристики
ВК-2500 является дальнейшим развитием двигателей семейства ТВ3-117 и отличается от базового двигателя ТВ3-117ВМА повышенными на 15-20 % характеристиками по мощности, введением новой цифровой системы автоматического регулирования и контроля типа FADEC, а также увеличенным ресурсом.[2]
Класс мощности — 2500 л.с.[3]
Двигатель ВК-2500 имеет чрезвычайный режим мощности — 2700 л.с., используемый при отказе одного из двигателей, что существенно повышает безопасность полетов.[4]
Двигатель ВК-2500 полностью взаимозаменяем с ТВ3-117.[5]
Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ. Масляная система использует синтетическое масло Б-3В.[6]
[править] Комплектующие
ВК-2500 состоит из 12-ступенчатого осевого компрессора с регулируемыми входным направляющим аппаратом и направляющими аппаратами 4 ступеней, кольцевой камеры сгорания, двухступенчатой турбины компрессора и двухступенчатой свободной турбины. Установлено пылезащитное устройство. В системе регулирования использованы электронные блоки.[7]
[править] Типы двигателей
По состоянию на апрель 2016 года выпускаются три основных варианта ВК-2500, отличающиеся настройками системы автоматического управления: ВК-2500-01 взлётной мощностью 2400 л.с. (для вертолётов Ка-52), ВК-2500-02 (2200 л.с., для Ми-28Н (НЭ) и Ми-35М) и ВК-2500-03 (2000 л.с., для Ми-17 и Ми-171 различных модификаций). На чрезвычайном режиме мощность у всех версий ВК-2500 поддерживается на уровне 2700 л.с.[8]
[править] Производство
[править] Россия
В производстве двигателя ВК-2500 в России участвуют:
- «Климов» (Санкт-Петербург)
- «Московское машиностроительное предприятие им. В. В. Чернышева» (Москва)[9]
- «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (Уфа). Изготавливает «горячую часть» двигателя: турбину и камеру сгорания.[10][11]
- КМПО (Казань). В рамках кооперации КМПО изготавливает для ВК-2500 воздушный стартер, выхлопной патрубок, силовую турбину, сопловой аппарат.[12][13]
- Уральский завод гражданской авиации (Екатеринбург)[14]
- «Красный Октябрь» (Санкт-Петербург)[15]
[править] Украина
Предприятие «Мотор Сич» (Украина) выпускает двигатели ВК-2500.
[править] История
[править] 1990-е годы
Двигатель ВК-2500 разрабатывался с 1994 года под названием ТВ3-117ВМА-СБ3 как дальнейшее развитие серийного ТВ3-117ВМА с повышенной мощностью для применения на вертолётах типа Ми-17, Ми-24, Ми-28 и Ка-50.[16]
[править] 2000-е годы
Лётные испытания двигателя ВК-2500 на модернизированном вертолёте Ми-24 начаты в 2000 году, в том же году два опытных двигателя поставлены фирме «Камов» для установки на вертолёт Ка-50.[17]
Испытания двигателя ВК-2500 продолжались до декабря 2000 года.[18]
Двигатель ВК-2500 (ТВ3-117ВМА-СБ3) сертифицирован АР МАК 29 декабря 2000 года.[19]
В 2001 году опытный вертолёт Ми-17В-6 с двумя ВК-2500 прошёл специальные лётные испытания в горах Тибета.[20]
С 2001 года двигатель ВК-2500 в России собирали из украинских комплектующих, основным производителем которых была компания «Мотор Сич».
Серийными двигателями ВК-2500 с 2003 года комплектуются вертолёты Ми-17В-5.[21]
[править] 2012 год
В 2012 году КМПО заключило контракт с компанией «Климов» на производство узлов двигателей ВК-2500.[22][23]
В рамках опытно-конструкторских работ в 2012 году в «УМПО» изготовлены опытные комплекты узлов двигателя ВК-2500 и отгружены в АО «Климов» для проведения испытаний.[24]
18 декабря 2012 года компания «Климов» запустила типовые испытания двигателя ВК-2500, полностью собранного из российских деталей.
[править] 2013 год
С 2013 года на ММП им. Чернышёва идёт освоение производства комплектов заготовок деталей для авиадвигателя ТВ3-117 (ВК-2500) в кооперации с АО «Климов» и АО «УМПО».[25]
В 2013 году АО «УМПО» по договору с АО «Климов» приступило к изготовлению 10 комплектов компонентов двигателя типа ВК-2500 (мелкая серия).
В январе 2013 года «УМПО» завершило совместные с МИСиС опытно-конструкторские работы по изготовлению высокоточной отливки корпуса первой опоры изделия ВК-2500.
[править] 2014 год
В ноябре 2014 года на сайте ММП им. Чернышёва было сообщено, что ММП выпустило первые комплекты деталей для вертолётного двигателя ВК-2500 в рамках программы по импортозамещению. Изготовленные узлы предприятие отправлены разработчику двигателя — ОАО «Климов». «Мы несколько лет работали над подготовкой производственных мощностей к изготовлению „холодной части“ (компрессор с опорами) двигателя» — сказал технический директор ММП Алексей Громов.[26]
[править] 2015 год
В марте 2015 года компанией «УМПО» завершена работа по договору на изготовление и поставку в АО «Климов» установочной партии комплектов ДСЕ двигателя ВК-2500, полностью собранного из российских комплектующих.[27]
В июне 2015 года на сайте ММП им. Чернышёва отмечалось, что приоритетным направлением для ММП стала работа по организации серийного производства компрессора двигателя ВК-2500.[28]
В августе 2015 года на сайте КМПО было сообщено, что КМПО отгрузило 7 воздушных стартеров для вертолётного двигателя ВК-2500 из 10 единиц установочной партии.[29]
В 2015 году успешно завершились квалификационные испытания двигателя ВК-2500, где были установлены воздушный стартер и выхлопной патрубок производства КМПО.[30]
В 2015 году ММП им. Чернышёва вышло на серийное производство комплектующих для двигателей ВК-2500.[31]
Первую партию из 10 двигателей ВК‑2500 полностью российского производства «Климов» изготовил в 2015 году.[32]
[править] 2016 год
С 2016 года на ММП им. Чернышёва идёт серийное производство комплектов заготовок деталей для авиадвигателя ВК-2500 в кооперации с АО «Климов» и АО «УМПО».[33]
В марте 2016 года представитель завода «Роствертол» заявил: «Сегодня двигатели ТВ3-117 у нас в производстве вертолетов не используются. При изготовлении вертолетов мы сейчас используем двигатели ВК-2500. Для вертолетов Ми-28 двигатели ВК-2500 изготавливает российское предприятие.»[34]
В июне 2016 года на сайте КМПО было сообщено, что КМПО сейчас продолжает освоение других узлов ВК-2500.[35]
В июле 2016 года на сайте ММП им. Чернышёва отмечалось, что ММП работает в рамках программы импортозамещения над выпуском осевого компрессора двигателя ВК-2500.[36]
По итогам 2016 года 60 двигателей ВК-2500 были собраны на 100 % из российских комплектующих на заводе «Климов». Это в шесть раз превышает количество двигателей без использования импортных комплектующих, выпущенных в 2015 году.[37]
В 2016 году успешно прошёл сертификационные испытания двигатель ВК-2500ПС-03.[38]
[править] 2017 год
В августе 2017 года было сообщено, что в АО «УМПО» завершается реконструкция корпуса производственно-технологического центра (ПТЦ), предназначенного для изготовления и сборки компонентов вертолетных двигателей ВК-2500.[39]
По итогам 2017 года «УМПО» собрало 100 комплектов двигателей ВК-2500.[40]
[править] 2018 год
В феврале 2018 года отмечалось, что на «УМПО» ведётся активная работа по техническому оснащению созданного ПТЦ № 185, специализирующегося на изготовлении узлов турбины и сопловых аппаратов ВК-2500.[41]
По состоянию на апрель 2018 года сертификат двигателя ВК-2500 проходил валидацию в Китае.[42]
[править] 2019 год
Двигатель ВК-2500 был сертифицирован в Китае в апреле 2019 года. ВК-2500 стал первым российским двигателем, сертифицированным Управлением гражданской авиации Китая за последние 19 лет.[43]
«Объединённая двигателестроительная корпорация» на ХII международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2019 впервые представила вертолётный турбовальный двигатель ВК-2500ПС-02, предназначенный для российского гражданского вертолёта Ка-32.[44]
[править] Цена
В конце 2012 года отмечалось, что стоимость одного двигателя ВК-2500 составляет 22-25 млн рублей.[45]
[править] Перспективы
В 2019 году на «УМПО» будут введены в эксплуатацию три центра для производства компонентов двигателя ВК-2500. ПТЦ № 180 будет специализироваться на изготовлении средних и мелких деталей из стальных и титановых сплавов, ПТЦ № 181 — на производстве ДСЕ и сборке коробок приводов из алюминиевых и магниевых сплавов. В ПТЦ № 182 планируется изготавливать ДСЕ и собирать узлы типа «камера сгорания».[46]
«ОДК» полностью покроет потребности эксплуатантов в ВК-2500 к 2019 году.[47]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ Моторостроителей быстро запрягли, но они медленно едут. 15 апреля 2010[1]
- ↑ Моторостроителей быстро запрягли, но они медленно едут. 15 апреля 2010[2]
- ↑ ВК-2500
- ↑ ВК-2500
- ↑ ВК-2500
- ↑ ВК-2500
- ↑ ВК-2500
- ↑ [3]
- ↑ Подвинуть Украину. ОАО «Климов» претендует на весь российский рынок двигателей для военных вертолетов. 19 декабря 2012
- ↑ Подвинуть Украину. ОАО «Климов» претендует на весь российский рынок двигателей для военных вертолетов. 19 декабря 2012
- ↑ ММП им. В. В. Чернышева поставило комплектующие для вертолетного двигателя ВК-2500. 5 ноября 2014
- ↑ Подвинуть Украину. ОАО «Климов» претендует на весь российский рынок двигателей для военных вертолетов. 19 декабря 2012
- ↑ «КМПО» приступает к серийному производству узлов для ВК-2500. 10 августа 2015
- ↑ Подвинуть Украину. ОАО «Климов» претендует на весь российский рынок двигателей для военных вертолетов. 19 декабря 2012
- ↑ Подвинуть Украину. ОАО «Климов» претендует на весь российский рынок двигателей для военных вертолетов. 19 декабря 2012
- ↑ Взлёт. 4.2006 (16) апрель
- ↑ Взлёт. 4.2006 (16) апрель
- ↑ ВК-2500
- ↑ Взлёт. 4.2006 (16) апрель
- ↑ Взлёт. 4.2006 (16) апрель
- ↑ Взлёт. 4.2006 (16) апрель
- ↑ «КМПО» приступает к серийному производству узлов для ВК-2500. 10 августа 2015
- ↑ [4]
- ↑ Программа "Организация производства компонентов вертолетных двигателей типа ВК-2500 в ПАО «УМПО»
- ↑ ОАО «ММП имени В. В. Чернышева» стало лидером промышленности Москвы. 3 декабря 2015
- ↑ ММП им. В. В. Чернышева поставило комплектующие для вертолетного двигателя ВК-2500. 5 ноября 2014
- ↑ Программа «Организация производства компонентов вертолетных двигателей типа ВК-2500 в ПАО „УМПО“»
- ↑ Акционеры ОАО «ММП имени В. В. Чернышева» одобрили итоги работы в 2014 году. 30 июня 2015
- ↑ УЗЛЫ ВК-2500: ПРИСТУПАЕМ К СЕРИЙНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ. 10 августа 2015
- ↑ Наши достижения
- ↑ ОАО «ММП имени В. В. Чернышева» стало лидером промышленности Москвы. 3 декабря 2015
- ↑ [5]
- ↑ ОДК запустила в серию ключевые узлы двигателя для регионального самолета Ил-114. 18 июля 2016
- ↑ «Роствертол» полностью перешел на установку только отечественных двигателей ВК-2500. 16 марта 2016
- ↑ ИТОГИ ГОДОВОГО ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ ОАО «КМПО». 22 июня 2016
- ↑ Команда АО «ММП имени В. В. Чернышева» вошла в тройку победителей конкурса ТехноПРОРЫВ на чемпионате WorldSkills. 22 июля 2016
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ Подвинуть Украину. ОАО «Климов» претендует на весь российский рынок двигателей для военных вертолетов. 19 декабря 2012
- ↑ [14]
- ↑ [15]