Бюджетные послания президента России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Бюджетное послание президента России — в прошлом составная часть Послания президента России Федеральному собранию; аналитический документ стратегического характера, в котором раскрывались основные направления финансовой политики государства и давались оценки ожидаемых доходов, расходов и бюджетного баланса на предстоящий год. Первое бюджетное послание было оглашено 13 мая 2000 года.

Содержание

[править] История

[править] 2000 год

Бюджетное послание президента РФ от 31 мая 2000 года «О бюджетной политике в 2001 году».[1]

В «Послании» главными приоритетами бюджетной политики названы: принятие новых налоговых законов, которые должны составить базу для бюджета 2001 года; инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств, включая программы; уточнение и сокращение обязательств государства, прежде всего социальных, которые могут быть профинансированы в 2000—2001 гг.[2]

Среди приоритетов бюджетной политики впервые за последние годы названы подходы, отвечающие национальным интересам и задачам экономического роста, а именно:[3]

  1. Концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов, пересмотр реализуемых государством инвестиционных программ с точки зрения их эффективности, сохранение роли государства в развитии хозяйственной инфраструктуры на основе открытого конкурсного размещения заказов, минимизация закупок у единственного производителя;
  2. Четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между бюджетами трех уровней;
  3. Переход к управлению государственными активами на новых принципах, ведение на постоянной основе имущественного баланса государства, ориентация на получение значительных доходов от имущества государства.

[править] 2001 год

Бюджетное послание президента РФ от 20 апреля 2001 года «О бюджетной политике в 2002 году».[4]

Важнейшей задачей бюджетной политики в 2002 году и на долгосрочную перспективу в послании названа поддержка макроэкономической сбалансированности.[5]

Согласно посланию, федеральный бюджет должен быть в максимальной степени защищен от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары. Для этого он должен формироваться из двух частей. Первая его часть должна строиться на основе консервативного макроэкономического прогноза, исходя из пессимистической оценки значений цен на товары российского экспорта. Эти доходы обеспечивают финансирование государственных расходов независимо от влияния внешнеэкономической конъюнктуры.[6]

Вторая часть федерального бюджета формируется за счет дополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен. В послании были определены основные направления налоговой реформы, основные направления дальнейшей оптимизации бюджетных расходов, политика в области управления государственным долгом, затронуты вопросы совершенствования казначейских технологий и управления государственными финансами.[7]

[править] 2002 год

Бюджетное послание президента РФ от 1 июня 2002 года «О бюджетной политике в 2003 году».[8]

Бюджетное послание сосредоточено на бюджетной политике в области расходов. В документе указывается на необходимость повысить качество среднесрочного бюджетного планирования, предусмотреть возможность утверждения Правительством структуры бюджетных расходов на три предстоящих года.[9]

Бюджетный кодекс должен четко определять границы сектора государственного управления. Кроме того, в Бюджетный кодекс Российской Федерации должны быть внесены изменения, обеспечивающие формирование бюджетов всех уровней в соответствии с принципом безусловности учета в них всех принятых государственных (муниципальных) обязательств, а также поправки, определяющие правовой статус финансового резерва, механизмы образования и использования его средств.[10]

Среди первоочередных задач бюджетной политики в области доходов указывается, что следует сделать налоговый учет максимально удобным как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Среди основных направлений совершенствования межбюджетных отношений названо завершение разграничения расходных обязательств между федеральными, региональными и местными органами власти.[11]

[править] 2003 год

Бюджетное послание президента РФ от 30 мая 2003 года «О бюджетной политике в 2004 году».[12]

Главными задачами бюджетной политики остаются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. Среди приоритетных задач бюджетной политики остается продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени; формирование финансовой основы для реализации начатой реформы федеративных отношений и местного самоуправления, предполагающей расширение бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти.[13]

В послании указаны:[14]

  1. Основные направления налоговой политики (в 2004 году сохранить курс на дальнейшее снижение налогового бремени, прежде всего, в обрабатывающих отраслях промышленности и в сфере услуг; Президент предлагает снизить с 20 до 18 % общую ставку налога на добавленную стоимость);
  2. Основные направления повышения эффективности бюджетных расходов (повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов; усиление контроля со стороны главных распорядителей средств федерального бюджета за обязательствами находящихся в их ведении организаций и учреждений).

[править] 2004 год

Бюджетное послание президента РФ от 12 июля 2004 года «О бюджетной политике в 2005 году».[15]

Главной задачей бюджетной политики в этом послании названо обеспечение общей макроэкономической сбалансированности. Основные параметры бюджета должны обеспечивать: гарантированное исполнение заложенных в бюджет обязательств; связывание избыточной денежной ликвидности; последовательное сокращение расходов на обслуживание государственного долга с учетом приходящегося на 2005 год значительного объема платежей по внешнему долгу.[16]

В послании обозначены основные проблемы, требующие решения. В частности, отмечается, что бюджетное законодательство пока не в полной мере отвечает современным требованиям. Сложившиеся механизмы и процедуры ограничивают возможности и институциональные стимулы повышения эффективности управления государственными финансами.[17]

Основные приоритеты бюджетных расходов на 2005 год, как указано в послании, лежат в сфере финансового обеспечения социальных реформ, модернизации военной организации государства, развития общественной инфраструктуры.[18]

[править] 2005 год

Бюджетное послание президента РФ от 24 мая 2005 года «О бюджетной политике в 2006 году».[19]

Подводя итоги года, президент отметил, что проводимая бюджетная политика в целом позволила обеспечить сохранение макроэкономической стабильности. Однако предусмотренный федеральным законом о федеральном бюджете на 2004 год прогнозный уровень инфляции был превышен. Недопустимо высоким остается уровень инфляции и в начале 2005 года. В результате усилились риски замедления темпов и снижения качества экономического роста. Высокая инфляция в значительной степени снижает эффективность мер по повышению уровня доходов населения.[20]

Обеспечение макроэкономической устойчивости остается важнейшей задачей бюджетной политики. В документе говорится, что 2006—2008 годах необходимо обеспечить последовательное снижение уровня инфляции.[21]

Среди основных задач бюджетной политики на 2006 год и среднесрочную перспективу названа разработка и утверждение перспективного финансового плана на 2006—2008 годы, в котором должны быть раздельно отражены действующие и вновь принимаемые расходные обязательства Российской Федерации.[22]

Основные приоритеты бюджетных расходов обеспечению устойчивого функционирования пенсионной системы, безусловной выплаты заработной платы и выполнения иных финансовых обязательств перед населением.[23]

[править] 2006 год

Бюджетное послание президента РФ от 30 мая 2006 года «О бюджетной политике в 2007 году».[24]

Отмечено, что проводимая бюджетная политика в целом соответствует стратегическим целям экономического развития Российской Федерации, повышения качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан, задачам, определенным Бюджетным посланием президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2006 году». В то же время задача последовательного снижения уровня инфляции в 2005 году и первые месяцы 2006 года была решена не в полной мере.[25]

Бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами. Последовательное снижение темпов инфляции должно оставаться в центре внимания Правительства Российской Федерации.[26]

Налоговая политика в 2006—2007 годах и на среднесрочную перспективу должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.[27]

Среди основных приоритетов бюджетных расходов — повышение жизненного уровня пенсионеров и качественное улучшение системы поддержки материнства и детства.[28]

[править] 2007 год

Бюджетное послание президента РФ от 9 марта 2007 года «О бюджетной политике в 2008—2010 годах».[29]

В документе подведены итоги бюджетной политики в 2000—2006 годах и определены основные принципы бюджетной стратегии на 2008—2010 годы и дальнейшую перспективу.[30]

Бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов, говорится в документе.[31]

В послании определяются основные задачи, на которых надлежит сосредоточиться правительству при формировании и реализации бюджетной стратегии.[32]

Первая задача — превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования. В перспективе должно быть обеспечено снижение инфляции до приемлемого уровня 3-4 процента в год.[33]

Второе — обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. При уменьшении необходимости стерилизации избыточного денежного предложения в целях стабилизации макроэкономических показателей на первый план выходит задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен.[34]

Для этих целей Стабилизационный фонд Российской Федерации необходимо преобразовать в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.[35]

Третья задача — дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования. Формирование и утверждение федерального бюджета на 3 летний период целесообразно рассматривать в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию. Необходим практический опыт разработки и использования долгосрочных (на период до 10-15 лет и более) прогнозов.[36]

Четвертая задача — обеспечение исполнения расходных обязательств. Указывается, что в основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств. Одновременно указывается на необходимость взвешенного и осторожного подхода к увеличению и принятию новых расходных обязательств с учетом имеющихся ресурсов.[37]

Пятая задача — внедрение в практику деятельности Правительства России современных методов оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов.[38]

Шестая задача — переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений.[39]

Седьмая задача — применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг.[40]

Восьмая задача — повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе. Бюджетное послание предписывает финансовым органам внедрить систему мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.[41]

Девятая задача — определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы, решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда.[42]

Также указывается на необходимость уделять особое внимание формированию и реализации федеральной целевой программы, направленной на содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.[43]

[править] 2008 год

Бюджетное послание президента РФ от 23 июня 2008 года.[44]

В послании отмечается, что в соответствии со стратегическими ориентирами, содержащимися в послании президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008—2010 годах, были реализованы меры по модернизации бюджетного процесса, внедрению механизмов бюджетирования по результатам, корректировка налогового законодательства.[45]

Бюджетные расходы в целом способствовали реализации приоритетов экономического и социального развития страны.[46]

В послании указывается, что при определении целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики. При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования её структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.[47]

Приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизация транспортной инфраструктуры.[48]

[править] Примечания

  1. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  2. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  3. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  4. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  5. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  6. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  7. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  8. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  9. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  10. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  11. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  12. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  13. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  14. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  15. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  16. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  17. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  18. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  19. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  20. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  21. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  22. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  23. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  24. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  25. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  26. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  27. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  28. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  29. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  30. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  31. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  32. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  33. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  34. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  35. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  36. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  37. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  38. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  39. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  40. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  41. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  42. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  43. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  44. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  45. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  46. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  47. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
  48. http://www.rian.ru/politics/20090430/169701029.html
Финансы в России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Ценные бумаги  АкцииОблигацииДеривативы (Фьючерсы, Опционы)
Государственные финансы  Консолидированный бюджетФедеральный бюджетГосударственный долг (Внутренний долг, Внешний долг)
Финансы населения  Доходы (Заработная плата, Пенсии) • Расходы
Темы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингКредитыДепозитыДолгиФинансы организаций
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Политика России
Президент  Б. Н. Ельцин (1991—1999) • В. В. Путин (1999—2008, с 2012) • Д. А. Медведев (2008—2012) • Администрация президентаПослания президента Федеральному собраниюБюджетные послания президентаПрезидентские выборы (1991, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2018)
Правительство Председатели правительстваВ. С. Черномырдин (1992—1998) • С. В. Кириенко (1998) • Е. М. Примаков (1998—1999) • С. В. Степашин (1999) • В. В. Путин (1999—2000) • М. М. Касьянов (2000—2004) • М. Е. Фрадков (2004—2007) • В. А. Зубков (2007—2008) • В. В. Путин (2008-2012) • Д. А. Медведев (2012-2020) • М. В. Мишустин (с 2020) • Заместители председателя правительстваМинистерство юстицииМинистерство финансовМинистерство транспортаМинистерство сельского хозяйстваМинистерство природных ресурсовМинистерство образования и наукиМинистерство обороныМинистерство здравоохранения и социального развитияМЧСМВДФедеральная таможенная службаФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзоруФедеральная служба по финансовому мониторингуФедеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей средыФедеральная служба по военно-техническому сотрудничествуРосстатФедеральная антимонопольная службаФСОФСКНФедеральная служба безопасностиСВР
Федеральное собрание  ГосдумаСовет Федерации
Судебная власть  Верховный судКонституционный суд
Внутренняя политика Политические партии Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР)
Государственные символы ФлагГербГимн
Темы  Государственное устройствоГосударственное управлениеВнешняя политикаДемографическая политика
Личные инструменты