Бюджетное прогнозирование

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Бюджетное прогнозирование — предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний; неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования.[1]

Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.[2]

Бюджетное прогнозирование ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учётом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях, и т. д. При этом непрерывность бюджетного прогнозирования обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных.[3]

Для составления прогнозов используются два подхода: генетический и нормативно-целевой. При генетическом подходе прогнозирование ведётся от настоящего к будущему на основе установленных причинноследственных связей; при нормативно-целевом — определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата.[4]

Базой для бюджетного прогнозирования являются: прогнозы социально-экономического развития страны, её регионов, муниципальных образований на соответствующий период времени; статистическая информация по основным макроэкономическим показателям (объём и динамика производства валового внутреннего продукта; темпы инфляции; объёмы производства и продажи продукции (услуг); размеры инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования, включая бюджетные; величина фонда оплаты труда; объёмы и рост прибыли); прогнозы развития государственных и муниципальных секторов экономики; наиболее крупные из намечаемых стабилизационных (антикризисных и т. п.) мер; приоритеты социально-экономической политики; предполагаемые доходы и расходы хозяйствующих субъектов, размер их имущества, в том числе данные о поступлении и использовании доходов от государственного (муниципального) имущества; объём доходов населения; данные об исполнении бюджетов разных уровней и др.[5]

Важную роль играет сводный финансовый баланс, составляемый на планируемый год и на прогнозируемый период. Он позволяет представить в комплексе финансовое положение страны, отдельных территорий; финансовые последствия проводимых реформ; возможности осуществления мер, намечаемых на перспективу.[6]

Бюджетное прогнозирование зависит от качества прогноза основных показателей социально-экономического развития страны, правильности определения динамики рыночной конъюнктуры, обоснованности предполагаемых изменений, состояния денежного обращения, курса национальной валюты и т. п., поэтому разрабатываются несколько вариантов социально-экономического развития страны в прогнозируемом периоде. Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся за основу бюджетных прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозируемом периоде. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики (если они проводятся), по стимулированию производства и т. п.[7]

Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ.[8]

В процессе бюджетного прогнозирования используются различные методы: математического моделирования; индексный; нормативный; экспертных оценок; балансовый и др.[9]

Метод математического моделирования, основанный на применении экономико-математических моделей, позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на бюджетные показатели, и выбрать из нескольких вариантов проекта бюджета наиболее подходящий — соответствующий принятой концепции социально-экономического развития страны и проводимой бюджетной политике.[10]

При индексном методе используются разнообразные индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходы населения и т. д. Широко применяется дефлятор (индекс цен) — коэффициент пересчёта цен в неизменные, предназначенные для расчёта бюджетных доходов и расходов, так как на них прежде всего отражается инфляция.[11]

Инструментами нормативного метода являются прогрессивные нормы и финансово-бюджетные нормативы, необходимые для расчёта бюджетных доходов на основе установленных налоговых ставок и учёта некоторых макроэкономических ориентиров: уровня налогового бремени; предельного размера бюджетного дефицита (в % к ВВП и объёму расходов бюджета); предельной величины государственного долга и т. п.[12]

К методу экспертных оценок прибегают, когда закономерности развития тех или иных экономических процессов ещё не выявлены, аналоги отсутствуют и приходится использовать специально выполненные расчёты специалистов-экспертов высокого класса.[13]

Балансовый метод, при котором осуществляются сопоставления (активов с пассивами, целого с его частями и т. д.), позволяет увязать расходы любого бюджета с его доходами, выявить пропорции в распределении средств между бюджетами.[14]

Бюджетное прогнозирование сводится к расчёту вероятных доходов бюджета (применительно к соответствующему уровню бюджетной системы: федеральному, региональному, местному), определению объёмов и направлений расходования бюджетных средств, установлению возможных изменений в межбюджетных отношениях. Если прогнозные расчёты касаются предстоящего (планируемого) года, то они выполняются для конкретных видов доходов и расходов в соответствии с действующей в стране бюджетной классификацией; если же относятся к периоду, следующему за планируемым годом, — для основных параметров и структуры соответствующего бюджета.[15]

В ходе прогнозирования бюджетных доходов решаются следующие задачи: рассчитывается объём финансовых ресурсов по стране; определяются уровень и размер их возможной централизации в распоряжение государства и местного самоуправления; выявляются наиболее эффективные формы и методы изъятия денежных средств в бюджет; исследуются возможности воздействия через систему налогообложения на развитие производства и услуг, внедрение новых технологий и др.; определяются оптимальные пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней (федеральным, региональным, местным).[16]

При разработке прогнозов бюджетных расходов сначала определяют: основные показатели развития отраслей экономики, регионов и муниципальных образований; направления развития государственного и муниципального секторов экономики; направления проведения структурных преобразований с учетом возможностей бюджета. Затем на их основе устанавливают: перечень целевых программ, подлежащих финансированию за счёт бюджетных средств; предельные объёмы бюджетного финансирования целевых программ; распределение объёмов финансирования по получателям бюджетных средств в соответствии с функциональными и экономическими классификациями расходов.[17]

При прогнозировании межбюджетных отношений устанавливают: основные принципы разграничения полномочий в области бюджетных доходов и расходов между звеньями бюджетной системы; размеры и формы оказания финансовой помощи бюджетам нижестоящих уровней.[18]

Важным направлением бюджетного прогнозирования являются анализ финансово-бюджетного законодательства и установление необходимости его совершенствования. Выявление этого факта влечёт за собой разработку предложений по поэтапному введению новых нормативно-правовых актов и корректировке (частичному изменению), приостановлению или отмене действующих, направленных на своевременную и полную мобилизацию прогнозируемых доходов, обеспечение бюджетных расходов необходимыми ресурсами, целевое и эффективное использование бюджетных средств, укрепление бюджетной дисциплины.[19]

[править] Примечания

  1. Бюджетное прогнозирование
  2. Бюджетное прогнозирование
  3. Бюджетное прогнозирование
  4. Бюджетное прогнозирование
  5. Бюджетное прогнозирование
  6. Бюджетное прогнозирование
  7. Бюджетное прогнозирование
  8. Бюджетное прогнозирование
  9. Бюджетное прогнозирование
  10. Бюджетное прогнозирование
  11. Бюджетное прогнозирование
  12. Бюджетное прогнозирование
  13. Бюджетное прогнозирование
  14. Бюджетное прогнозирование
  15. Бюджетное прогнозирование
  16. Бюджетное прогнозирование
  17. Бюджетное прогнозирование
  18. Бюджетное прогнозирование
  19. Бюджетное прогнозирование
Прогнозирование
Экономическое  Финансовое прогнозирование (Бюджетное) • Прогнозирование товарного рынкаПрогнозирование качества продукции
Прочие виды прогнозирования  Политическое прогнозированиеПрогнозирование техногенных чрезвычайных ситуацийКриминалистическое прогнозированиеЯзыковое прогнозированиеПрогнозирование случайных процессов
Темы  Методы прогнозированияГоризонт прогнозирования
Личные инструменты