Белоруссия

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Белоруссия — государство в Европе.

Территория — 207,6 тыс.кв.км. (13-е место в Европе). На востоке граничит с Российской Федерацией (1056 км общей границы), на юге — с Украиной (975 км), на западе — с Польшей (398,6 км), на северо-западе — с Литвой (599,2 км) и Латвией (1775,5 км).

Государственные языки — белорусский и русский.

В административном плане Белоруссия поделена на 6 областей и 118 районов. В республике насчитывается 104 города, 108 поселков городского типа и 27 457 населенных пунктов. Столица — город Минск (1,7 млн чел.), самостоятельная административная единица.

Религия — 70 % верующего населения составляют православные христиане. Глава белорусской православной церкви — митрополит Минский и Слуцкий. Патриарший экзарх всея Беларуси — Филарет. Римско-католическая церковь объединяет около 20 % верующих. Действуют также униатская, иудейская и исламская конфессии. Серьезных разногласий на религиозной почве в Белоруссии не отмечается.

Главой Белоруссии является президент. Национальное собрание (парламент) состоит из 2 палат: Совета республики и Палаты представителей. Территория делится на 6 областей и 118 районов. Государственные языки: белорусский и русский. В приграничных западных и северо-западных районах употребляются польский и литовский языки.[1]

Содержание

[править] Население

Основная статья: Население Белоруссии

В республике проживает 9,76 млн человек (по состоянию на 1 октября 2005 года).

77,6 % Белоруссии сосредоточено в городах. В столице – городе Минске – проживают 1 млн. 959,8 тыс. человек – пятая часть населения страны.[2]

В Белоруссии проживают представители 125 национальностей. Из них 81 % — белорусы, 11 % — русские, 4 % — поляки, 2 % — украинцы, 0,3 % — евреи.

80 % верующих — православные, остальные — католики, протестанты, иудеи, мусульмане.[3]

[править] География

Основная статья: География Белоруссии

Белоруссия — континентальная страна в Восточной Европе, не имеющая выхода к морю. Площадь 207,6 тыс. кв. км.[4]

Занимает западную часть Восточно-Европейской равнины, состоит из ряда возвышенностей (Ошмянская, Минская, с самой высокой точкой страны 346 м н.у.м., Новогрудская, Волковысская, Оршанская). Поверхность представляет собой полого-холмистую равнину, сложенную из системы гряд (на северо-западе) и холмов. На юге расположена заболоченная Полесская низменность.[5]

Большая часть территории страны представляет собой низменность. Основные реки — Днепр, Западная Двина, Припять, Неман. На территории страны насчитывается несколько тысяч озер. Экологическая обстановка неблагоприятная. 23 % территории республики остается радиоактивно загрязненной в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.).

Климат умеренно континентальный. Средняя температура января −4/8°С, июля +17/20°С. Среднегодовое количество осадков варьирует от 520 мм до 710 мм. Северо-западная часть Белоруссии принадлежит бассейну р. Неман, юго-западная — р. Западный Буг, южная — р. Припять, восточная — р. Днепр, северная — р. Западная Двина. В Белоруссии более 10 тыс. озер, крупнейшее — оз. Нарочь (80 кв.км). Леса занимают 36 % территории страны (преобладают сосновые; встречаются еловые, березовые и дубовые). На западе сохранились массивы древних лесов: Беловежская, Налибокская, Гродненская, Ружанская пущи. Болота покрывают 12 % территории (в основном в Полесье). В лесах водится косуля, благородный олень, лось, лесная куница, лисица, волк, возле водоемов живут бобры, ондатры, выдры. Пашни занимают 30 % площади, пастбища — 15 %. Национальные парки: Беловежская Пуща (здесь обитают зубры), Нарочанский, Браславские озера, Припятский, Березинский биосферный заповедник. В результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. в зоне радиационного загрязнения оказались южные и юго-восточные районы Белоруссии общей площадью 130 тыс. км2 (радиоактивное загрязнение по цезию-137 составляет более 1 кюри на кв. км). Наиболее загрязнены 23 % территории страны главным образом, в Гомельской и Могилевской обл.). В зоне радиационного загрязнения проживает 2,2 млн чел. На юге Гомельской области создан Полесский радиационно-экологический заповедник для изучения влияния радиационного загрязнения на биосферу.[6]

[править] История

Основная статья: История Белоруссии

В II—V вв. территорию заселили славяне, которые перемешались с местными балтийскими племенами. В VII—IX вв. здесь сформировались племена кривичей, дулебов, дреговичей, радимичей, древлян, которые с X в. подчинялись князьям Киевской Руси. В XI—XIV вв. на территории Белоруссии существовали Полоцкое, Туровское, Пинское, Владимир-Волынское, Смоленское, Черниговское княжества. К 1263 г. северо-запад Белоруссии был включен в состав Великого княжества Литовского, а к 1377 г. и все остальные земли. С 1323 г. столицей княжества стал город Вильня (ныне Вильнюс), государственным языком был старобелорусский. После объединения Польши и Великого княжества Литовского в 1569 г. (Люблинская уния) в Речь Посполитую, на территории современной Белоруссии было организовано 7 воеводств. В 1772 г. к России присоединены восточные, в 1793 г. — центральные, а в 1795 г. — западные районы нынешней Белоруссии. В 1802—1918 гг. территория входила в состав Витебской, Могилевской, Минской, Гродненской и Виленской губерний.[7]

В 1919 г. была образована Литовско-Белорусская ССР со столицей в Вильно, которая в июле 1919 г. была занята польскими войсками. К 1922 г. она была освобождена и образована Белорусская ССР, которая вошла в состав СССР. В 1939 г. к БССР присоединили Западную Белоруссию из восточной части ликвидированной Польши. В 1941-44 гг. территория страны была оккупирована немецкими войсками. В этот период погибло более 2,2 млн человек, сожжено 9200 деревень и разрушено 209 городов, создано 260 концлагерей. Против врагов действовал 471 партизанский отряд, численностью более 440 тыс. человек — целая армия. В декабре 1991 г. в связи с распадом СССР Белорусская ССР стала независимой и была преобразована в Республику Беларусь. В декабре 1999 года Россия и Белоруссия подписали договор о создании единого союзного государства. Во второй половине 1990-х гг. в государственной политике страны усилились авторитарные тенденции.[8]

[править] Государственный устройство

Государственный строй — унитарное демократическое социальное правовое государство. Декларация о государственном суверенитете Белоруссии принята 27 июля 1990 года. Действующая Конституция РБ принята на республиканском референдуме в ноябре 1996 года.

Национальный праздник — День независимости (День Республики). С 1997 года отмечается 3 июля, в годовщину освобождения страны от немецко-фашистских захватчиков.

Парламент — Национальное собрание — является представительным законодательным органом. Состоит из двух палат — Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 депутата). Срок полномочий — 4 года. 28 сентября 2008 г. в Белоруссии прошли очередные выборы в нижнюю палату парламента.

Исполнительная власть осуществляется правительством — Советом министров. Премьер-министр С. С. Сидорский.

Судебная власть строится на принципах территориальности и специализации. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным судом, шесть членов которого назначаются президентом и шесть избираются Советом Республики. Срок их полномочий — 11 лет.

Внутриполитическая ситуация в республике остается в целом стабильной, характеризуется скоординированными действиями всех ветвей власти по обеспечению развития экономики, укреплению роли государства, проведению социально-ориентированных рыночных реформ.

Президент А. Г. Лукашенко обладает реальной властью, пользуется авторитетом и поддержкой основной части населения страны. Его рейтинг остается недосягаем для его политических оппонентов. Руководство страны с помощью административной вертикали жестко контролирует ситуацию. Белорусская оппозиция в целом продолжает оставаться организационно раздробленной и политически слабой.

Основные политические партии и движения. В Министерстве юстиции РБ зарегистрировано 15 политических партий (7 считаются лояльными властям, 8 партий декларируют себя различной степени оппозиционными руководству республики и проводимой им политики), Федерация профсоюзов Беларуси, более 1 500 общественных объединений.

Ряд партий, в том числе Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ), придерживаются проправительственных позиций.

В оппозиции к властям находятся Либерально-демократическая партия Белоруссии (ЛДПБ), Партия коммунистов Белорусская (ПКБ) и др.

Радикальную оппозицию составляют Объединенная гражданская партия (ОГП), Белорусский народный фронт (БНФ), Белорусская социал-демократическая партия — Народная громада (БСДП НГ), Белорусская социал-демократическая громада (БСДГ) и др.

[править] Экономика

Динамика ВВП на душу населения по ППС в европейских странах СНГ (Белоруссии, Молдавии, России и Украине) в 1989—2012 годах, в долларах США, по данным Всемирного банка
Динамика ВВП на душу населения по ППС в европейских странах СНГ (Белоруссии, Молдавии, России и Украине) в 1989—2012 годах, в долларах США, по данным Всемирного банка
Основная статья: Экономика Белоруссии

Белоруссия относится к числу наиболее экономически развитых стран СНГ. Руководство страны придерживается «самобытной» социально ориентированной рыночной экономической модели с сохранением решающей роли госуправления. Госсектор охватывает более 80 % экономики. Доминирует административное регулирование.

[править] Образование

Основная статья: Образование в Белоруссии

В Белоруссии действуют Национальная академия наук, 42 государственных и 15 негосударственных высших учебных заведений.

Международные эксперты признают, что в системе образования Белоруссии достигнуты «хорошие результаты в расширении доступа и охвата». Так, Белоруссия занимает высокие позиции в Индексе человеческого развития (ИЧР) — 65-е место из 187 стран в 2011 году, главным образом за счёт достижений в области образования. Расходы населения на образование «являются умеренными по сравнению с другими странами региона, что указывает на его широкую доступность».[9]

Государственные расходы на образование в Белоруссии составляют около 5 % ВВП и сопоставимы со средними показателями по региону, однако «проблема состоит в повышении эффективности, особенно в свете падения числа учащихся». «Вследствие сокращения численности детей школьного возраста в сочетании с урбанизацией отмечается сокращение количества учащихся, особенно в сельских районах. Как результат, количество учащихся на одного учителя как в начальном, так и в среднем образовании, является одним из самых низких в регионе», отмечается в отчете. Кроме того, «заработная плата учителей остается сравнительно низкой, что создает сложности в привлечении и удержании квалифицированных педагогических кадров. И хотя затраты на одного учащегося увеличиваются, это не всегда приводит к лучшим результатам в обучения». Эксперты Всемирного банка полагают, что «существующая система финансирования образования не создает стимулов для эффективного распределения ресурсов органами местного управления. Скорее, существующие механизмы сметного финансирования создают мотивацию у школ и местных администраций сохранять значительное количество персонала и избыточные мощности». Более того, «усиливается серьезность проблемы несоответствия квалификации работников требованиям рынка».[10]

Для решения этих проблем системы образования необходимы реорганизация и пересмотр приоритетов в расходах сектора. В частности, эксперты предлагают продолжать работы «по оптимизации сети школ и численности педагогических кадров». «Простые расчеты показывают, что если в среднесрочной перспективе в Беларуси среднее количество учащихся на одного учителя будет доведено до уровня, сопоставимого со средними показателями стран ОЭСР, это позволит сэкономить примерно 11 % бюджета на образование, или около 0,6 % ВВП в год, только на оплате труда. Дополнительная экономия может быть обеспечена за счет объединения школ (включая объединение классов в школах). Сэкономленные средства могут быть направлены на модернизацию учреждений образования, повышение заработной платы учителей, повышение квалификации педагогических кадров и закупку оборудования, в том числе компьютеров», говорится в отчете.[11]

[править] Здравоохранение

Система здравоохранения Белоруссии преимущественно представлена государственным сектором, который финансирует и оказывает широкий доступ населения к услугам здравоохранения при умеренной их стоимости. Государственное финансирование здравоохранения составляет 3,5 % ВВП (2011 год), причем эти расходы преимущественно финансируются местными бюджетами. Государственные расходы на здравоохранение в Белоруссии выше по сравнению со странами СНГ (в которых эти расходы составляют в среднем 2,7 % ВВП) и практически сопоставимы со странами Европы и Центральной Азии со средним уровнем доходов (4 % ВВП), но остаются ниже уровня 10 новых стран-членов ЕС (5,4 % ВВП).[12]

Эксперты Всемирного банка отмечают, что в системе здравоохранения Белоруссии достигнуты хорошие результаты по ряду показателей, таких как здоровье матерей и новорожденных и сдерживание распространения инфекционных заболеваний, включая ВИЧ и туберкулез. «Тем не менее ожидаемая продолжительность жизни (несмотря на улучшение показателей) остается ниже уровня, отмечавшегося до начала переходного периода, что преимущественно связано с высоким уровнем смертности среди взрослого населения, особенно среди мужчин. Более того, Белоруссия отстает от других стран по результатам и эффективности профилактики неинфекционных болезней, особенно сердечно-сосудистых заболеваний, которые в настоящее время являются основной причиной смертности и низкой ожидаемой продолжительности жизни», говорится в отчете.[13]

Аналитики ВБ констатируют, что госрасходы на здравоохранение практически не были затронуты в ходе недавней консолидации бюджета. Однако, отмечают они, основная часть средств направляется на финансирование широкой сети государственных поликлиник и больниц, которые предоставляют бесплатные услуги здравоохранения. В результате частные расходы на здравоохранение составляют только около 20 % расходов на здравоохранение, что ниже аналогичного показателя в других странах региона и ближе к показателям стран-членов ЕС. Хотя уровень государственных расходов на здравоохранение в принципе соответствует уровню доходов в Белоруссии «наблюдаются признаки неэффективности распределения и использования ресурсов».[14]

В частности, для системы здравоохранения характерна чрезмерно широкая сеть медицинских учреждений с акцентом на стационарное лечение. «Для своей численности населения Беларусь имеет большое количество стационарных учреждений здравоохранения, коек, врачей, медицинских сестер и другого персонала. Граждане Беларуси госпитализируются чаще и, как правило, на более длительный срок, чем в большинстве других стран региона. Однако данный высокий уровень использования ресурсов и услуг не обеспечивает результаты в здравоохранении выше среднего уровня», утверждают эксперты Всемирного банка. Растущее давление на расходы в будущем усилит нагрузку на финансы системы здравоохранения. Это давление на расходы возникает в результате роста стоимости ресурсов и зарплаты, внедрения новых медицинских технологий, роста ожиданий, связанных с повышением качества услуг здравоохранения, и старения населения.[15]

Эксперты Всемирного банка советуют закрепить государственные расходы на здравоохранение на их нынешнем уровне, но при этом уменьшить количество больниц, а сделать ставку на поликлиники. «Надо усилить акцент на первичную медицинскую помощь и профилактические мероприятия, особенно в области сердечно-сосудистых заболеваний», — полагает Себастьян Эккардт. Сэкономленные в результате таких мер бюджетные средства могут быть направлены на инвестиции в модернизацию оборудования и инфраструктуры в целях повышения качества медицинской помощи в остающихся больницах. Приоритет необходимо отдавать областным больницам за пределами Минска.[16]

[править] Культура

Основная статья: Культура Белоруссии

В стране насчитывается 27 театров, 7 филармоний, 135 музеев.

[править] Вооружённые силы

Вооруженные силы Белоруссии состоят из Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и войск ПВО, организационно сведенных в Западное и Северо-Западное оперативные командования, а также группу соединений, частей и учреждений центрального подчинения. Общая численность личного состава — около 75 тыс. человек.

[править] Внешняя политика

Основные принципы внешней политики Белоруссии: независимость, нейтралитет, безъядерный статус, многовекторность. Республика признана 144 государствами, 137 из которых имеют с ней дипломатические отношения. В 49 государствах действуют белорусские дипломатические представительства.

Белоруссия является членом Соглашения о коллективной безопасности СНГ с оговоркой об отказе от прямого участия в военных операциях в горячих точках.

[править] Перспективы

Основная статья: Перспективы Белоруссии

[править] Промышленность

[править] Автомобильная промышленность

СЗАО «БЕЛДЖИ» планирует во втором полугодии 2019 года начать производство седанов представительского класса.[17]

[править] Пищевая промышленность

Производство новых видов мармелада и желе из местного сырья организуют в Славгороде в 2021 году.[18]

[править] Воздушный транспорт

К 2021 году аэропорт Минска планирует увеличить пассажиропоток до 9 млн человек в год.[19]

[править] Пищевая продукция

Белоруссия планирует в 2020 году увеличить экспорт продовольствия до $6,2 млрд.[20]

[править] Спорт

Чемпионат мира по хоккею с шайбой в 2021 году пройдет в столицах Беларуси и Латвии.[21]

Минск в 2021 году станет местом проведения Суперлиги, которая проводится в статусе командного чемпионата Европы по легкой атлетике. Турнир в столице Беларуси намечен на 19-20 июня 2021 года.[22]

[править] Документы

В 2020 году в Белоруссии начнётся выдача ID-карт.[23]

[править] Ссылки

[править] Национальный статистический комитет Белоруссии

[править] Видео

[править] Карты

[править] ЖЖ

[править] BY-нет

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. http://igras.ru/strana.php?r=36&id=63
  2. [1]
  3. http://igras.ru/strana.php?r=36&id=63
  4. http://igras.ru/strana.php?r=36&id=63
  5. http://igras.ru/strana.php?r=36&id=63
  6. http://igras.ru/strana.php?r=36&id=63
  7. http://igras.ru/strana.php?r=36&id=63
  8. http://igras.ru/strana.php?r=36&id=63
  9. Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
  10. Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
  11. Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
  12. Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
  13. Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
  14. Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
  15. Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
  16. Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
  17. [2]
  18. [3]
  19. [4]
  20. [5]
  21. [6]
  22. [7]
  23. [8]
Страны мира
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамСШАТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты