Редактирование Баку — Тбилиси — Джейхан (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== История == Главным направлением внешнеэкономической деятельности Турции на постсоветском пространстве являлось участие в освоении перспективных нефтегазовых районов [[Каспийское море|Прикаспия]] и в транспортировке добываемых здесь энергоресурсов. Впервые вопрос о строительстве основного экспортного нефтепровода из района каспийской нефтедобычи к терминалам турецкого порта [[Джейхан]] на [[Средиземное море|Средиземном море]] Турция подняла в начале 1990-х годов, вскоре после того, как она ввела [[эмбарго]] на перекачку [[ирак]]ской нефти через турецкую территорию и, таким образом, прекратила её поставки мировым импортёрам. [[5 марта]] [[1993 год]]а между Турцией и Азербайджаном было подписано соглашение о транспортировке азербайджанской нефти в Джейхан. Однако после свержения правительства [[Абульфаз Эльчибей|Абульфаза Эльчибея]] это соглашение перестало действовать. Но Турция продолжала настойчиво продвигать идею строительства нефтепровода на Джейхан как среди нефтедобывающих прикаспийских государств, так и среди крупнейших западных нефтяных компаний. После создания в [[1994 год]]у [[Азербайджанский международный нефтяной консорциум|Азербайджанского международного нефтяного консорциума]] (АМНК) Турция получила в нём лишь 5 % акций, которые [[Азербайджанская государственная нефтяная компания]] из своей квоты выделила турецкой нефтяной компании [[ТПАО]]. Несмотря на столь малое прямое участие в осуществлении нового международного нефтяного проекта, Турция тут же стала настаивать на том, чтобы в повестку дня нефтяного консорциума был внесен вопрос о приоритетном строительстве 1730-километрового нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. На этот раз, несмотря на прямую поддержку турецкого проекта со стороны [[США|американского]] правительства, руководство АМНК приняло решение использовать уже имеющийся нефтепровод [[Баку — Новороссийск]]. В [[1995 год]]у под давлением Турции, поддержанной США, АМНК принимает решение о строительстве альтернативного новороссийскому нефтепровода [[Баку — Супса]]. Одновременно Турция продолжала настаивать на необходимости ограничения поставок каспийской нефти через российскую территорию. [[1 июля]] [[1994 год]]а, под предлогом обеспечения безопасности судоходства в Черноморских проливах, турецкое правительство в одностороннем порядке, в нарушение международного [[соглашение в Монтре|соглашения в Монтре]] [[1936 год]]а, ввело новый судоходный регламент, ограничивающий прохождение через проливы торговых судов, прежде всего, большегрузных и перевозящих опасные грузы. С самого начала было очевидным, что турецкие санкции направлены против российского нефтяного экспорта и в поддержку турецкого проекта строительства основного экспортного нефтепровода на Джейхан. Российское правительство подало протест в [[Международная морская организация|Международную морскую организацию]] на неправомерные действия турецкой стороны, и та, в свою очередь, хотя и констатировала, что «навигация через Проливы постоянно увеличивает риск для судоходства, безопасности окружающей среды, а также для проживающего здесь мирного населения», всё-таки обязала Турцию неукоснительно соблюдать положения конвенции Монтре и снять все ограничения на проход торговых судов через Проливы. Тем не менее, вплоть до настоящего времени Турция продолжает чинить препятствия российским танкерам в их свободном проходе из Чёрного в Средиземное море. После того как Россия доказала свою способность доставки практически всей добываемой в то время в прикаспийском регионе нефти через нефтепроводы, проходящие по её территории (в [[2001 год]]у вступил в строй новый магистральный трубопровод от [[Тенгизское месторождение|Тенгизского месторождения]] в [[Казахстан]]е до [[Новороссийск]]а), Турция стала указывать на недостатки российских экспортных нефтепроводов. Так, в Турции заявляли, что пропускные возможности порта Джейхан намного превышают новороссийские. Кроме того, Джейхан был готов к отгрузке нефти круглогодично, в отличие от Новороссийска, где в зимнее время случаются шторма, препятствующие загрузке танкеров. В то же время турецкая сторона постоянно указывала на то, что мощности российских нефтепроводов не хватит, когда с прикаспийских месторождений пойдет большая нефть. Позицию турецкого правительства по вопросу строительства основного экспортного нефтепровода на Джейхан постоянно поддерживали США, однако какое-то время американские нефтяные корпорации учитывали свои экономические расчёты и дистанцировались от прямой поддержки этого проекта. То же самое можно сказать о позиции прикаспийских государств, большинство из которых, кроме Азербайджана, вначале достаточно осторожно высказывались на этот счёт. Ситуация стала меняться с [[1997 год]]а, когда президент [[Билл Клинтон]] заявил о своей поддержке турецкого проекта. После этого последовало заявление вице-президента крупнейшей американской нефтяной компании «[[Амоко]]» [[Джим Нороски|Джима Нороски]], который заявил, что предпочтение, в конечном итоге, должно быть отдано проекту Баку — Джейхан, несмотря на его дороговизну и протяжённость. В октябре [[1998 год]]а американский представитель по Каспию [[Джон Вулф]] заявил в [[Анкара|Анкаре]], что в АМНК должны прекратиться обсуждения, блокирующие начало строительства нефтепровода Баку — Джейхан. Через год, [[18 ноября]] [[1999 год]]а, после завершения стамбульского саммита [[ОБСЕ]] руководители Азербайджана, Казахстана, [[Туркменистан]]а, [[Грузия|Грузии]] и Турции подписали официальное соглашение о строительстве магистрального нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Под этим документом стоит также подпись президента США Б.Клинтона, в качестве гаранта его выполнения. [[15 апреля]] [[2000 год]]а в Казахстан с рабочим визитом прибыла Государственный секретарь США [[Мадлен Олбрайт]]. В ходе встречи с ней Президент Казахстана подтвердил политику многовариантной направленности трубопроводов для экспорта каспийских энергетических ресурсов, включая проект Баку-Тбилиси-Джейхан. В январе [[2002 год]]а руководитель ГНКАР [[Натик Алиев]] заявил, что западные инвесторы согласились кредитовать 70 % стоимости строительства нефтепровода Баку — Джейхан [[12 августа]] [[2008 год]]а секретарь Совета национальной безопасности Грузии [[Александр Ломая]] заявил, что российские самолёты провели бомбардировку нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Ранее представители России не раз заявляли, что не намерены мешать работе этого нефтепровода. За 2010 год по трубопроводу по «Баку-Тбилиси-Джейхан» было экспортировано (по данным контрольно-измерительных приборов) 35 млн 181 тыс. 267,6 тонны нефти.<ref>http://www.1news.az/economy/oil_n_gas/20110329124658414.html</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы