Антиалкогольная кампания в СССР

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Предыстория

К середине 1980-х годов в СССР, в отличие от многих других стран, имело место толерантное отношение к пьянству, употреблению алкоголя на работе и т. п. Это приводило к уменьшению производительности труда, повышенному травматизму, отрицательно влияло на здоровье и воспроизводство населения.[1]

[править] Ход кампании

В мае 1985 года Политбюро ЦК КПСС инициировало антиалкогольную кампанию. Это был первый в серии неудачных реформаторских проектов, предпринятых М. С. Горбачёвым.[2]

Задача антиалкогольной кампании состояла в том, чтобы переломить толерантное отношение населения к пьянству, внедрив более рациональные нормы «алкогольного поведения». С этой целью было издано постановление Совета Министров и Верховного Совета СССР от 17 мая 1985 года, существенно менявшее инфраструктуру, связанную с рассматриваемым институтом. Число магазинов, которым разрешалось продавать алкоголь, было значительно сокращено (в 1987 году — почти наполовину по сравнению с 1984 годом). Радикально уменьшился объём производства и продаж алкогольных напитков. Были назначены высокие штрафы за появление на работе в нетрезвом виде, милиция жёстко преследовала пьяных на улице, существенно повысились цены на алкоголь. Таким образом население принуждали следовать нормам «трезвой жизни». Этого, однако, оказалось недостаточно для преодоления культурной традиции, поддерживаемой относительно низким уровнем благосостояния, отсутствием простора для инициативы, неразвитостью индустрии развлечений. Люди часами простаивали в очередях за водкой. Подпольная продажа алкоголя и самогоноварение достигли невиданных ранее масштабов. С прилавков магазинов исчез сахар, в 1988 году власти вынуждены были ввести его рационирование по талонам.[3][4]

В 1988 году антиалкогольная кампания была прекращена, продажи алкоголя стали расти.[5]

[править] Экономические последствия

Сокращение промышленного производства алкогольных напитков и связанных с ним налоговых отчислений очень быстро сказалось на размере доходов государственного бюджета СССР. По экспертным оценкам, если в 1984 году поступление в госбюджет налога с оборота по алкогольной продукции было равно 36,7 млрд рублей (примерно 4,8 % ВВП СССР), то в 1987 году — 29,1 млрд рублей (3,5 % ВВП). Всего за 1985—1987 годы госбюджет не досчитался 20,7 млрд рублей. Иначе говоря, потери госбюджета от антиалкогольной кампании — до 1,3 % ВВП в год — были примерно равны потерям от снижения цен на экспортируемую нефть и нефтепродукты. Таким образом, антиалкогольная кампания внесла заметный вклад в ухудшение текущего финансового положения советской экономики. К тому же не всегда разумные формы, в которых осуществлялась эта кампания, раздражали население и значительно уменьшили уровень его доверия к власти.[6][7]

Издержки от антиалкогольной кампании включали в себя потери бюджета (2-3 % его доходной части), затраты на сокращение, а затем восстановление производства алкоголя (в том числе гибель виноградников), общественные потери, связанные с дефицитом водки и сахара (включая печатание и распределение талонов) и теневой активностью.[8]

[править] Примечания

  1. Полтерович В. М.Трансплантация экономических институтов. // Экономическая наука современной России. 2001. № 3
  2. Полтерович В. М.Трансплантация экономических институтов. // Экономическая наука современной России. 2001. № 3
  3. Полтерович В. М.Трансплантация экономических институтов. // Экономическая наука современной России. 2001. № 3
  4. Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[1] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
  5. Полтерович В. М.Трансплантация экономических институтов. // Экономическая наука современной России. 2001. № 3
  6. Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
  7. Полтерович В. М.Трансплантация экономических институтов. // Экономическая наука современной России. 2001. № 3
  8. Полтерович В. М.Трансплантация экономических институтов. // Экономическая наука современной России. 2001. № 3
Личные инструменты