Редактирование Административная реформа в субъектах Российской Федерации (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Разработка административных регламентов == К административным регламентам в системе исполнительной власти необходимо подходить как к выработке обеспечительных правовых средств и институтов, которые позволят улучшить процесс публичного управления в нашей стране5. Административные регламенты должны позволить решить целый ряд задач: повысить управляемость в органах власти, усилить контроль за их деятельностью со стороны общества, создать исчерпывающие требования к решениям и содержанию работ государственных служащих, снизить административное усмотрение и коррупционный потенциал управленческих решений. Однако надо признать, что количество разработанных и планируемых к разработке административных регламентов не соответствует реальному объему полномочий региональных органов власти. Субъекты Федерации в пределах имеющихся полномочий осуществляют организацию и предоставление гражданам разнообразных государственных услуг в различных областях жизнедеятельности. Подсчитано, что в ходе административной реформы еще предстоит разработать свыше двух тысяч регламентов государственных услуг. Решение этих задач в субъектах РФ предполагает разработку многоэлементной системы, включая: * создание системы учета населения и оценки числа потребителей государственных и бюджетных услуг в субъектах Федерации и муниципальных образованиях; * разработку и внедрение стандартов и административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций; * передачу предоставления ряда государственных услуг на муниципальный уровень в целях повышения их доступности для получателей; * разработку и внедрение системы выдачи разрешительных документов в режиме «одного окна»; * разработку нормативно-правовой базы внесудебного (досудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и должностных лиц. Структура принятых в субъектах Федерации административных регламентов в целом соответствует структуре, рекомендованной Правительством РФ для всех видов административных регламентов. Анализ региональной базы об административных регламентах позволяет выделить несколько моделей административного регламентирования в субъектах Федерации. Первой модели соответствуют так называемые общие регламенты6, то есть регламенты, в которых не разграничиваются государственные функции и государственные услуги. Вторая модель встречается в тех субъектах Федерации, для которых характерно либо практически полное отсутствие актов по проведению административной реформы, либо неоправданно позднее их принятие. В качестве третьей модели можно выделить модель «сплошной регламентации». Эта модель характерна для тех регионов, у которых трудности, возникающие при определении степени «массовости» функций и услуг, «подтолкнули» к отходу от использования понятия «массовые услуги» в качестве критерия при выделении регламентируемых функций и услуг. Особая модель образуется в тех субъектах Федерации, в нормативных актах которых не исключена возможность отнесения контрольно-надзорных и разрешительных процедур к услугам, дублирования норм об услугах и положений о стандартах услуг. В России проблема административного регламентирования связана с необходимостью обеспечения правового единообразия исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. Это требует унификации подходов к регламентированию оказания услуг, понимая последнее как важнейшую функцию органов государственной власти субъектов Федерации. В целях их достижения можно предложить: * принятие реестра публичных услуг по отраслям на уровне акта высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации; * утверждение реестров государственных услуг с указанием тех полномочий органов власти, которые прямо касаются оказания публичных услуг; * разработку типовых административных процедур по оказанию публичных услуг по отраслям (процедурные вопросы). На федеральном уровне не до конца определены многие критерии, позволяющие соотнести различные правовые акты с действиями исполнителя услуг, поэтому субъекты Федерации могли бы разработать Методические рекомендации о классификации услуг для использования как органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, так и подведомственными им учреждениями. Анализ регионального законодательства подтверждает вывод о том, что практика разработки административных регламентов в регионах Российской Федерации в настоящий момент разнородна и недостаточно унифицирована. В регионах пока лишь формируются подходы к административным регламентам, их разработке и реализации. Изучение разработанных в регионах России в ходе реализации пилотных проектов административных регламентов показывает: разработка и внедрение административных регламентов и стандартов государственных услуг в субъектах РФ требуют активизации; отсутствуют достоверные данные о количестве потенциальных потребителей государственных услуг, уровне их удовлетворенности и требованиях к качеству и доступности услуг, предоставляемых органами государственного управления; не институализирован в достаточной степени механизм общественного обсуждения, оценки и экспертизы проектов регламентов, а также реальной оценки доступности и качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг; не сформирована практика постоянно действующего мониторинга общественного мнения о результатах деятельности органов власти, качестве и доступности государственных услуг. Проводимые социологические опросы носят разовый, несистемный характер, обычно направлены на изучение узкой общественной сферы, проводятся с использованием различных подходов и методик, что не позволяет отслеживать динамику изменений. Регламентацию общественных отношений в рассматриваемой сфере усложняет то обстоятельство, что процесс организационного разделения функций в системе органов исполнительной власти как на федеральном уровне, так и в регионах не завершен: не все государственные функции (полномочия) органов исполнительной власти, а также административные управленческие процессы и процедуры сформулированы и юридически закреплены; требуют более детального регулирования процессы государственного учета потребности населения в объемах социальных услуг, мониторинга и контроля качества оказываемых услуг; не установлены формы и порядок предоставления информации о потребностях в социальных услугах по их формам и видам; недостаточна степень урегулированности процедур в работе с заявлениями, обращениями и жалобами граждан, связанными с принятием решения об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой); не ориентирован на получателей результатов исполнения государственных функций и государственных услуг действующий порядок получения необходимых для принятия решения документов, что выражается в необходимости для граждан или их представителей самостоятельно осуществлять сбор установленных документов; не выстроен единый порядок организации работы и взаимодействия государственных организаций, порядок координации их деятельности, в том числе не утверждены формы документов и взаимообмена информацией, усложнен порядок заверения копий документов; не конкретизированы основания для установления ответственности должностных лиц и иных работников органов исполнительной власти за нарушения прав граждан, неисполнение (ненадлежащее исполнение) административных регламентов; стиль изложения нормативного материала в административных регламентах не ориентирован на граждан и требует адаптации (упрощения для восприятия обычного гражданина — получателя услуг); из содержания административных регламентов трудно определить рамки и последовательность административных действий (административные процедуры) органа исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций в процессе исполнения государственных функций. Унификация деятельности по подготовке административных регламентов и упорядочения процесса оказания публичных услуг является важным способом обеспечения реализации приоритетных направлений административной реформы. Вместе с тем представляется очевидным, что на данном этапе эффективность процесса внедрения регламентов не может обеспечиваться посредством преобразований сугубо организационного и информационного факторов (упорядочивание по времени и месту потока клиентов, обеспечение условий их индивидуальной информированности). Поэтому необходимы правовые решения прежде всего по концептуальным вопросам, таким, как более четкое отграничение функции по оказанию услуг от иных государственных функций и определение субъектов, принимающих регламент, объектов регламентирования, и др., как на федеральном, так и региональном уровнях.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы