Редактирование АвтоВАЗ (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== С 1992 года === В течение долгих лет АвтоВАЗ, облепленный теневыми и откровенно криминальными структурами и имевший крайне запутанную систему управления и сбыта, терял позиции на рынке под напором конкурентов. Девальвация рубля в 1998 году дала ему лишь кратковременную передышку, которая толком не была использована. При этом вплоть до середины 2000-х годов завод находился под неоспоримым контролем команды [[Владимир Каданников|Владимира Каданникова]] (гендиректора, а затем председателя совета директоров). Даже [[Борис Березовский|Борису Березовскому]], чьи планы поглощения АвтоВАЗа зашли достаточно далеко, пришлось бесславно отступить. Созданная им компания [[АВВА]] («Автомобильный Всероссийский альянс»), которой принадлежал блокирующий пакет (32 %) акций завода, в итоге оказалась «дочкой» самого АвтоВАЗа. Другим крупным (20 %) собственником предприятия была еще одна «дочка» — ЗАО [[ЦОАФК]] («Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации»). Таким образом, на АвтоВАЗе была впервые в крупных масштабах реализована ставшая столь популярной впоследствии в России схема «закольцованного» владения активами. Управление осуществлялось просто: «дочки» и менеджмент выдавали доверенности на голосование лично Каданникову, и на собраниях он голосовал доминирующим пакетом. Эта система не давала чужакам возможности приблизиться к заводу и обеспечивала контроль конгломерата менеджеров, дилеров и поставщиков над потоками генерируемых производством доходов (хотя официально завод почти всегда был убыточным). Но ни о каком развитии или даже простой реструктуризации при этом речи быть не могло.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/813945 Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»]</ref> Проследовать вслед за «Москвичом» АвтоВАЗу мешали лишь куда большие масштабы производства и хоть и непрозрачная, но очень большая сбытовая и сервисная сеть. С годами всё более существенное место в жизнедеятельности предприятия занимала самарская группа [[СОК]], производившая на собственных предприятиях автозапчасти, которые поставлялись на завод и в дилерскую сеть, и участвовавшая в дистрибуции автомобилей. Это ещё больше усложнило реальные отношения власти и собственности на заводе. Среди экспертов бытует устойчивое мнение, что в начале 2000-х взяться за решение автовазовской проблемы власти настойчиво предлагали [[Олег Дерипаска|Олегу Дерипаске]], но, присмотревшись к ситуации, он предпочел «спасать» [[ГАЗ]].<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/813945 Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»]</ref> В 2005 году было принято решение доверить антикризисную работу на АвтоВАЗе команде «[[Рособоронэкспорт]]а». Формально всё произошло предельно просто. АВВА и ЦОАФК выдали доверенность на голосование своими пакетами не Каданникову, а тем, на кого указало государство. После чего в полном соответствии со строгими корпоративными процедурами были избраны новый совет директоров и новое правление завода, представлявшие уже команду [[Сергей Чемезов|С. Чемезова]].<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/813945 Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»]</ref> Для «Рособоронэкспорта» АвтоВАЗ стал первым испытанием на новом промышленном поприще.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/813945 Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»]</ref> Оставалось лишь создать пригодную для такого дела управленческую команду. Ни с первого, ни со второго раза это не получилось. Первый генеральный директор — [[Игорь Есиповский]] — оказался, по-видимому, недостаточно масштабной фигурой. Второй — [[Владимир Артяков]] — ушёл на повышение в губернаторы Самарской области. Теперь президентом группы АвтоВАЗ является [[Борис Алёшин]] — бывший вице-премьер, а затем руководитель [[Федеральное агентство по промышленности|Федерального агентства по промышленности]]. Функции председателя совета директоров пришлось взять на себя главе «Рособоронэкспорта» С. Чемезову.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/813945 Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»]</ref> Понятно, что с такой менеджерской чехардой впечатляющих успехов за два года добиться было невозможно. Впрочем, кое-что сделали. Самых одиозных партнеров заменили на более цивилизованных. Происходит смена модельного ряда (правда, по планам, разработанным ещё старым руководством). Зато амбициозные проекты по созданию новых моделей приостановлены: и это скорее хорошо. Была предпринята попытка ликвидировать СП с GM, созданное прежним руководством на условиях, объявленных недостаточно выгодными. Через некоторое время СП возобновило работу на новых, вроде бы лучших условиях. Одновременно идёт ставший уже традиционным поиск новых иностранных партнёров и новых иностранных моделей для сборки. На сегодня основным партнёром видится канадская [[Magna]], совместно с которой разрабатывается автомобиль стоимостью до $12 тыс.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/813945 Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»]</ref> Разработан и начал реализовываться проект «раскольцовки» акционерного капитала. Для этого АвтоВАЗ привлёк одну из лучших на российском фондовом рынке команд — «[[Тройка Диалог|Тройку Диалог]]», уже объявлены оферты на покупку у миноритариев акций как самого предприятия, так и его «дочек». После выкупа дочерние компании будут присоединены к материнской, в результате принадлежащие им акции станут казначейскими и будут погашены. Таким образом, у АвтоВАЗа сформируется нормальная структура собственности, «Рособоронэкспорт» с партнёрами станут формальными владельцами контрольного пакета, и можно будет вести речь о привлечении серьёзного иностранного или отечественного инвестора. Вместе с тем представляется, что никаких наполеоновских планов нынешние руководители не строят. Они согласились с неизбежностью сокращения производства собственно вазовских моделей и в лучшем случае надеются компенсировать спад сборкой на своих площадях иномарок в рамках СП или лицензионных соглашений. Нам этот путь также представляется максимально реалистичным.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/813945 Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»]</ref> В последних числах ноября 2011 года на «АвтоВАЗе» началось серийное производство бюджетной [[Lada Granta]], которая пришла на смену «классике», а также семейству Samara и Lada Kalina.<ref>[http://www.bfm.ru/news/2012/02/01/avtovaz-stolknulsja-s-padeniem-prodazh-na-15.html «АвтоВАЗ» столкнулся с падением продаж на 15 %]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы