Редактирование: АвтоВАЗ
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''АвтоВАЗ''' — [[Россия|российская]] автомобилестроительная компания, крупнейший российский автопроизводитель, одно из крупнейших предприятий автомобильной отрасли [[Восточная Европа|Восточной Европы]]. Производственные мощности компании позволяют выпускать свыше 800 тыс. автомобилей в год.<ref>[http://premier.gov.ru/visits/ru/6099/info/3695/ ОАО «АВТОВАЗ»][http://www.peeep.us/7f50f394]</ref><ref>[http://ria.ru/company/20120312/592628712.html «АвтоВАЗ» повышает рекомендованные цены на автомобили LADA Granta]</ref> Площадь автозавода составляет свыше 600 га, площадь зданий — более 4 млн м2. В цехах установлено свыше 41 тыс. единиц оборудования. Протяжённость конвейерных систем — более 300 км. Длина главного конвейера — 1,5 км.<ref>[http://premier.gov.ru/visits/ru/6099/info/3695/ ОАО «АВТОВАЗ»][http://www.peeep.us/7f50f394]</ref> В поставках комплектующих и материалов в «АвтоВАЗе» и в системе технического обслуживания автомобилей задействовано более 1000 предприятий по всей России.<ref>[http://premier.gov.ru/visits/ru/6099/info/3695/ ОАО «АВТОВАЗ»][http://www.peeep.us/7f50f394]</ref> Всего за историю «АвтоВАЗа» на нём было произведено более 28 млн автомобилей.<ref>[http://www.gazeta.ru/auto/news/2014/02/19/n_5958849.shtml В ближайшие 2 года «АвтоВАЗ» выпустит новую модель на смену Lada Priora]</ref> == История == {{main|История АвтоВАЗа}} === 1966—1991 === [[20 июля]] [[1966 год]]а вышло постановление [[Правительство СССР|Правительства СССР]] о строительстве в городе Тольятти завода по выпуску 660 тысяч легковых автомобилей в год. Эта дата считается днем рождения Волжского автомобильного завода. Создание предприятия-флагмана отечественного автомобилестроения тесно связано с итальянским концерном FIAT, с которым Министерство автомобильной промышленности СССР подписало протокол о научно-техническом сотрудничестве. Волжский автозавод был построен в рекордно короткие сроки: в 1966 году начались земляные работы, а в 1970 году появилась первая продукция — автомобили ВАЗ-2101, которые положили начало широко известной и популярной сегодня марке LADA. АВТОВАЗ создавался как предприятие с высокой степенью концентрации производств различных отраслей — металлургическое, пластмассовых изделий, механосборочное, прессовое, сборочно-кузовное. В производстве технологического оборудования разрабатываются и изготавливаются оригинальные, ориентированные на технологические процессы АВТОВАЗа инструменты, станки, роботы и целые автоматические линии.<ref>[http://premier.gov.ru/visits/ru/6099/info/3695/ ОАО «АВТОВАЗ»][http://www.peeep.us/7f50f394]</ref> === С 1992 года === В течение долгих лет АвтоВАЗ, облепленный теневыми и откровенно криминальными структурами и имевший крайне запутанную систему управления и сбыта, терял позиции на рынке под напором конкурентов. Девальвация рубля в 1998 году дала ему лишь кратковременную передышку, которая толком не была использована. При этом вплоть до середины 2000-х годов завод находился под неоспоримым контролем команды [[Владимир Каданников|Владимира Каданникова]] (гендиректора, а затем председателя совета директоров). Даже [[Борис Березовский|Борису Березовскому]], чьи планы поглощения АвтоВАЗа зашли достаточно далеко, пришлось бесславно отступить. Созданная им компания [[АВВА]] («Автомобильный Всероссийский альянс»), которой принадлежал блокирующий пакет (32 %) акций завода, в итоге оказалась «дочкой» самого АвтоВАЗа. Другим крупным (20 %) собственником предприятия была еще одна «дочка» — ЗАО [[ЦОАФК]] («Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации»). Таким образом, на АвтоВАЗе была впервые в крупных масштабах реализована ставшая столь популярной впоследствии в России схема «закольцованного» владения активами. Управление осуществлялось просто: «дочки» и менеджмент выдавали доверенности на голосование лично Каданникову, и на собраниях он голосовал доминирующим пакетом. Эта система не давала чужакам возможности приблизиться к заводу и обеспечивала контроль конгломерата менеджеров, дилеров и поставщиков над потоками генерируемых производством доходов (хотя официально завод почти всегда был убыточным). Но ни о каком развитии или даже простой реструктуризации при этом речи быть не могло.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/813945 Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»]</ref> Проследовать вслед за «Москвичом» АвтоВАЗу мешали лишь куда большие масштабы производства и хоть и непрозрачная, но очень большая сбытовая и сервисная сеть. С годами всё более существенное место в жизнедеятельности предприятия занимала самарская группа [[СОК]], производившая на собственных предприятиях автозапчасти, которые поставлялись на завод и в дилерскую сеть, и участвовавшая в дистрибуции автомобилей. Это ещё больше усложнило реальные отношения власти и собственности на заводе. Среди экспертов бытует устойчивое мнение, что в начале 2000-х взяться за решение автовазовской проблемы власти настойчиво предлагали [[Олег Дерипаска|Олегу Дерипаске]], но, присмотревшись к ситуации, он предпочел «спасать» [[ГАЗ]].<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/813945 Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»]</ref> В 2005 году было принято решение доверить антикризисную работу на АвтоВАЗе команде «[[Рособоронэкспорт]]а». Формально всё произошло предельно просто. АВВА и ЦОАФК выдали доверенность на голосование своими пакетами не Каданникову, а тем, на кого указало государство. После чего в полном соответствии со строгими корпоративными процедурами были избраны новый совет директоров и новое правление завода, представлявшие уже команду [[Сергей Чемезов|С. Чемезова]].<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/813945 Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»]</ref> Для «Рособоронэкспорта» АвтоВАЗ стал первым испытанием на новом промышленном поприще.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/813945 Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»]</ref> Оставалось лишь создать пригодную для такого дела управленческую команду. Ни с первого, ни со второго раза это не получилось. Первый генеральный директор — [[Игорь Есиповский]] — оказался, по-видимому, недостаточно масштабной фигурой. Второй — [[Владимир Артяков]] — ушёл на повышение в губернаторы Самарской области. Теперь президентом группы АвтоВАЗ является [[Борис Алёшин]] — бывший вице-премьер, а затем руководитель [[Федеральное агентство по промышленности|Федерального агентства по промышленности]]. Функции председателя совета директоров пришлось взять на себя главе «Рособоронэкспорта» С. Чемезову.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/813945 Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»]</ref> Понятно, что с такой менеджерской чехардой впечатляющих успехов за два года добиться было невозможно. Впрочем, кое-что сделали. Самых одиозных партнеров заменили на более цивилизованных. Происходит смена модельного ряда (правда, по планам, разработанным ещё старым руководством). Зато амбициозные проекты по созданию новых моделей приостановлены: и это скорее хорошо. Была предпринята попытка ликвидировать СП с GM, созданное прежним руководством на условиях, объявленных недостаточно выгодными. Через некоторое время СП возобновило работу на новых, вроде бы лучших условиях. Одновременно идёт ставший уже традиционным поиск новых иностранных партнёров и новых иностранных моделей для сборки. На сегодня основным партнёром видится канадская [[Magna]], совместно с которой разрабатывается автомобиль стоимостью до $12 тыс.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/813945 Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»]</ref> Разработан и начал реализовываться проект «раскольцовки» акционерного капитала. Для этого АвтоВАЗ привлёк одну из лучших на российском фондовом рынке команд — «[[Тройка Диалог|Тройку Диалог]]», уже объявлены оферты на покупку у миноритариев акций как самого предприятия, так и его «дочек». После выкупа дочерние компании будут присоединены к материнской, в результате принадлежащие им акции станут казначейскими и будут погашены. Таким образом, у АвтоВАЗа сформируется нормальная структура собственности, «Рособоронэкспорт» с партнёрами станут формальными владельцами контрольного пакета, и можно будет вести речь о привлечении серьёзного иностранного или отечественного инвестора. Вместе с тем представляется, что никаких наполеоновских планов нынешние руководители не строят. Они согласились с неизбежностью сокращения производства собственно вазовских моделей и в лучшем случае надеются компенсировать спад сборкой на своих площадях иномарок в рамках СП или лицензионных соглашений. Нам этот путь также представляется максимально реалистичным.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/813945 Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»]</ref> В последних числах ноября 2011 года на «АвтоВАЗе» началось серийное производство бюджетной [[Lada Granta]], которая пришла на смену «классике», а также семейству Samara и Lada Kalina.<ref>[http://www.bfm.ru/news/2012/02/01/avtovaz-stolknulsja-s-padeniem-prodazh-na-15.html «АвтоВАЗ» столкнулся с падением продаж на 15 %]</ref> == Экспорт == «АвтоВАЗ» является крупнейшим экспортёром автомобилей в России.<ref>[http://www.autostat.ru/news/view/1313/ Иномарки в июне заняли более 20 % экспорта автомобилей из России]</ref> == Показатели == === Производственные === За период 1970—2009 годов изготовлено более 25 млн автомобилей LADA и автокомплектов.<ref>[http://premier.gov.ru/visits/ru/6099/info/3695/ ОАО «АВТОВАЗ»][http://www.peeep.us/7f50f394]</ref> В 2017 году «АвтоВАЗ» реализовал 311,6 тыс. автомобилей (45 % из них по программе господдержки). Самой популярной моделью компании стала Granta (93,7 тыс. автомобилей), на втором месте — Vesta (77,3 тыс.) и на третьем Xray (33,3 тыс.).<ref>[https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b039cec9a7947481612d970]</ref> === Финансовые === По итогам 2017 года АвтоВАЗ сократил чистый убыток в 4,6 раза, до 9,7 млрд руб. Консолидированная выручка по МСФО выросла на 22%, до 225,6 млрд руб.<ref>[https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a954bec9a794743d9c837d3]</ref> == Перспективы == «АвтоВАЗ» рассчитывает нарастить продажи автомобилей в России в 2018 году на 12 %, до 350 тыс. штук. Производство при этом планируется увеличить на 13 %, до 570,8 тыс. штук.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3630590]</ref> == Ссылки == === Официальный сайт === * [http://www.lada-auto.ru/ Официальный сайт] === Разделы на сайтах === * [http://expert.ru/dossier/companies/autovaz/ Раздел об «АвтоВАЗе» на сайте Эксперта] * [https://www.kommersant.ru/theme/264 Раздел об «АвтоВАЗе» на сайте Коммерсанта] * [http://www.gazeta.ru/tags/oao_avtovaz.shtml Раздел об «АвтоВАЗе» на сайте gazeta.ru] * [http://ria.ru/tags/organization_AvtoVAZ/ Раздел об «АвтоВАЗе» на сайте РИАН] * [http://www.vedomosti.ru/related/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%92%D0%90%D0%97 Раздел об «АвтоВАЗе» на сайте Ведомостей] * [https://www.rbc.ru/tags/?tag=%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%92%D0%90%D0%97 Раздел об «АвтоВАЗе» на сайте РБК] === Прочее === * [http://info.avtovaz.ru/index.php?id=307 Отчетность по МСФО] * [http://www.gazeta.ru/auto/2014/01/29_a_5873485.shtml Datsun возьмет на буксир Granta и Kalina] * [http://expert.ru/expert/2012/19/reglament-dlya-tolyattinskoj-revolyutsii/ Регламент для тольяттинской революции][http://www.peeep.us/6d6fe3e6] * [http://rkovrigin.livejournal.com/376996.html ВАЗ и мифы][http://www.peeep.us/9a8b04b7] * [http://sdelanounas.ru/blogs/42349/ АВТОВАЗ: за три года качество LADA выросло более чем в 10 раз] * [http://sdelanounas.ru/blogs/23073/ Лада Гранта — самый безопасный российский автомобиль!] * [http://www.vedomosti.ru/auto/news/4784611/novaya_klassika Lada Granta стала самой продаваемой моделью автомобиля в России][http://www.peeep.us/eb2021b5] * [http://www.gazeta.ru/auto/news/2012/12/12/n_2661249.shtml Renault-Nissan и «Ростехнологии» создали совместное предприятие по управлению «АвтоВАЗом»] * [http://www.gazeta.ru/auto/2012/12/12_a_4888013.shtml «АвтоВАЗ» пропишется в Голландии] * [http://news.kremlin.ru/news/17162 Встреча с руководителем госкорпорации «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым] * [http://www.inosmi.ru/russia/20130410/207920448.html АвтоВАЗ: «Лада» больше не будет предметом насмешек] * [http://m.auto.vesti.ru/doc.html?id=293870 Экскурсия по заводу «АвтоВАЗ»] * [http://sdelanounas.ru/blogs/28377/ Фоторепортаж о том как устроен АВТОВАЗ] * [http://www.inosmi.ru/russia/20131018/213974665.html Андерссон станет первым иностранным главой «АвтоВАЗа» («The Financial Times», Великобритания)] * [http://www.inosmi.ru/russia/20130410/207920448.html АвтоВАЗ: «Лада» больше не будет предметом насмешек («Der Spiegel», Германия)] * [http://www.gazeta.ru/auto/2014/01/23_a_5863881.shtml «АвтоВАЗ» сокращает «бездельников». «АвтоВАЗ» объявил о сокращении 7,5 тыс. человек, оправдываясь кризисом] * [http://www.gazeta.ru/auto/2014/05/24_a_6046949.shtml «Если русским дать на задание неделю, они все сделают в последний день». Глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон рассказал «Газете. Ru» о планах пересадить Москву и Санкт-Петербург на машины Lada] * [http://www.km.ru/avto/2014/05/29/avtovaz/741180-dobrye-vesti-pro-lada-vesta Добрые вести про «Лада-Веста». 29 мая 2014] * [http://izvestia.ru/news/577567 Себестоимость одного автомобиля Lada Granta — 55 тыс. рублей. 6 октября 2014] * [http://sdelanounas.ru/blogs/57008/ АвтоВАЗ — 2014, итоги года] * [http://www.autostat.ru/news/view/20674/ Где в России больше всего ценят марку LADA? 31 марта 2015] * [https://ria.ru/avto/20181121/1533259247.html LADA вошла в число самых продаваемых брендов в мире] * [https://tass.ru/opinions/11516447 «Новый» президент «Автоваза». Как Renault меняет волжского автогиганта] == Примечания == <references /> {{Автомобильная промышленность России}} {{Машиностроительные компании России}} {{Крупнейшие в России производители}} {{Экспорт автомобилей из России}} {{Экспорт машиностроительной продукции из России}} {{Российские компании-экспортёры}} {{Экспорт из России}} {{Компании России}} [[Категория:АвтоВАЗ| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Автомобильная промышленность России
Шаблон:Компании России
Шаблон:Крупнейшие в России производители
Шаблон:Машиностроительные компании России
Шаблон:Российские компании-экспортёры
Шаблон:Экспорт автомобилей из России
Шаблон:Экспорт из России
Шаблон:Экспорт машиностроительной продукции из России
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы