Редактирование: Авиационная промышленность России
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Изображение:Su-35.jpg|thumb|400px|right|Истребитель [[Су-35]]]] [[Изображение:Su-30SM.jpg|thumb|400px|right|Истребитель [[Су-30СМ]]]] [[Изображение:Il-476.jpg|thumb|400px|right|Военно-транспортный самолёт [[Ил-76МД-90А]]]] [[Изображение:Iak-130.jpg|thumb|400px|right|Учебно-боевой самолёт [[Як-130]]]] [[Изображение:SSJ 100 Interjet.jpg|thumb|400px|right|Пассажирский самолёт [[Sukhoi Superjet 100]]]] [[Изображение:Mi-38.jpg|thumb|400px|right|Вертолёт [[Ми-38]]]] '''Авиационная промышленность России''' — одна из важнейших отраслей [[Машиностроение России|российского машиностроения]], осуществляющая производство авиационной техники. Россия входит в число крупнейших в мире производителей авиационной техники, занимая третье место по объёму выпуска после [[США]] и [[Евросоюз]]а.<ref>[http://expert.ru/2014/01/20/trillion-v-vozduh/ Триллион в воздух][http://www.peeep.us/1c9f1327]</ref> Большая часть активов отрасли сосредоточена в двух крупных государственных холдингах, сформированных в середине 2000-х годов: «[[Объединённая авиастроительная корпорация]]» (производит самолёты) и «[[Вертолёты России]]» (производитель вертолётов). Совокупная выручка авиапрома России по итогам 2015 года составила свыше 1 трлн рублей.<ref>См. [[Авиационная промышленность России в 2015 году]]</ref> В 2016 году российская авиационная промышленность произвела 142 самолёта и 188 вертолётов.<ref>[http://government.ru/dep_news/27324/]</ref> == История == {{main|История авиационной промышленности России}} === Российская империя === {{main|Авиационная промышленность Российской империи}} Первые авиационные предприятия в России возникли в 1910—1912 годах. До 1917 года насчитывалось примерно 15 небольших авиазаводов (около 10 тыс. рабочих).<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/ Авиационная промышленность] // БСЭ, 1969—1978</ref> === Советское время === {{also|Авиационная промышленность СССР}} Декретом Советского правительства от [[28 июня]] 1918 года была проведена национализация авиазаводов, в том же году создан [[Центральный аэрогидродинамический институт]] (ЦАГИ).<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/ Авиационная промышленность] // БСЭ, 1969—1978</ref> В СССР современная авиационная промышленность фактически создана в процессе индустриализации страны в период 1-й пятилетки 1929—1932 годов, когда был построен ряд крупных самолётостроительных и моторостроительных заводов, а также предприятий цветной и чёрной металлургии. Бурно развивалась авиационная промышленность во 2-й пятилетке 1933—1937 годов. Объём производства с 1933 по 1938 год вырос в 5,5 раза. Коллективы конструкторских бюро под руководством виднейших авиаконструкторов [[А. Н. Туполев]]а, [[Н. Н. Поликарпов]]а, [[В. М. Петляков]]а, [[С. В. Ильюшин]]а, [[А. С. Яковлев]]а, [[А. И. Микоян]]а и [[М. И. Гуревич]]а, [[С. А. Лавочкин]]а и других создали ряд оригинальных конструкций самолётов, которые по своим лётно-тактическим характеристикам находились на уровне лучших зарубежных образцов. Советские конструкторы авиадвигателей [[В. Я. Климов]], [[А. А. Микулин]], [[А. Д. Швецов]], [[В. А. Добрынин]] и другие создали оригинальные типы авиадвигателей. На советских самолётах были выполнены рекордные беспосадочные перелёты Москва — США (1937 год) и другие.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/ Авиационная промышленность] // БСЭ, 1969—1978</ref> Выдающуюся роль сыграл советский авиапром в годы [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]]. Заводы, эвакуированные из прифронтовой полосы в восточные районы страны, были в короткий срок восстановлены и расширены и обеспечивали Советскую Армию высококачественными боевыми и транспортными самолётами (истребители А. С. Яковлева, А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, штурмовики С. В. Ильюшина, бомбардировщики А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, В. М. Петлякова). Советский авиапром превзошёл авиапром Германии, несмотря на то, что в период Второй мировой войны производство самолётов в Германии возросло с 8,3 тыс. в 1939 году до 39,8 тыс. в 1944 году (включая производство в оккупированных странах). Выпуск самолётов в СССР составил 7,9 тыс. в 1941 году, 22,8 тыс. в 1942 году, 35 тыс. в 1943 году, свыше 40 тыс. в 1944 году и 20,9 тыс. за I полугодие 1945 года.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/ Авиационная промышленность] // БСЭ, 1969—1978</ref> В послевоенные годы авиапром освоил производство турбореактивных двигателей конструкции А. Г. Ивченко, Н. Д. Кузнецова, А. М. Люльки, П. А. Соловьёва, С. К. Туманского и других, что обеспечило создание новых, более совершенных боевых самолётов А. Н. Туполева, А. И. Микояна, В. М. Мясищева, П. О. Сухого, А. С. Яковлева.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/ Авиационная промышленность] // БСЭ, 1969—1978</ref> Авиационная промышленность технически перевооружила гражданский воздушный флот, обеспечив его самолётами: [[Ту-104]], [[Ту-114]], [[Ту-124]], [[Ту-134]] конструкции Туполева, [[Ил-18]], [[Ил-62]] конструкции Ильюшина, [[Ан-10]], [[Ан-22]], [[Ан-24]], [[Ан-12]] конструкции Антонова, [[Як-40]] конструкции Яковлева и др. Производились также учебно-тренировочные и спортивные самолёты. На мировом чемпионате 1966 года самолёты Як-18 заняли 1-е место. Большое развитие получило в СССР вертолётостроение (Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8 и другие вертолёты конструкции М. Л. Миля).<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/ Авиационная промышленность] // БСЭ, 1969—1978</ref> Авиационная промышленность СССР производила в год свыше 150 магистральных, региональных и грузовых самолётов и 300 вертолётов гражданского назначения, более 620 самолётов и 390 вертолётов военного назначения. На экспорт ежегодно поставлялось свыше 120 военных самолётов и вертолётов.<ref>[https://www.uacrussia.ru/upload/iblock/734/7347dfc378b335dc40f62410ff8d2919.pdf Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год]</ref> В структуру советского авиапрома входило 242 предприятия, занимающихся разработкой и производством авиационной техники. Из этого числа на территории РСФСР базировалось 214 предприятий, в том числе 28 научно-исследовательских центров и институтов, 72 ОКБ и 114 серийных заводов. К концу 1980-х численность занятых в авиационной промышленности превышала 2 млн человек.<ref>[https://www.uacrussia.ru/upload/iblock/734/7347dfc378b335dc40f62410ff8d2919.pdf Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год]</ref> === 1990-е годы === С распадом СССР за пределами России оказался ряд авиастроительных предприятий: [[АНТК «Антонов»]] (Киев), авиационный завод «[[Авиант]]» (Киев), [[Харьковское государственное авиационно-производственное предприятие]] (ранее Харьковское авиационное производственное объединение), [[Запорожский моторостроительный завод]], [[Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова]] (ТАПОиЧ), [[Тбилисский авиационный завод]] и др. Отделение предприятий Украины и Узбекистана стало наиболее существенным для российского авиапрома, так как они являлись основной производственной базой военно-транспортных самолётов, а АО «[[Мотор Сич]]» было одним из ведущих разработчиков и производителей авиационных газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов.<ref>[https://www.uacrussia.ru/upload/iblock/734/7347dfc378b335dc40f62410ff8d2919.pdf Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год]</ref> Проведённые в 1990-х годах реформы в авиапромышленности России привели к массовой приватизации отрасли, в ходе которой было акционировано 71 % предприятий, и только в 3 % из них был сохранен контрольный госпакет акций. Единая отрасль была раздроблена на самостоятельные предприятия, произошло разделение основного производства крупнейших промышленных комплексов на множество мелких подразделений, что исключало возможность организации единого технологического процесса производства.<ref>[https://www.uacrussia.ru/upload/iblock/734/7347dfc378b335dc40f62410ff8d2919.pdf Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год]</ref> Кроме того, авиационные предприятия в тот период понесли серьезные кадровые потери: сократилось количество квалифицированного персонала, существенно снизилась доля молодых специалистов. К 1999 году объём работ, выполняемых ОКБ и НИИ, сократился более чем в 2,5 раза по сравнению с 1992 годом.<ref>[https://www.uacrussia.ru/upload/iblock/734/7347dfc378b335dc40f62410ff8d2919.pdf Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год]</ref> В результате в 1999 году было выпущено всего 9 гражданских и 21 военный самолёт. При этом все произведенные военные самолеты были поставлены на экспорт. В период 1990-х годов госзакупки вооружения и военной техники со стороны Министерства обороны России практически не проводились, и именно благодаря экспортным поставкам истребителей [[Су-27]], [[Су-30]], [[МиГ-29]] и вертолётов [[Ми-8]], [[Ми-17]] и [[Ми-24]] удалось удержать военный сектор авиационной промышленности от полного развала.<ref>[https://www.uacrussia.ru/upload/iblock/734/7347dfc378b335dc40f62410ff8d2919.pdf Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год]</ref> В гражданском сегменте авиапромышленности ситуация была более сложной. Начиная с 1991 года в России наблюдался спад объёма воздушных перевозок, продолжавшийся вплоть до 1999 года. На фоне сокращения спроса на услуги авиационного транспорта российские авиакомпании, испытывающие финансовые трудности, стали пополнять свой авиапарк за счет ввоза иностранных самолетов на условиях лизинга и за счет реэкспорта подержанных самолетов советского производства. Например, в период 1990-х годов в Россию было ввезено около 70 подержанных магистральных пассажирских воздушных судов из Китая, Восточной Европы и стран Балтии. Всё это привело к резкому снижению спроса на новые российские гражданские самолёты и, как следствие, к сокращению их производства.<ref>[https://www.uacrussia.ru/upload/iblock/734/7347dfc378b335dc40f62410ff8d2919.pdf Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год]</ref> Гражданское авиастроение поразил настолько глубокий кризис, что долгое время стоял вопрос о самом существовании этой подотрасли. Количество производимых самолётов исчислялось единицами и было сопоставимо с числом авиационных заводов.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/809052 Как национализируют Россию: авиастроение]</ref> === 2000-е годы === Тенденция к улучшению ситуации в авиационной промышленности наметилась в 2000-х годах, чему способствовали, в частности, общий рост экономики и увеличение бюджетного финансирования отрасли. Производство авиационной техники возросло, при этом в наибольшей степени рост был обеспечен благодаря экспортным заказам военных самолетов ([[Су-27]], [[Су-30]] и [[МиГ-29]]). Гражданские же самолёты по-прежнему выпускались в небольших объемах, а пополнение парка российских авиакомпаний осуществлялось главным образом за счёт самолётов зарубежных производителей. Так, например, за период 2000—2008 годов авиакомпаниями было закуплено свыше 250 самолётов иностранного производства.<ref>[https://www.uacrussia.ru/upload/iblock/734/7347dfc378b335dc40f62410ff8d2919.pdf Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год]</ref> В сложившихся условиях с целью сохранения авиапромышленной отрасли и её эффективного развития Правительством России была принята программа интеграции предприятий авиастроительного комплекса.<ref>[https://www.uacrussia.ru/upload/iblock/734/7347dfc378b335dc40f62410ff8d2919.pdf Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год]</ref> В сфере самолётостроения была образована «[[Объединённая авиастроительная корпорация]]», сфере вертолётостроение — холдинг «[[Вертолёты России]]». === 2010-е годы === В сфере военного самолётостроения началось серийное производство истребителей [[Су-35]] и [[Су-30СМ]], военно-транспортных самолётов [[Ил-76МД-90А]], совершили первый полёт истребитель [[Су-57]] (2010 год), самолёт ДРЛО [[А-100]] (2017 год), самолёт-заправщик [[Ил-78М-90А]] (2018 год). Росту производства военных самолётов способствовали массовые закупки со стороны Министерства обороны России. Продолжились крупные поставки боевых самолётов на экспорт (подписаны крупные контракты с Вьетнамом, Египтом, Китаем и другими странами). В сфере гражданского самолётостроения началось серийное производство пассажирских самолётов [[SSJ 100]], совершил первый полёт пассажирский самолёт [[МС-21]] (2017 год), стартовала разработка широкофюзеляжного самолёта [[CR 929]]. Заключены крупные контракты на поставку SSJ 100 для мексиканской и ирландской авиакомпаний. В сфере вертолётостроения началось серийное производство новых вертолётов [[Ми-38]] (2018 год), совершил первый полёт средний вертолёт [[Ка-62]] (2017 год). == Роль на мировом рынке == Общий объём мирового рынка авиационной продукции в 2011 году оценивался примерно в $257 млрд, из которых на долю российской продукции приходилось около 5,2 %.<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> На рынке самолетостроения (включая военное), объём которого оценивается примерно в $110 млрд, доля российской продукции составляла 4,8 %, в основном за счёт продаж военной продукции. Рынок авиационных двигателей составил $60,1 млрд, доля России — 2,1 %. Рынок авионики — $21,6 млрд, доля России — 11,2 %. Рынок авиационных систем и агрегатов — $45,3 млрд, доля России — 2,3 %.<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> Совокупный мировой объём рынка вертолётостроения в 2011 году составил $20,3 млрд, и доля российских производителей составляла на нём 16,3 %, в основном за счёт продаж военных и многоцелевых вертолётов.<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> == Компании == {{main|Компании авиационной промышленности России}} Системообразующие компании авиапрома России (по состоянию на май 2020 года):<ref>[http://minpromtorg.gov.ru/activities/sistema/ Перечень системообразующих организаций]</ref> * АО «[[Объединенная авиастроительная корпорация]]» (Москва) * АО «[[Вертолеты России]]» (Москва) * АО «[[Объединенная двигателестроительная корпорация]]» (Москва) * АО «[[Технодинамика]]» (Москва) * АО «[[Уральский завод гражданской авиации]]» (Свердловская область) * АО «[[Корпорация тактическое ракетное вооружение]]» (Московская область) == Ссылки == {{main|Ссылки по теме «Авиационная промышленность России»}} * [http://www.take-off.ru/ Журнал «Взлёт»] * [http://expert.ru/dossier/industries/aircraft_construction/ Раздел об авиастроении на сайте Эксперта] * [http://expert.ru/dossier/story/aviation/ Раздел об авиации на сайте Эксперта] * [http://sdelanounas.ru/blogs/?id=87 Раздел об авиации на сайте Sdelanounas] {{Авиационная промышленность России}} {{Машиностроительная продукция в России}} {{Машиностроение России}} {{Промышленность России}} {{Примечательные статьи}} [[Категория:Авиационная промышленность России| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Also
Шаблон:Main
Шаблон:Авиационная промышленность России
Шаблон:Машиностроение России
Шаблон:Машиностроительная продукция в России
Шаблон:Примечательные статьи
Шаблон:Промышленность России
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы