Редактирование АТЭС (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Концепция участия России в АТЭС == Как евроазиатская держава Россия стремится к развитию сбалансированного международного сотрудничества как в Европе, так и в Азии. Благоприятные перспективы для этого открываются, в частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда непосредственно входят Сибирь и Дальний Восток России и которому ныне прогнозируется роль основной зоны мирового экономического роста на XXI век. Как подчеркивается в «Концепции внешней политики Российской Федерации», в развитие которой подготовлен данный документ, «важное и всевозрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Упор будет сделан на активизацию участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-тихоокеанского региона», в том числе в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). В новых условиях рыночного развития и многополярного мира Россия призвана в полной мере выполнить свою «евразийскую миссию» и должна проводить активную политику на обоих направлениях. Соответственно, возникает стратегическая задача поднять уровень нашего политического и хозяйственного сотрудничества с регионом АТЭС до уровня, ранее достигнутого Россией в Европе, что, разумеется, потребует значительного времени и концентрированных усилий. Для реализации этой задачи ныне складываются в целом благоприятные предпосылки. Стратегическая обстановка в АТЭС не несет непосредственных угроз для России. Экономические факторы в регионе главенствуют над военно-политическими, а сама идея обеспечения безопасности понимается здесь большинством наших партнеров не как баланс сил, а как безопасность через совместное развитие. Несмотря на многообразие стран, формирующих регион АТЭС, в их отношениях преобладает то, что сближает народы; само же это многообразие облегчает для России проведение инициативной региональной политики, поиск возможных союзников. Регион АТЭС богат сырьем, здесь присутствуют необходимые России источники капитала и современной технологии. Тихий океан обеспечивает относительно дешевые транспортные пути. Со своей стороны, Россия способна активно участвовать в региональных интеграционных процессах с опорой на свои ресурсы, технологии, кратчайшие транзитные пути в Европу, морской торговый и рыболовный флот, телекоммуникации, рекреационный потенциал, опыт преодоления стихийных бедствий (особенно частых в Азии) и развития малых народов. Нашими политическими преимуществами в регионе являются постоянное место в Совете Безопасности ООН, позиции в международных организациях, потенциал военно-технического сотрудничества, память о нашей освободительной и антиколониальной миссии в Азии. Разумеется, наша открытость в регион имеет и свои риски. Это имеющие здесь место наркотрафик, преступность, коррупция, браконьерство, незаконная миграция вплоть до компактного оседания на наших слабо заселенных восточных территориях граждан соседних стран. Неактивность и выжидательная позиция на этом направлении, распад Советского Союза привели к переориентации наших прежних крупнейших партнеров и союзников (КНР, Вьетнам) на США и Европу во внешнеэкономических связях, в том числе в ряде наукоемких отраслей. Главное же, при недостаточной вовлеченности Сибири, Дальнего Востока и крайнего Северо-Востока в общероссийское развитие форсирование сотрудничества с АТЭС несет угрозу их превращения скорее во внешние рынки сопредельных с Россией государств, чем интегральную часть отечественного рынка, что порождает местничество и создает условия для регионального сепаратизма. Однако эта внутренняя угроза экономической и иной безопасности страны вполне преодолима на базе совершенствования в отношении этих регионов финансовой, транспортной, миграционной, социальной политики, отладки федеративных отношений, дозировки либеральных теорий при проведении реформ, то есть экономической реинтеграции Сибири и Дальнего Востока с остальным рынком России. Возврат к внешнеэкономической изоляции этих регионов был бы всесторонне контрпродуктивен, и, наоборот, будучи пока несамодостаточными для решения своих проблем с опорой на местные силы, они способны получить от АТЭС дополнительные стимулы к росту, что позволит снизить дотационное бремя Федерального центра. Соответственно, в стратегическом плане на направлении АТЭС представляется необходимым: 1. Осуществить реальный отход от излишней ориентации на Европу и США в нашем политическом и экономическом мышлении и общественном сознании; выделить азиатско-тихоокеанское направление в качестве одного из приоритетных в общей композиции российской внешней политики. 2. Последовательно наращивать объемы хозяйственного сотрудничества со всеми субрегионами АТЭС, в том числе используя имеющиеся здесь возможности индустриализации российского экспорта (изделия машиностроения, химическая промышленность, ядерная энергетика, услуги транспорта, транзита, телекоммуникаций, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, рыбопромысловая деятельность, военно-техническое сотрудничество), стабильных поставок энергоносителей через сеть проектируемых магистральных нефтегазопроводов и электропередач; закреплять имеющиеся торговые возможности через российские инвестиции в экономику стран-членов АТЭС; налаживать сотрудничество на рынках ценных бумаг; проводить линию на гармонизацию процедур и требований в области таможенных процедур, стандартизации, метрологии и сертификации; стимулировать диверсификацию географии экспортных поставок предприятий Сибири и Дальнего Востока в направлении АТЭС. 3. Активнее использовать импорт и привлечение инвестиций из стран АТЭС для социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, на основе Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» увеличить в этих регионах число объектов для иностранных капиталовложений. 4. Укреплять наше политическое и дипломатическое присутствие в регионе АТЭС. Поддерживать стабильные и дружеские отношения, прежде всего, с соседними и с ведущими странами региона, вести линию на заключение многосторонних экономических и политических соглашений с местными субрегиональными интеграционными группировками (НАФТА, Андское сообщество, АСЕАН, Меркосур и др.), полномасштабное участие в Азиатском банке развития, вовлеченность России на постоянной основе в евроазиатский диалог по линии АСЕМ, налаживание диалога СНГ-АТЭС, в том числе с опорой на «Шанхайскую пятерку». Избегать участия в альянсах, направленных против дружественных стран АТЭС, не втягиваться в возможные конфликты между его американской и азиатской составляющими. Расширять практику координации со странами АТЭС наших позиций в международных организациях. 5. В полной мере освоить технику участия в АТЭС и его рабочих органах на правительственном и неправительственном уровне, а также в многостороннем и двустороннем формате, обеспечивать адекватный уровень представительства России на наиболее важных мероприятиях АТЭС, шире привлекать к этой работе региональные органы власти Сибири и Дальнего Востока. 6. Активизировать российское участие на ключевых направлениях деятельности Форума, наиболее тесно связанных с практическими аспектами сотрудничества и экономических обменов, в том числе в сфере энергетики, транспорта, связи, науки и техники, а также использования морских ресурсов Тихого океана. Особое внимание на перспективу следует уделить привлечению в Россию технологий и менеджмента, которыми располагают страны АТЭС. Пилотным проектом в этой области мог бы стать российско-корейский индустриальный комплекс в СЭЗ «Находка». 7. Активно собирать, обобщать и адаптировать к российским условиям опыт, накопленный в странах АТЭС в деле государственного управления рыночной экономикой и финансами, проведения реформ, стимулирования экспорта и регулирования внешней торговли, поощрения предпринимательства и конкуренции, в том числе мелкого и среднего бизнеса, дипломатического обеспечения интересов отечественного бизнеса за рубежом. Поощрять связи между деловыми союзами и ассоциациями России и стран АТЭС, их неправительственными организациями. Данной стратегии должна быть подчинена и тактика участия России в рабочих органах АТЭС. В ее рамках интересам России отвечали бы: а) подробное ознакомление стран-участниц «саммита» с экономическим потенциалом Сибири и Дальнего Востока России, ее возможностями в сфере коммуникаций, в том числе космических, включая мониторинг и прогнозирование стихийных бедствий, науки, транспорта, транзита (в том числе через Транссибирский коридор и «кроссполярные» трассы), подготовки кадров; б) обеспечение поддержки со стороны АТЭС вступлению России в ВТО и нашего участия в ожидаемом новом раунде многосторонних торговых переговоров; в качестве вклада России в либерализацию торговли, в том числе по «Индивидуальному плану действий», можно было бы представить последние изменения в импортном таможенном тарифе России; в) подробное ознакомление с направлениями российских реформ и с мерами по привлечению иностранных инвестиций в Россию, особенно в регионы Сибири и Дальнего Востока, проектами, открытыми для таких инвестиций, в том числе в формате соглашений о разделе продукции; закрепление за Россией проведения очередной «Инвестиционной ярмарки АТЭС» (г. Владивосток, 2002 г.); г) мониторинг и консультации о налаживании и упрочении связей России с субрегиональными интеграционными группировками стран АТЭС; д) для деловой части делегации — установление возможно более широких контактов с объединениями промышленников и экспортеров стран АТЭС, выбор конкретных проектов для торговли и инвестирования, презентация российских компаний.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы