Редактирование: АСЕАН
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Ассоциация государств Юго-Восточной Азии''' ('''АСЕАН''') — [[международная организация]]. В настоящее время население стран АСЕАН составляет более 500 млн человек, территория — 4,5 млн кв. км., совокупный размер ВВП превышает $700 млрд, объём внешней торговли — более $750 млрд. Страны АСЕАН занимают ведущее место в мировом производстве и экспорте [[пальмовое масло|пальмового]] и [[кокосовое масло|кокосового масла]], [[натуральный каучук|натурального каучука]] и [[латекс]]а, [[олово|олова]], абаки-пеньки, хромовой руды. Возрастает их роль в добыче и экспорте меди, бокситов, никеля, нефти и газа, риса, сахара, тропических фруктов, производстве электронных компонентов и товаров народного потребления. Доля [[Россия|России]] во внешней торговле стран АСЕАН составляет 0,3 %. Становление АСЕАН в качестве одного из центров мировой экономики обуславливает необходимость дальнейшего развития торгово-экономических отношений со странами, входящими в эту организацию. В одобренной в ноябре 2000 г. Президентом Российской Федерации [[Владимир Путин|Владимиром Путиным]] Концепции участия России в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) ставится задача «выделить азиатско-тихоокеанское направление в качестве одного из приоритетных в общей композиции российской внешней политики». Одним из основных направлений деятельности по укреплению позиций России в этом регионе является расширение сотрудничества с динамично развивающимися странами АСЕАН, где отмечается растущий спрос на отдельные виды российской продукции. Важно подчеркнуть, что именно рынки стран АСЕАН являются в настоящее время одними из немногих перспективных с точки зрения экспорта российской высокотехнологичной и наукоемкой продукции, автомобильной и авиационной техники, станков и оборудования. Реальным представляется налаживание и развитие эффективного взаимодействия в научно-технологической и военно-технической сферах. С 1996 г. Россия является полномасштабным партнером по диалогу с АСЕАН, а также участницей Регионального форума АСЕАН (АРФ), образованного в 1994 году (единственной на сегодняшний день межправительственная структура в АТР, в рамках которой на регулярной основе ведется обсуждение проблематики, связанной с поддержанием безопасности и стабильности в этом районе мира. В настоящий момент Форум объединяет 22 страны региона: Австралию, Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Канаду, Китай, Лаос, Малайзию, Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Республику Корея, Россию, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Японию, Индию, Мьянму, Монголию и КНДР, а также Евросоюз). Правительства стран АСЕАН демонстрируют стремление к укреплению двусторонних связей с Россией в торгово-экономической и научно-технической областях. Об этом свидетельствуют состоявшиеся в 2002 г. визиты в нашу страну глав правительств и высокопоставленных правительственных и парламентских делегаций Малайзии, Таиланда, Сингапура, Филиппин. В текущем, 2003 году состоялись визиты Президента Индонезии в Россию и Президента России в Таиланд. В сентябре 2002 г. в Москве состоялось заседание Совместного комитета сотрудничества Россия — АСЕАН. Указанные мероприятия создают благоприятный политический фон для наращивания российского экономического присутствия в ЮВА. Так, в 2002 г. товарооборот России со странами АСЕАН, по оперативным данным ГТК России, составил 2,4 млрд долл. США, в том числе российский экспорт — 1,5 млрд долл. и импорт — 0,9 млрд долл. По сравнению с аналогичным периодом предшествующего года товарооборот возрос на 33 %, при этом российский экспорт увеличился на 29 % и импорт — на 44 %; а за период 1997—2002 гг. общий объем торговли России со странами АСЕАН увеличился на 43 %. На долю стран АСЕАН в 2002 г. приходилось 1,6 % всего объема внешнеторгового оборота России. Торговля с указанной группой стран складывается с устойчивым положительным сальдо в пользу России (727 млн долл. в 2002 г.). Почти 70 % общего объема торговли со странами АСЕАН приходится на Сингапур (609,9 млн долл.), Малайзию (574,6 млн долл.) и Вьетнам (400,8 млн долл.). Торгово-экономические связи России со странами АСЕАН имеют большие потенциальные возможности, однако по ряду объективных причин в полной мере они не реализуются. Развитие делового сотрудничества с государствами Ассоциации сдерживается, в частности, такими факторами, как острая конкуренция на региональном рынке, традиционные связи АСЕАН с японскими, американскими, европейскими, китайскими, тайваньскими фирмами, давно поделившими между собой рынки государств Ассоциации, ограниченностью экспортных ресурсов России, невысоким уровнем качества российских машин и оборудования, отсутствием у нас возможностей в проведении активной кредитной политики и т. д. Товарная структура торговли России с основными странами — контрагентами в АСЕАН за последние годы не претерпела существенных изменений. Экспорт России в страны АСЕАН ограничен по номенклатуре. Подавляющая его часть приходится на металлопродукцию, химические товары, удобрения, бумагу и целлюлозу. Удельный вес машин и оборудования в нашем экспорте в целом продолжает оставаться незначительным. Россией в государствах АСЕАН закупаются, главным образом, товары традиционного национального экспорта, в том числе натуральный каучук и латекс, пальмовое и кокосовое масло, чай, товары народного потребления, бытовая электроника. Потребности экономического развития стран АСЕАН открывают определенные возможности для облагораживания структуры российского экспорта. Структурная перестройка в экономике этих стран, проводимая модернизация сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции, расширение систем связи и транспорта, осуществление крупных инвестиционных программ в строительстве, энергетике, др. отраслях, укрепление собственной базы НИОКР, предопределяют увеличение спроса на машины, оборудование, технологии. В целом страны АСЕАН (прежде всего Вьетнам, Малайзию, Таиланд и Индонезию) можно рассматривать в качестве перспективного рынка для российской машиностроительной продукции, в первую очередь в области энергетики, авиакосмической промышленности, металлургии, нефте- и газодобычи, производства строительных материалов и минеральных удобрений. При надлежащей гибкой внешнеэкономической политике с нашей стороны можно использовать эти возможности. Важное место в этой работе должно отводиться вопросам кредитного содействия российскому экспорту машин и оборудования. Важным условием роста российского экспорта и улучшения его структуры в страны АСЕАН является увеличение поставок наукоемкой продукции, развитие научно-технического и инвестиционного сотрудничества. Это особенно актуально, если учесть, что экспортные возможности основных товарных групп российского экспорта (продукция черной и цветной металлургии и нефтехимической промышленности) уже начали сужаться в связи с созданием в этих странах ряда аналогичных производств. Большую роль в увеличении экспорта по всем товарным группам, и прежде всего по готовой промышленной продукции, могут сыграть прямые инвестиции в создание в странах АСЕАН совместных производств, ориентированных на местные рынки и экспорт в третьи страны. В некоторых странах АСЕАН (Вьетнам, Лаос, Камбоджа) для этих целей могут использоваться долговые обязательства по кредитам бывшего СССР. Российские предприятия и фирмы может заинтересовать Программа промышленного сотрудничества в рамках АСЕАН (AICO), призванная стимулировать промышленное развитие стран этой группировки посредством расширения производственной кооперации между отдельными компаниями. Данная схема предусматривает предоставление компаниям с иностранным участием тарифных и прочих льгот в рамках зоны свободной торговли АСЕАН (AFTA) при условии, что доля национального капитала в них составляет не менее 30 %. С учетом приоритетов стран АСЕАН в области научно-технологического развития можно выделить следующие перспективные отрасли и направления промышленного и научно-технического сотрудничества: * коммерческое освоение космоса; * энергетика (в том числе возобновляемые и нетрадиционные источники энергии); * материаловедение: композиционные и керамические материалы, сверхпроводники, металлы и сплавы с высокими техническими параметрами; * биотехнологические материалы и технологии; * медицина, медицинские приборы и средства диагностики и лечения; * информатика и телекоммуникации (участие в реализации проекта «Мультимедийный суперкоридор» в Малайзии); * разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе с использованием космической техники. Регион АСЕАН, занимающий лидирующие позиции в производстве ряда товаров, прежде всего уникальной тропической продукции, минерального сырья и продовольствия, включая зерновые, представляет значительный интерес для российских импортеров. В целях более успешного решения задач по импорту представлялось бы целесообразным разрозненные закупки сырьевых товаров из стран АСЕАН многочисленными российскими покупателями рационализировать путем создания консорциумов российских импортеров. Это могло бы облегчить и соответствующее кредитное обеспечение со стороны российских банков. Актуальной представляется задача налаживания и развития контактов между отдельными регионами России и стран АСЕАН, прежде всего в направлении расширения круга потенциальных инвесторов в экономику двух стран. Отдельные фирмы стран АСЕАН (прежде всего Сингапура и Малайзии) обладают финансовыми возможностями и опытом участия в различных инвестиционных проектах за рубежом. Несмотря на еще не преодоленные в ряде стран последствия азиатского экономического кризиса, имеются возможности по привлечению инвестиций из стран АСЕАН в российскую экономику, в частности в нефтегазовую, горнодобывающую, лесную и деревообрабатывающую, легкую и пищевую промышленность, строительство объектов инфраструктуры, жилья, гостиничный бизнес, в реализацию программ экономического развития Сибири и Дальнего Востока. Особое внимание следует обратить на возможность подключения России к реализации некоторых крупных многосторонних региональных проектов: * Освоение дельты реки Меконг. * Строительство транс-АСЕАНовской энергосети и газопроводной системы. * Строительство трансконтинентальной железной дороги «Азия-Европа», первая фаза которого предусматривает создание железной дороги на участке Сингапур — Кунминь (Китай). * Сооружение промышленных объектов в так называемых «треугольниках роста», например, Индонезия — Малайзия — Таиланд; Индонезия — Малайзия — Сингапур и др.). * Создание международной системы комплексного мониторинга Земли, предупреждения природных и техногенных катастроф, презентация которого состоялась в апреле 2000 г. в Куала-Лумпуре в ходе Бизнес-форума Россия-АСЕАН. * Запуск с помощью российских ракет-носителей телекоммуникационных и научных спутников стран-членов АСЕАН. == Отношения России с АСЕАН == В июле [[1996 год]]а Россия получила статус полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН. Это — высшая ступень сотрудничества Ассоциации с внерегиональными странами. Министр иностранных дел Российской Федерации регулярно принимает участие во встречах стран АСЕАН с диалоговыми партнерами, проводимых ежегодно в конце июля по завершении Совещаний министров иностранных дел Ассоциации в рамках т. н. «Постминистерских конференций» (ПМК) (на пленарных заседаниях «АСЕАН+10» и на индивидуальных диалогах с каждым партнером в формате «АСЕАН+1»). Созданы механизмы диалога Россия-АСЕАН, к числу которых относятся: * Совместный комитет сотрудничества (СКС), заседания которого прошли в 1997 г. (Москва), в июне 2000 г. (Джакарта) и в сентябре 2002 года (Москва). * Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК), созданный в соответствии с решением, которое было принято в ходе мероприятий АСЕАН в Ханое в июле 2001 года. Первое заседание СПРК состоялось 15-16 ноября 2001 года в Бангкоке. Второе планируется провести в сентябре 2002 года. * Рабочая группа СКС по торгово-экономическому сотрудничеству (первое заседание проведено в сентябре 2002 года в Москве); * Рабочая группа СКС по научно-технологическому сотрудничеству (первая сессия проведена в Москве 9-10 июня 1997 г., вторая — в сентябре 2002 года в Москве); * В стадии формирования находится Фонд сотрудничества Россия-АСЕАН для финансирования совместных проектов; * Институт регулярных совещаний старших должностных лиц (на уровне заместителей мининдел) по политическим вопросам. Первое совещание СДЛ состоялось в июне 1998 г. в Москве, второе — в октябре 1999 г. в Хошимине, третье — в апреле 2002 года в Москве. На встрече руководства ТПП РФ и Конфедерации ТПП АСЕАН в апреле 1998 г. в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого предусмотрено создание Делового совета под председательством президентов двух палат и с участием представителей предпринимательских кругов России и стран-членов АСЕАН. Сформирован Постоянный комитет российской части Делового совета. На рассмотрении асеановцев находятся российские предложения о создании рабочих групп по сотрудничеству в области транспорта и в предотвращении стихийных бедствий и ликвидации их последствий. Координатором диалога с Россией от Ассоциации с июля 2003 года является Сингапур. Совместные предприятия в основном действуют в сфере торговли, плантационном хозяйстве, морском транспорте, туризме и т. д. С учетом интереса асеановцев к российским достижениям в сфере науки и техники налаживается научно-технологическое и военно-техническое сотрудничество. В апреле 2000 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) прошел первый в истории наших взаимоотношений с Ассоциацией Деловой форум Россия-АСЕАН, в ходе которого асеановцам было предложено несколько высокотехнологичных проектов, подтверждено стремление к дальнейшему наращиванию сотрудничества. В настоящее время в диалоговых отношениях Россия — АСЕАН акцент делается на их скорейший перевод в практическое русло осуществления совместных проектов в научно-технологической, торгово-экономической и инвестиционной областях при сохранении высокого уровня и регулярной «сверки часов» в области политического взаимодействия. == Ссылки == * [http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/economy/macroeconomy/administmanagementdirect/doc1072183796000] * [http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib/mert/resources/42816580478baeb1a097f837e8ec847a/rossiya_yavlyaetsya_polnomasshtabnym_partnerom_po_dialogu_s_asean.doc] == Примечания == <references /> {{Международные организации}} {{Примечательные статьи}} [[Категория:АСЕАН| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Международные организации
Шаблон:Примечательные статьи
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы