Модульное программирование

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Модульное программирование (МП) — тех­но­ло­гия программирования, ос­но­ван­ная на пред­став­ле­нии про­грам­ми­руе­мой за­да­чи в ви­де струк­ту­ры под­за­дач, для ка­ж­дой из ко­то­рых раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся про­грамм­ный мо­дуль — по­име­но­ван­ная про­грамм­ная ком­по­нен­та c за­дан­ным ин­тер­фей­сом. По­зво­ля­ет эф­фек­тив­но раз­де­лить раз­ра­бот­ку про­грамм ме­ж­ду про­грам­ми­ста­ми, умень­шить об­щий раз­мер ис­ход­но­го ко­да на язы­ке про­грам­ми­ро­ва­ния (ЯП) и улуч­шить его чи­тае­мость. Мо­ду­ли про­грам­ми­ру­ют­ся, транс­ли­ру­ют­ся и от­ла­жи­ва­ют­ся раз­дель­но, что по­зво­ля­ет зна­чи­тель­но со­кра­тить вре­мя раз­ра­бот­ки про­грам­мы и уп­ро­стить про­цесс вы­яв­ле­ния оши­бок. Го­то­вые мо­ду­ли, пред­на­зна­чен­ные для ре­ше­ния ти­по­вых за­дач (вы­чис­ли­тель­ных, об­ра­бот­ки тек­стов, ра­бо­ты с фай­ла­ми, се­те­во­го взаи­мо­дей­ст­вия и др.), мо­гут по­втор­но ис­поль­зо­вать­ся в др. про­грам­мах (в том числе на­пи­сан­ных на др. ЯП). Ши­ро­ко при­ме­няе­мые мо­ду­ли час­то объ­е­ди­ня­ют в биб­лио­те­ки про­грамм, мно­гие из ко­то­рых вклю­ча­ют в ин­ст­ру­мен­таль­ные сис­те­мы про­грам­ми­ро­ва­ния.[1]

М. п. на­чи­на­ет­ся с про­ек­ти­ро­ва­ния струк­ту­ры под­за­дач и ин­тер­фей­сов мо­ду­лей. Ин­тер­фейс ка­ж­до­го мо­ду­ля пред­став­лен спе­ци­фи­ка­ци­ей дан­ных и/или под­про­грамм, пред­на­зна­чен­ных для ис­поль­зо­ва­ния в др. мо­ду­лях. Напр., под­про­грам­ма мо­жет быть мно­го­крат­но вы­зва­на из раз­ных мо­ду­лей, что по­зво­ля­ет не по­вто­рять иден­тич­ные бло­ки ис­ход­но­го ко­да. Реа­ли­за­ция ал­го­рит­мов под­про­грамм скры­та внут­ри мо­ду­ля и мо­жет быть не­из­вест­на раз­ра­бот­чи­кам др. мо­ду­лей. Ес­ли ин­тер­фейс мо­ду­ля не­из­ме­нен, то из­ме­не­ние его реа­ли­за­ции не вле­чёт за со­бой из­ме­не­ний др. мо­ду­лей. Фай­лы го­то­вых мо­ду­лей, со­дер­жа­щие ис­ход­ные ко­ды на ЯП, раз­дель­но об­ра­ба­ты­ва­ют­ся транс­ля­то­ром и ком­по­ну­ют­ся в ис­пол­няе­мый код про­грам­мы.[2]

[править] История

Осн. прин­ци­пы М. п. сфор­му­ли­ро­вал в 1972 Д. Пар­нас (Ка­на­да) — спе­циа­лист в об­лас­ти раз­ра­бот­ки про­грамм­но­го обес­пе­че­ния: для на­пи­са­ния од­но­го мо­ду­ля долж­но быть дос­та­точ­но ми­ним. зна­ний об ис­ход­ном ко­де др. мо­ду­лей (т. н. прин­цип утаи­ва­ния); из­ме­не­ние мо­ду­ля и его по­втор­ная транс­ля­ция не долж­ны при­во­дить к из­ме­не­ни­ям и по­втор­ной транс­ля­ции др. мо­ду­лей. В кон. 1970-х годов эти прин­ци­пы бы­ли реа­ли­зо­ва­ны швейцарским учё­ным в об­лас­ти ин­фор­ма­ти­ки Н. Вир­том в ЯП мо­ду­ла-2, ко­то­рый был ос­но­ван на раз­ра­бо­тан­ных им же ЯП пас­каль и мо­ду­ла. В 1990-х годах стан­дар­том МП ста­ло объ­ект­но ори­ен­ти­ро­ван­ное про­грам­ми­ро­ва­ние, па­ра­диг­ма ко­то­ро­го под­дер­жи­ва­ет­ся ЯП C++, Java, совр. вер­сия­ми пас­ка­ля, бэй­си­ка и мн. др. В нач. XXI в. М. п. при­ме­ня­ет­ся при раз­ра­бот­ке всех дос­та­точ­но слож­ных про­грамм.[3]

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
Личные инструменты