Железная дорога Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань — железная дорога на Дальнем Востоке России.

Является одной из наиболее востребованных российских железнодорожных линий, обеспечивающих транспортную связь западной части России с тихоокеанским побережьем.[1]

[править] История

Идея создания второго (после Владивостока) железнодорожного выхода к Тихоокеанскому побережью России рассматривалась ещё в начале ХХ века. В конце 1920-х годов были проведены рекогносцировочные и предварительные изыскания в районе прохождения трассы Комсомольск — Советская Гавань.[2]

20 мая 1934 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «О строительстве железной дороги Советская Гавань — Комсомольск», которое предполагалось начать в 1935 году силами железнодорожного корпуса под командованием Я. Лациса.[3]

17 августа 1937 года было принято совместное постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», в котором БАМ трактовался как путь от Тайшета до Советской Гавани протяжённостью 5 тыс. км.[4]

Решением СНК СССР от 31 марта 1939 года было установлено в первую очередь завершить сооружение не западных, а восточных участков БАМа — строить на БАМе Дальневосточное полукольцо Известковая — Ургал — Комсомольск — Советская Гавань (1340 км). В том же году специально созданный Нижне-Амурский исправительно-трудовой лагерь НКВД приступил к подготовительным мероприятиям, связанными с сооружением нового рельсового пути на участке Комсомольск — Советская Гавань.[5]

Государственный комитет обороны принял решение № 3407 от 21 мая 1943 года о сооружении железнодорожной линии Комсомольск — Советская Гавань длиной 475 км.[6]

15 октября 1943 года началось строительство первой очереди железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань протяжённостью 475 км с паромной переправой через реку Амур и возведением трёх морских причалов в бухте Ванино. Реализация этого проекта являлась важнейшей стратегической задачей, и Государственный комитет обороны принял решение в ускоренном темпе проложить железнодорожную линию, выходящую к Тихому океану. Строительство велось по облегчённым техническим условиям. В возведении рельсового пути принимало участие более 100 тыс. человек. Работы на дороге продолжались параллельно с её эксплуатацией.[7] К концу летнего периода 1946 года железнодорожная линия Комсомольск — Советская Гавань была предъявлена к сдаче в постоянную эксплуатацию. Актом правительственной комиссии от 31 декабря 1946 года, утверждённым Советом Министров СССР 8 января 1947 года, качество проектно-изыскательских работ и строительство были признаны отличными.[8]

1 июня 1947 года железнодорожная линия Комсомольск — Советская Гавань вошла в состав действующих линий Дальневосточной железной дороги в качестве её пятого отделения.[9]

В 2012 году в рамках государственно-частного партнёрства был завершен важнейший этап реконструкции железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань — введён в эксплуатацию новый Кузнецовский тоннель. В итоге провозная способность участка увеличилась до 19,4-22,2 млн тонн грузов.[10]

Личные инструменты