Военно-морской флот России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
11 февраля 1918 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «О социалистическом Рабоче-Крестьянском Красном Флоте».[1]
Содержание |
[править] Подразделения
[править] Балтийский флот
Днем рождения Балтийского флота ВМФ России считается победа в устье реки Невы 18 мая (7-го по старому стилю) 1703 г. Гребная флотилия с солдатами Преображенского и Семёновского полков под командованием Петра I одержала первую боевую победу, захватив в устье Невы два шведских военных судна — «Гедан» и «Астрильд». Все участники того боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает».[2]
[править] Каспийская флотилия
Попытка создания на Каспийском море флотилии военных кораблей была впервые предпринята в царствование Алексея Михайловича, это было вызвано расширением торговых отношений России с Персией и необходимостью обеспечения и защиты торговых путей по Волжскому пути. Царский указ от 19 июля 1667 г. предписывал «…для посылок из Астрахани в Хвалынское море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединово…». 14 ноября 1667 г. в селе Дединово на слиянии рек Ока и Москва был заложен для Каспия первый российский военный трехмачтовый корабль «Орел». Одновременно строилась яхта, бот и две шлюпки. Построенные суда были спущены на воду и в 1669 г. прибыли в Астрахань, но в следующем году во время восстания под предводительством Степана Разина эти корабли были захвачены и сожжены.[3]
В 1704 г. по указу Петра I в Казани было основано адмиралтейство, и начато строительство судов для Каспия.[4]
После окончания Северной войны Петр I проявляет интерес к Каспию, зная «…хорошего его значения для России, зная, что благосостояние России поднимется, и когда она станет посредницею в торговом отношении между Европой и Азией…». Желая установить непосредственные экономические связи со странами Средней Азии и Индией, Петр I ставит перед собой цель — завоевать побережье Каспийского моря. Но на пути стояла Персия, достаточно мощное в то время государство. Проведенная экспедиция под руководством А. Бековича-Черкассого, поручика А. Кожина, К. Вердена, Ф. Соймонова, стала прелюдией великого похода, подготовка к которому началась со строительства 200 речных лодок и 45 ластовых судов — небольших деревянных судов, предназначавшихся для обслуживания военных портов. Начиная с 1721 г., Петр I развернул подготовку Персидского похода. 18 июля 1722 г. десант в 22 тыс. человек под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина на 274 судах вышел из Астрахани в Каспийское море. Головным отрядом командовал адмирал Петр Михайлов, то есть сам Петр I. Высадившись на берег в районе нынешнего северного Дагестана, с присоединившимися 9 тыс. кавалерии, армия двинулась берегом на Дербент. 23 августа сухопутные войска заняли город, а отряд судов доставил туда артиллерию и провиант.[5]
Походом на Дербент война с Персией за обладание Каспийским морем не заканчивалась. Возникла необходимость постоянного наличия на Каспии флотилии и создания военного порта для базирования флотилии. Именно Персидский поход и пребывание Петра I в Астрахани изменили отношение к Каспийскому флоту, и 4 ноября 1722 г. указом государя был основан военный порт в Астрахани, и образована военная флотилия, принявшая боевое крещение у берегов Персии. Именно эта дата и является днем основания Каспийской флотилии.[6]
Персидский поход был закончен подписанием трактата между Россией и Персией, по которому в вечное владение России отходили города Дербент и Баку со всеми прилегающими к ним землями, а также провинции Гилян, Мазандаран и Астрабад.[7]
Однако после смерти Петра Великого завоевания русских на Каспии были утрачены. В царствование Анны Иоановны по договору 1735 г. большая их часть отошла к Персии. Тем не менее, интерес России к Каспию не ослабевал, и за возвращение утраченного взялся выдающийся деятель екатерининской эпохи Григорий Потемкин. В 1781 г. отряд кораблей в составе 3 фрегатов, бомбардирского корабля и 2 ботов, под командованием капитана 2 ранга Войновича, по предписанию Екатерины II прибыл в Астрахань. С этого момента на Каспийском море стал содержаться отряд военных кораблей «…для покровительства нашей коммерции», причем один фрегат и бот из его состава постоянно находился в Астрабадском заливе.[8]
Завоевание Каспия Россией велось почти 100 лет. В 1813 г., с заключением Гюлистанского мирного договора, Россия приобрела монопольное право на содержание в Каспийском море военного флота. С 1867 г. главной базой Каспийской флотилии стал Баку — незамерзающий порт.[9]
В результате похода русских войск в 1880—1881 гг. под командованием генерала Скобелева, в котором морские силы возглавлял капитан 2 ранга С. О. Макаров, к России была присоединена Туркмения. Вхождение западного и восточного Прикаспия в состав России не только обеспечило безопасность ее южных границ, но и сыграло прогрессивную роль в развитии как экономической, так и духовной жизни народов, населяющих этот край. Ведь Россия, в отличие от Турции и Персии, представляла собой в то время бурно развивающуюся державу, отменившую у себя крепостную зависимость и отличавшуюся большой веротерпимостью.[10]
В последующее время, до 1918 г., Каспийская флотилия охраняла торговые и рыбные промыслы на Каспии, а также русские торгово-промышленные интересы в Иране, наблюдала за выполнением Ираном условий Туркманчайского договора. За боевые заслуги флотилия была награждена георгиевской лентой, которую личный состав носил на бескозырках.[11]
В очередной раз боевые действия флотилии на Каспии начались в 1918 г. Однако с приходом в Баку англичан, часть кораблей флотилии была разоружена, а остальные ушли в порт Петровск (Махачкалу). В годы гражданской войны Каспийская флотилия вела боевые действия на Волге и Каме, совместно с Красной Армией участвовала в боях за Казань, Симбирск, Сызрань, Самару, Чистополь, Елабугу, Царицын. А на Каспийском море — за Астрахань и Баку. Вторичное завоевание Каспийского моря завершилось Энзелийской операцией в мае 1920 г., в результате которой белый флот был захвачен, а английские интервенты и белогвардейские части отступили в глубь Ирана. Флотилия была награждена Почетным Красным Знаменем ВЦИКа, которое хранится и по настоящее время.[12]
На первом этапе Великой Отечественной войны непосредственной угрозы для Каспийского морского бассейна не существовало, и деятельность Каспийской флотилии в основном сводилась к несению в морском секторе дозорной службы. С 24 по 26 августа 1941 г. флотилия по приказу Советского правительства, совместно с частями Закавказского военного округа, провела десантную операцию на иранское побережье южнее иранской Астары, высадив тактический десант в составе горно-стрелкового полка, усиленного артиллерийским дивизионом, и поддержала артиллерийским огнем наступающие по побережью со стороны Ленкорани части горно-стрелковой дивизии. Ввод советских войск на территорию Ирана был вызван усилением здесь немецкого влияния и симпатиями к фашистам ряда лиц, стоящих во главе Ирана, что создавало угрозу вовлечения Ирана в войну против Советского Союза. После ввода советских войск в Иран они занимали северную часть Ирана в течение всей войны, а корабли Каспийской флотилии несли стационарную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах. Начиная с 1942 г., Каспийская флотилия была объявлена действующей и выполняла задачи по обеспечению коммуникаций, непосредственно прикрывая на переходах от воздействия авиации противника своими кораблями транспорты, и организовывала противоминную оборону. 27 августа 1945 г. за боевые заслуги перед Родиной в годы Гражданской Великой Отечественной войн указом Президиума Верховного Совета СССР Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени.[13]
В послевоенные годы флотилия продолжала играть роль стабилизирующего фактора в регионе. Однако после распада СССР и преобразования бывших республик в суверенные государства силы флотилии пришлось перебазировать из Баку в Махачкалу и Астрахань, ставшую ее главной базой.[14]
[править] Северный флот
15 (26) марта 1733 года на основании Указа «о приведении флота в надлежащий добрый и надежный порядок» для «лучшей пользы и безопасности государства» был создан Архангельский военный порт, командиром которого был назначен контр-адмирал П. П. Бредаль. Из построенных в Архангельске кораблей была сформирована эскадра, ставшая первым штатным соединением военных кораблей на русском Севере. В зону ответственности Архангельской эскадры входили Белое море и побережье Кольского полуострова.[15]
В апреле 1896 года Государственный Совет ассигновал денежные средства на сооружение порта на Мурмане. 24 июня 1899 года состоялось официальное открытие города Александровск (ныне — Полярный), расположенного при Екатерининской гавани.[16]
Акватория Екатерининской гавани являлась одним из районов базирования кораблей флотилии Северного Ледовитого океана, созданной 19 июня (2 июля) 1916 года приказом Морского Министра № 333, для охраны морских путей на Севере России.[17]
Флотилия Северного Ледовитого океана располагала базами в Александровске (Полярном), Романов-на-Мурмане (Мурманске), Йоканьге и Архангельске.[18]
В апреле 1933 года Советское Правительство, понимая важность Северного театра для обороны морских границ государства, приняло постановление о переводе части кораблей с Балтийского моря на Север — с целью создания в этом районе регулярного объединения Военно-Морских Сил. 1 июня 1933 года был издан циркуляр Начальника штаба РККА о формировании Северной военной флотилии. 11 мая 1937 года флотилия была преобразована в Северный флот.[19]
К началу Великой Отечественной войны Северный флот состоял из бригады подводных лодок в составе 15 единиц и 33-х надводных кораблей (8 эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 15 сторожевых катеров и 1 минный заградитель), организационно сведенных в пять дивизионов.[20]
ВВС флота в составе 2-х авиационных полков и одной авиационной эскадрильи имели 116 самолетов.[21]
За период войны корабли и авиация Северного флота обеспечили переходы 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Северного Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев.[22]
Силами флота за годы Великой Отечественной войны уничтожено 628 и повреждено 237 боевых кораблей и транспортов противника общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, 1308 самолетов.[23]
За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны 12 боевых кораблей, частей и соединений флота были удостоены звания гвардейских, 47 награждены орденами, 14-и присвоены почетные наименования.[24]
За героизм и мужество, проявленные в боях, 48 тысяч матросов, старшин, сержантов и офицеров награждены орденами и медалями, 85-ти из них присвоено звание Героя Советского Союза, из них трое — Б. Ф. Сафонов, А. О. Шабалин и В. Н. Леонов — удостоены звания Героя Советского Союза дважды.[25]
В июле 1958 года в состав флота вошла первая отечественная атомная подводная лодка «К-3» «Ленинский комсомол», совершившая в 1962 году поход подо льдами Северного Ледовитого океана к Северному полюсу.[26]
Через год, в сентябре 1963 года, впервые в истории нашей страны в географической точке Северного полюса совершила всплытие атомная подводная лодка «К-181».[27]
[править] Тихоокеанский флот
Для защиты дальневосточных территорий Российской империи, морских торговых путей и промыслов 10 мая 1731 г. была создана русская военная флотилия на Дальнем Востоке с главной базой в Охотске, позже получившая название Сибирской. Состояла она, в основном, из малотоннажных судов.[28]
До начала XIX в. преобразования в Сибирской военной флотилии шли медленно. Изучение дальневосточных рубежей Российской империи началось во время первой русской кругосветной экспедиции 1803—1806 гг. под командованием адмирала И. Ф. Крузенштерна и капитана 1 ранга Ю. Ф. Лисянского. На корабле «Надежда» моряки И. Ф. Крузенштерна обследовали и подробно описали восточные берега о. Сахалин, провели гидрографические, астрономические и метеорологические исследования.[29]
Свою лепту в изучение и охрану дальневосточных рубежей России внесли и моряки флотилии Балтийского флота, направленные для содействия Российско-американской компании в 1806—1814 гг.[30]
В 1849—1855 гг. изучение акватории Охотского моря было продолжено командой судна «Байкал» под руководством адмирала Г. И. Невельского. Экспедиция обследовала юго-западное побережье Охотского моря и устье р. Амур, смогла подтвердить наличие пролива между о. Сахалин и континентом.[31]
Так как Охотское море зимой замерзает, и судоходство на нем прекращается, в 1849 г. для более надежной охраны побережья и Курильских островов главная база Сибирской флотилии была перенесена в Петропавловский порт (ныне — Петропавловск-Камчатский).[32]
С началом Крымской войны (1853—1856) в зоне действия Сибирской военной флотилии существовала реальная угроза нападения с моря англичан и французов. Для защиты основных баз флота — Владивостока, Охотска и Петропавловского порта — флотилия имела незначительное количество военных судов.[33]
18 августа 1854 г. перед Петропавловским портом появилась англо-французская эскадра под командованием контр-адмиралов Прейса и Ф. де Пуанта в составе трех фрегатов, корвета и парохода, имевшая на вооружении 218 орудий и около 2000 человек личного состава.[34]
Руководил обороной порта генерал-губернатор Камчатки генерал-майор В. С. Завойко, в распоряжении которого находилось около 1000 человек Петропавловского гарнизона. В гавани стояли фрегат «Аврора» (командир — капитан-лейтенант И. Н. Изыльметьев) и военный транспорт «Двина». На кораблях и семи береговых батареях имелось всего 67 орудий.[35]
20 августа англо-французская эскадра начала военные действия, сосредоточив огонь всех орудий на батареях береговой обороны русских. После двух атак часть кораблей англо-французской эскадры получили повреждения, ее потери в живой силе составили 450 человек. Потери защитников Петропавловского порта составили около 100 бойцов.[36]
27 августа союзная эскадра ушла в открытое море. Не принесли ей успеха и военные действия в Охотском море.[37]
В 1855 г. главная база Сибирской военной флотилии была перенесена в более защищенный порт — Николаевск.[38]
Правительство России стало все больше обращать внимание на экономическую и военную мощь Приморья. Было начато интенсивное изучение побережья Охотского моря, Курильских островов и полуострова Камчатка, а также разработан целый комплекс поощрений и льгот для привлечения морских офицеров в Сибирскую военную флотилию. Однако боевая мощь флотилии оставалась на невысоком уровне. Несколько улучшилось ее положение после перевода в 1894 г. на Дальний Восток Средиземноморской эскадры под командованием контр-адмирала С. О. Макарова.[39]
Во время русско-японской войны (1904—1905) часть кораблей флотилии была включена в состав 1-й Тихоокеанской и Владивостокской эскадр и принимала участие в сражениях.[40]
Всему миру известен легендарный подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Предпочтя гибель позорному плену, они вступили в сражение с 14 боевыми японскими кораблями. Имена «Варяг» и «Кореец» стали символами мужества и верности флагу, перед которыми преклоняется все человечество. Память о подвиге русских моряков веками будет служить примером воспитания у российских моряков мужества, бесстрашия, верности долгу и Отечеству.[41]
Немало ярких подвигов совершили моряки во время героической обороны Порт-Артура.[42]
Трагический исход русско-японской войны выявил необходимость усиления морских сил на Тихом океане. К 1914 г. Сибирская военная флотилия уже насчитывала в своем составе два крейсера, девять эсминцев, десять миноносцев, восемь подводных лодок.[43]
Во время Первой мировой войны (1914—1918) часть кораблей флотилии была передана в состав других флотов, а оставшиеся корабли конвоировали караваны транспортов, следовавших из США во Владивосток с военными грузами. В те годы корабли Сибирской военной флотилии участвовали в боевых действиях на Северном и Средиземноморском морских театрах.[44]
В годы Гражданской войны и военной интервенции (1918—1922), в июле 1918-го, флотилия была захвачена интервентами. Моряки покинули корабли и приняли участие в боях с захватчиками на суше.[45]
В те тяжелые годы был потерян практически весь корабельный состав. Часть кораблей были уведены за границу, другие пришли в негодность из-за развала промышленной и ремонтной базы.[46]
В годы восстановления народного хозяйства в составе морских сил Дальнего Востока насчитывалось лишь несколько сторожевых кораблей, катеров и судов морской пограничной охраны.[47]
К 1932 г. на флоте были восстановлены, достроены и частично модернизированы все ценные в боевом отношении корабли. Началось строительство новых кораблей и боевых средств. Этому способствовал быстрый рост тяжелой промышленности и всего народного хозяйства страны. Усилиями россиян были расширены и переоборудованы судостроительные заводы и судоремонтные предприятия Дальнего Востока.[48]
Флот на Тихом океане строила вся страна. С Балтики и Черного моря по железной дороге доставлялись торпедные катера, самолеты, подводные лодки — «малютки», береговые орудия, закладывались основы мощного флота. 11 января 1935 г. морские силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ).[49]
Знаменательным событием в истории флота было появление в 1933 г. в дальневосточных водах первой отечественной подводной лодки, построенной рабочими Дальзавода.[50]
В 1936 г. в составе флота появились первые эскадренные миноносцы, новые быстроходные тральщики и средние подводные лодки, имевшие более мощное вооружение и совершенные механизмы.[51]
Впервые в мировой истории, совершив труднейший переход Северным морским путем, в состав флота вошли эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков», существенно укрепив боевые возможности молодого флота.[52]
В 1937 г. было образовано Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова — кузница кадров для Тихоокеанского флота.[53]
В ходе вооруженных конфликтов между СССР и Японией у озера Хасан (1938) и на Халхин-Голе (1939) Тихоокеанский флот прошел проверку на боевую готовность. За отличие в боях 74 моряка-тихоокеанца были награждены орденами и медалями и сотни — знаком «Участник Хасанских боев».[54]
В годы Великой Отечественной войны (1941—1945) Тихоокеанский флот не только бдительно охранял морские рубежи на Дальнем Востоке, но и оказывал посильную помощь сражающимся фронтам и флотам. Только в 1942 г. тихоокеанцы отправили на фронт 103983 человека. Общее число моряков-тихоокеанцев и амурцев, сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой, на Волге, оборонявших Севастополь и Ленинград, Северный Кавказ и Заполярье, достигло 153 тыс. человек. Силы флота обеспечивали охрану внутренних и внешних коммуникаций, ставили оборонительные минные заграждения, охраняли побережье.[55]
На заключительном этапе Второй мировой войны, с 9 августа по 2 сентября 1945 г., флот, взаимодействуя с войсками 1-го Дальневосточного фронта, высадил морские десанты в порты противника на маньчжурском и корейском плацдармах. Авиация флота наносила удары по военным объектам японцев в Северной Корее.[56]
Беспримерную храбрость, мужество и высокое мастерство проявили тихоокеанцы в боях с фашистами и японскими милитаристами. За мужество и героизм более 30 тыс. матросов и офицеров награждены орденами и медалями, 43 из них удостоены звания Герой Советского Союза. 19 кораблям, частям и соединениям флота присвоено звание гвардейские, 13 — почетные наименования, 16 награждены орденами.[57]
Вторая мировая война подтвердила, что России объективно необходимо иметь на Тихом океане военно-морской флот.[58]
В послевоенный период Тихоокеанский флот претерпел коренные качественные изменения. Он был оснащен самыми совершенными видами вооружения — подводными и надводными кораблями, ракетоносцами с большой автономностью плавания, неограниченной мореходностью и ударной мощью. Все это позволило ему из прибрежных вод закрытых морей выйти на просторы Мирового океана.[59]
В числе первых длительное плавание для выполнения учебно-боевых задач совершили подводные лодки, которыми командовали капитан 2 ранга Ю. В. Дворников, капитаны 3 ранга А. М. Смолин и Г. С. Яковлев.[60]
В декабре 1963 г. с Северного флота, совершив переход подо льдами Арктики, в состав флота прибыли первые атомные подводные лодки. Командирам кораблей капитану 1 ранга А. П. Михайловскому и капитану 2 ранга Н. Р. Дубяге было присвоено звание Герой Советского Союза. Многие офицеры и матросы за мужество и героизм были награждены орденами и медалями.[61]
Яркую страницу в историю флота вписали экипажи атомных подводных лодок «К-116» и «К-133», совершивших в феврале-марте 1966 г. кругосветное плавание под водой. Командирам подводных лодок капитанам 2 ранга В. Т. Виноградову и Л. Н. Столярову было присвоено высокое звание Герой Советского Союза, весь личный состав награжден орденами и медалями, а подводные лодки удостоены звания гвардейских.[62]
Флот стал пополняться самыми современными подводными лодками и надводными кораблями. К началу 1970-х гг. на Тихом океане был создан новый океанский ракетно-ядерный флот. Он успешно выполнил важнейшую задачу — стратегического сдерживания от развязывания широкомасштабной войны с применением как обычных, так и ядерных средств. Сложившийся со второй половины XX в. ракетно-ядерный паритет между СССР и США и баланс сил на Тихом океане в целом оказал благотворное воздействие на экономическое развитие и сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).[63]
С 1968 г. плавание кораблей флота в Тихом и Индийском океанах стало обычным явлением. Смелость, мужество и выносливость моряков-тихоокеанцев, упорный и решительный характер, чувство долга, доведенное до самоотвержения, выковывались в дальних океанских походах, суровых полярных морях и знойных тропических широтах.[64]
Золотыми буквами в историю флота после войны вписаны славные дела экипажей легких крейсеров «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Сенявин», ракетных крейсеров «Адмирал Фокин», «Варяг», эскадренных миноносцев «Возбужденный», «Вдохновенный», больших противолодочных кораблей «Василий Чапаев», «Адмирал Октябрьский», «Адмирал Трибуц» и многих других, которые неоднократно с честью выполняли задачи боевой службы, океанских походов, официальных визитов в различные страны мира.[65]
Десятки кораблей и частей награждены вымпелами министра обороны «За мужество и воинскую доблесть», памятными знаками, завоевали призы главнокомандующего ВМФ по различным видам боевой и тактической подготовки.[66]
На боевом счету тихоокеанцев — очистка порта Читагонг (Бангладеш) от затонувших кораблей и взрывоопасных предметов в 1972 г., боевое траление в Суэцком заливе (Египет) в 1974 г., охрана судоходства в Персидском заливе и Ормузском проливе.[67]
Вехой в истории Тихоокеанского флота стало освоение тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск» и их боевая деятельность.[68]
[править] Черноморский флот
Во второй половине ХVIII в. Россия добилась крупных успехов в борьбе за выход к морям и утвердилась на берегах Азовского и Черного морей. В результате русско-турецкой войны (1768—1774) по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Россия получила часть земель между реками Днепр и Буг, Кубань, Азов, Таганрог, Керчь, Еникале, Кинбурн. Крымское ханство объявлялось независимым от Турции.[69]
В 1773 г. на Черном море успешно действовала созданная на основе Азовской флотилии Черноморская эскадра. Она базировалась в Керчи и двумя отрядами несла крейсерскую службу между Балаклавой, Феодосией и Суджук-Кале (ныне — Новороссийск). После окончания войны на Дону продолжалось строительство боевых кораблей. Строились, главным образом, парусно-гребные суда, 32-пушечные фрегаты и казачьи лодки. В 1778 г. по указанию Новороссийского генерал-губернатора князя Г. А. Потёмкина для строительства глубокосидящих морских судов и вывода их прямо в Черное море был основан Херсон, «и к построению при нем порта» был назначен генерал И. А. Ганнибал.[70]
Несмотря на подписание мирного договора, между Россией и Турцией развернулась сложная дипломатическая борьба за Крым. Результатом этой борьбы явилось присоединение Крыма к России. Рескриптом Екатерины II от 8 апреля 1783 г. «полуостров Крымский, Тамань и вся Кубанская сторона» были включены в состав России. Крымский хан отказался от престола. Присоединение Крыма к России имело прогрессивное значение: с ликвидацией Крымского ханства навсегда была устранена угроза разорительных набегов с юга на русские земли, Турция лишилась основной базы своей агрессии в северном Причерноморье. Для защиты отвоеванных у Турции исконно русских земель и обеспечения судоходства на Черном море Россия нуждалась в сильном флоте.[71]
Длительное время шли поиски удобных мест для базирования главных сил флота. Одной из таких бухт оказалась Ахтиарская, расположенная на юго-западном берегу Крымского полуострова, у развалин древнего Херсонеса.[72]
2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту прибыла эскадра из пяти фрегатов и восьми других судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Ф. А. Клокачева. С этого времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом (ЧФ). В честь его основания в том же году была отлита медаль «Слава России».[73]
Ахтиарская бухта стала основным пунктом базирования кораблей флота. 3 июня 1783 г. в торжественной обстановке были заложены первые четыре здания будущего города и порта. Первоначально он назывался Ахтиар (Белый утес), а затем в соответствии с указом Екатерины II от 10 февраля 1784 г. был назван Севастополем («Достойный город»).[74]
В 1785 г. был утвержден первый штат Черноморского флота, по которому он должен был иметь 12 линейных кораблей, 20 больших фрегатов, пять боевых шхун, 18 транспортных и вспомогательных судов. Флот быстро рос и к маю 1787 г. насчитывал в своем составе 46 вымпелов: три линейных корабля, 12 фрегатов, три бомбардирских корабля, 28 других военных судов.[75]
Однако Турция не могла смириться с потерей Крыма и появлением на Черном море российского флота. Это привело к новой войне, в которой Россия выступила в союзе с Австрией. Турцию же поддерживали и помогали ей Англия, Франция и Пруссия. В августе 1787 г. Турция предъявила России ультиматум с требованием возвратить Крым, признать Грузию вассальным владением султана и согласиться на установление турецкого контроля над русскими судами при проходе их через проливы. Россия ответила отказом. Это и послужило поводом к новой войне.[76]
В историю этой войны вошли бои и сражения на море у острова Фидониси (3 июля 1788 г.), Керченского пролива (8 июля 1790 г.), Тендры (28 августа 1790 г.) и мыса Калиакра (31 июля 1791 г.). Победы Ф. Ф. Ушакова сорвали все планы Турции атаковать Крым с моря. Они способствовали, наряду с успехами русской армии, ускорению переговоров и заключению Ясского мирного договора (29 декабря 1791 г.), согласно которому Турция навечно передавала России Крым, Очаков, Кинбурн и Азов.[77]
В связи с развитием Черноморского флота возникла необходимость в строительстве более удобной и безопасной корабельной верфи, которая была заложена в устье Ингула в июне 1788 г. Через год, 27 августа 1789 г., новый город был назван Николаевом, он и стал центром судостроения на юге страны. Одновременно с объявлением Севастополя в 1804 г. главным портом Черноморского флота в нём также началось кораблестроение.[78]
К началу русско-турецкой войны 1806—1812 годов в составе ЧФ находилось всего шесть боеспособных кораблей, из них три новой постройки — 110-пушечные «Ратный» и «Ягудиил» и 74-пушечный «Правый», а также пять крупных фрегатов, два из них новой постройки — 54-пушечный «Крепкий» и 44-пушечный «Назарет».[79]
В 1826 г. в Севастополе был построен 18-пушечный бриг «Меркурий», экипаж которого под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского 14 мая 1829 г. одержал блестящую победу над двумя турецкими линейными кораблями, имевшими десятикратное превосходство в людях и вооружении. Бриг «Меркурий» первым из кораблей Черноморского флота награжден кормовым Георгиевским флагом.[80]
В середине XIX в. усилиями выдающихся адмиралов А. С. Грейга, М. П. Лазарева, П. С. Нахимова и В. А. Корнилова Черноморский флот стал одним из лучших парусных флотов Европы.[81]
Во время Крымской войны (1853—1856) эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова 18 ноября 1853 г. одержала блестящую победу над турецким флотом в Синопской бухте. Из 16 кораблей противник потерял 15. Это было последнее крупное сражение эпохи парусного флота.[82]
Главным событием Крымской войны явилась оборона Севастополя 1854—1855 гг. 349 дней длилась Севастопольская эпопея, во время которой доблестно сражались на бастионах Севастополя моряки-черноморцы под командованием адмиралов В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова.[83]
К началу ХХ в. Черноморский флот превратился в серьезную боевую силу на юге России. В его составе было семь эскадренных броненосцев, две артиллерийские плавучие батареи («поповки»), крейсер, три минных крейсера, 22 миноносца, шесть канонерских лодок, девять миноносок, два парохода, восемь транспортов. К осени 1917 г. Черноморский флот насчитывал уже 177 боевых кораблей, имел транспортную флотилию.[84]
В начале 1918 г. революционные моряки Черноморского флота совместно с населением Крыма вели активную борьбу за установление новой власти, а затем, с весны, участвовали в борьбе с наступающими силами германских войск. Чтобы не допустить захвата кораблей флота немцами, часть из них была переведена в Новороссийск, где по приказу большевиков они были затоплены. Более 130 кораблей покинули Севастополь и ушли в тунисский порт Бизерту и некоторые другие. Шансы на восстановление флота появились только после 1920 г. Свое первое значительное плавание по Черному морю, в котором приняли участие более 20 кораблей, возрожденный флот совершил осенью 1923 г.[85]
В 1928 г. восстановление флота было в основном закончено, и началась его техническая реконструкция. В 1929—1937 гг. Черноморский флот получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы военно-воздушные силы, береговая оборона и система противовоздушной обороны (ПВО) ЧФ.[86]
К началу Великой Отечественной войны (1941—1945) в состав ЧФ входили линейный корабль «Парижская коммуна» (позднее переименованный в «Севастополь»), крейсеры «Красный Крым», «Ворошилов», «Молотов», три лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, четыре канонерские лодки, два сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, десять катеров-охотников, вспомогательные суда. ВВС флота насчитывали 625 самолетов. В полной боевой готовности встретил флот нападение фашистской Германии. Перед Черноморским флотом была поставлена задача прикрывать и поддерживать Приморский фронт Сухопутных войск огнем артиллерии и ударами с воздуха. Корабли ЧФ уже в первые дни войны совершили дерзкие рейды на основные морские базы противника. Особое место в боевых действиях флота занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска.[87]
За годы войны флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. 18 кораблям и частям присвоено звание гвардейских, 228 воинам-черноморцам присвоено звание Герой Советского Союза, 54766 человек награждены орденами и медалями.[88]
В последующее время, восстановив инфраструктуру, разрушенную войной, Черноморский флот выполнял задачи по защите южных рубежей страны. Корабли, подводные лодки и авиация ЧФ выполняли задачи по несению боевой службы в различных районах Мирового океана.[89]
После распада СССР, пройдя сложный и болезненный период сокращения зоны базирования, раздела между Россией и Украиной, Черноморский флот выстоял, сохранил свою боеспособность.[90]
12 июня 1997 г., после заключения российско-украинского соглашения, определяющего статус флота на территории Украины, на кораблях Черноморского флота был вновь поднят исторический Андреевский флаг.[91]