Редактирование: Уралвагонзавод
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Изображение:T-14.jpg|thumb|400px|right|Танк [[Т-14]]]] [[Изображение:T-15.jpg|thumb|400px|right|Тяжёлая БМП [[Т-15]]]] НПК '''Уралвагонзавод''' ('''УВЗ''') — российская машиностроительная компания, осуществляющая выпуск оборонной продукции и железнодорожной техники. Единственный в России производитель танков, крупный производитель грузовых вагонов.<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/03/06/752833-uralvagonzavod]</ref> Основные производственные мощности компании размещены в [[Нижний Тагил|Нижнем Тагиле]].<ref>http://expert.ru/expert/2011/37/udvoenie-uralvagonzavoda/</ref> == История == {{main|История «Уралвагонзавода»}} === XX век === {{main|«Уралвагонзавод» в XX веке}} УВЗ был построен в 1930-х годах в Нижнем Тагиле для производства вагонов и стал одним из первых в стране проектов крупного машиностроительного предприятия с поточным производством. Во время Великой Отечественной войны принял на своей площадке эвакуированный из Харькова танковый завод и около 10 других предприятий. В результате заводу пришлось один за другим свернуть производства: вагонное, экспериментальный цех, освобождая площадки для создания на базе эвакуированных в Нижний Тагил предприятий нового Уральского танкового завода № 183 им. Коминтерна. Завод стал крупнейшим предприятием по производству танков Т-34 — до конца войны их было выпущено 25 266 штук.<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/03/06/752833-uralvagonzavod]</ref> После войны созданное при заводе КБ разработало несколько типов танков, включая Т-72 — самый массовый в мире танк за период с начала 1970-х гг. Параллельно на УВЗ развивалось производство вагонов, тракторов и дорожной техники.<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/03/06/752833-uralvagonzavod]</ref> В 1990-х годах предприятие пережило острый кризис: производство вагонов сократилось, с середины 1990-х годов российская армия перестала покупать танки, а единственный крупный экспортный контракт на сборку танков [[Т-72]] в [[Иран]]е не был выполнен до конца из-за соглашения России и США 1995 года о прекращении российских военных поставок в Иран (так называемый [[протокол Гор — Черномырдин]]).<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/03/06/752833-uralvagonzavod]</ref> === XXI век === {{main|«Уралвагонзавод» в XXI веке}} В 2001 году был подписан российско-индийский контракт на поставку 310 танков [[Т-90С]]. В 2004 году был заключён новый контракт с Индией примерно на 350 танков, а в 2006 году — контракт на их лицензионное производство в Индии.<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/03/06/752833-uralvagonzavod]</ref> В 2007 году «УВЗ» был акционирован, а в 2008—2009 годах ему были переданы находившиеся в госсобственности акции 9-го завода (производитель артиллерийских систем), [[Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения]] (УКБТМ, головное КБ по разработке танков), «[[Электромашина]]» (производитель систем управления и приводов), «[[Омсктрансмаш]]» (бывший производитель танков [[Т-80]]) и ряд других КБ и предприятий.<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/03/06/752833-uralvagonzavod]</ref> В кризис 2008—2009 годов «УВЗ» столкнулся с резким падением спроса на вагоны. По распоряжению [[В. В. Путин]]а в 2009 году «УВЗ» получил субсидию в размере 25 млрд рублей.<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/03/06/752833-uralvagonzavod]</ref> В мае 2011 года было сообщено, что HПК «Уралвагонзавод» намерена установить контроль над электромашиностроительным заводом «Лепсе» (Киров) — основным поставщиком электрооборудования для российской авиационной техники (60 % в выручке). ФАС России разрешила «дочке» УВЗ (ЗАО «УБТ-Уралвагонзавод») приобрести 51,6 % голосующих акций предприятия. В результате доля тагильского оборонного холдинга увеличится до 75 %. В пресс-службе УВЗ поясняют, что контроль над «Лепсе» необходим в рамках развития дивизиона спецтехники: в тагильских танках используется большое количество электроники, а «Лепсе» — практически монополист на российском рынке электроники для космоса, авиации и сухопутной спецтехники. Кроме того, нижнетагильское предприятие намерено развивать производство оборудования для нефтедобычи, «Лепсе» же производит насосы, работающие на глубине более 2 тыс. метров. На «Лепсе» надеются, что приход нового собственника позволит предприятию получить серьезные инвестиции и миновать посредников при получении заказов для спецтехники.<ref>http://expert.ru/ural/2011/20/esli-tankam-pridelat-kryilya/</ref> В мае 2011 года было сообщено, что Уралвагонзавод построит в [[Балаково]] ([[Саратовская область]]) сталелитейное предприятие для вагоностроения: подписано соглашение о сотрудничестве с областным правительством. Проект будет реализован в два этапа. На первом (в 2012 году) объем инвестиций составит 1,5 млрд рублей, производительность — 30 тыс. тонн литья в год. На втором (в 2013-м) затраты и мощности удвоятся. По словам генерального директора УВЗ Олега Сиенко, расположение нового завода удачно с точки зрения обеспеченности энергоресурсами: «У нас энергоемкое производство. А в Балаково существует профицит ресурсов, рядом — атомная электростанция». Продукцию будет использовать также местный производитель грузовых вагонов «Завод металлоконструкций» (ЗМК, Энгельс). Но главным потребителем литья станет УВЗ: в 2010 году он произвел почти 20 тыс. вагонов, а ЗМК всего 2,7.<ref>http://expert.ru/ural/2011/21/vagonozagotovki-iz-balakovo/</ref> В сентябре 2011 года крупнейшие банки России, в частности [[Сбербанк]], [[ВТБ]] и [[Газпромбанк]], подписали соглашение с научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод», собственником омского Конструкторского бюро транспортного машиностроения, которое до недавнего времени производило танки [[Т-80]], на финансирование модернизации омского производства для выпуска грузовых вагонов.<ref>http://expert.ru/2011/09/12/zagrohochut-vagonyi-vmesto-tankov/</ref> 12 декабря 2011 года отмечалось, что за 2011 год на Уралвагонзаводе было произведено 24050 вагонов, что на 40 % больше, чем в аналогичный период 2010 года. Среди них — 18589 полувагонов различных модификаций и 5350 цистерн. Почти в 4 раза увеличился объём производства лесовозов и превысил 100 единиц. Одной из главных предпосылок достижения столь высокого результата является полномасштабная модернизация производства, реализуемая на головном предприятии корпорации в Нижнем Тагиле. Она коснулась практически всех цехов вагоносборочного и металлургического производств, ведь именно эти переделы в первую очередь заняты при производстве подвижного состава. Основными результатами техперевооружения в 2011 году стали: запуск цеха колесных пар мощностью до 200 тыс. заготовок в год, вывод на полную проектную мощность уникального, самого мощного (60 в/к в сутки) в России и Европе комплекса подготовки и окраски подвижного состава, модернизация прессового оборудования — запуск пресса «Клиринг-5500» и пресс-ножниц НГ 5222. Кроме того в вагоносборочных цехах продолжаются работы по роботизации производства, что позволит максимально повысить качество выпускаемой продукции за счет снижения влияния человеческого фактора на изготовление узлов серийно выпускаемых полувагонов, таких как боковые и торцевые стены, рамы и ее элементы, крышки люков и общая сборка кузова.<ref>[http://sdelanounas.ru/blogs/11156/ Рекорд производства на УралВагонЗаводе: столько не выпускалось даже в СССР!][http://www.peeep.us/350b81c9][http://uvz.ru/news/3/122][http://www.peeep.us/32711b83]</ref> В феврале 2015 года Уралвагонзавод вошёл в список 199 системообразующих предприятий России, которые могут претендовать на антикризисную помощь государства.<ref>[http://quote.rbc.ru/news/emitents/2015/06/03/34377109.html Мантуров: Правительство одобрило госгарантии для УВЗ на 20 млрд руб. 3 июня 2015]</ref> Президент России Владимир Путин 27 декабря 2016 года подписал указ о передаче «Ростеху» 100 % акций «Уралвагонзавода».<ref>[https://tass.ru/transport/4593684]</ref> В 2017 году «УВЗ» был передан в госкорпорацию «[[Ростех]]».<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/03/06/752833-uralvagonzavod]</ref> В августе 2018 года глава Минпромторга России [[Денис Мантуров]] заявил: «В отношении Уралвагонзавода могу сказать, что основные трудности уже преодолены, в том числе благодаря государственным финансовым гарантиям, субсидиям на продвижение продаж подвижного состава, компенсации процентных ставок. Новое руководство предприятия ведет системную работу по стабилизации финансового положения, в операционных показателях видна позитивная динамика.»<ref>[http://www.interfax.ru/interview/625785]</ref> == Роль на мировом рынке танков == В апреле 2016 года гендиректор Уралвагонзавода [[Олег Сиенко]] заявил: «Сегодня мы занимаем 70 процентов мирового рынка танкостроения. Я имею в виду как танки, произведённые в России, так и в мире по нашей лицензии. Уже несколько лет мы держим первое место.»<ref>[http://ria.ru/interview/20160418/1414147290.html Олег Сиенко: «Армата» ручной работы в три раза дешевле «Абрамса». 18 апреля 2016]</ref> == Собственники == Компания «Уралвагонзавод» на 100 % принадлежит госкорпорации «[[Ростех]]».<ref>[http://www.finmarket.ru/news/4962603]</ref> == Активы == По состоянию на 2016 г. в структуру НПК входят более 30 предприятий, в том числе литейный завод в Каменске-Уральском (Свердловская обл.), Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК; заводы железнодорожной техники в Брянске и пос. Томилино Московской обл.; научно-исследовательские институты и конструкторские бюро в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Муроме; бронетанковые ремонтные заводы в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Амурской обл., Забайкалье и Краснодарском крае; и др. Предприятия корпорации сведены в три дивизиона: спецтехники (бронетанковое, артиллерийское вооружение и военная техника), железнодорожной техники и дорожно- строительной техники.<ref>[https://tass.ru/info/3692617]</ref> == Показатели == === Финансовые === Объём реализации в 2010 году — 55,1 млрд рублей, чистая прибыль — 5,7 млрд рублей.<ref>http://expert.ru/ratings/20-krupnejshih-mashinostroitelnyih-kompanij/</ref> По итогам 2016 года объем выручки УВЗ составил 141,9 млрд рублей, что на 30% больше, чем в 2015 году.<ref>[https://tass.ru/transport/4593684]</ref> В 2017 году «УВЗ» сократил убытки более чем в три раза — с 4,4 млрд до 1,3 млрд рублей.<ref>[https://vpk.name/news/208482_uvz_planiruet_v_2018_godu_nachat_postanovku_na_proizvodstvo_chetyireh_vidov_bronemashin.html]</ref> Выручка «УВЗ» по МСФО (млрд рублей):<ref>[http://www.finmarket.ru/news/4962603]</ref> * 2017 год: 129,7 * 2018 год: 147 Объём производства на «УВЗ» (млрд рублей): * 2008 год: 52<ref>http://expert.ru/2009/09/25/uvzrossel/</ref> * 2018 год: 160<ref>[http://www.finmarket.ru/news/4962603]</ref> Выручка «УВЗ» от продаж продукции военного назначения (по оценке американского издания [[Defense News]]):<ref>[http://people.defensenews.com/top-100/ Top 100]</ref> * 2001 год: $273 млн * 2002 год: $271 млн * 2003 год: $333 млн * 2007 год: $400 млн * 2008 год: $647 млн * 2009 год: $802 млн * 2013 год: $1529 млн * 2014 год: $1545 млн * 2015 год: $1014 млн * 2016 год: $1584 млн * 2017 год: $1865 млн Выручка «УВЗ» от продаж продукции военного назначения (по оценке [[SIPRI]]):<ref>[https://bmpd.livejournal.com/3448821.html Рейтинг SIPRI ТОП-100 за 2017 год — концерн ВКО «Алмаз-Антей» вошел в первую десятку. 10 декабря 2018]</ref> * 2016 год: $2013 млн * 2017 год: $1340 млн Прибыль «УВЗ» по МСФО (млрд рублей):<ref>[https://tass.ru/ekonomika/5370675]</ref> * 2015 год: около −18,7 * 2016 год: менее −16 * 2017 год: почти 1,3 Доля гражданской продукции в объёме производства «УВЗ»:<ref>[http://www.finmarket.ru/news/4962603]</ref> * 2016 год: 18 % * 2017 год: 40 % * 2018 год: 48 % === Производственные === Производство грузовых вагонов на «УВЗ» (тыс. штук):<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/03/06/752833-uralvagonzavod]</ref> * 2012 год: 27,898 * 2013 год: 20,346 * 2014 год: 18,939 * 2015 год: 3,110 * 2016 год: 7,233 * 2017 год: 15,043 * 2021 год: 13,8<ref>[https://www.forbes.ru/biznes/500543-s-rel-s-na-gusenicy-uralvagonzavod-sokrasaet-vypusk-vagonov-v-pol-zu-oboronki]</ref> * 2022 год: 7,2<ref>[https://www.forbes.ru/biznes/500543-s-rel-s-na-gusenicy-uralvagonzavod-sokrasaet-vypusk-vagonov-v-pol-zu-oboronki]</ref> В 2013 году Уралвагонзавод произвёл 20,5 тыс. вагонов и цистерн.<ref>[http://www.sdelanounas.ru/blogs/48734/ За пять лет «Уралвагонзавод» выпустил 1800 боевых машин. 12 апреля 2015]</ref> В 2016 году «УВЗ» произвёл около 7,5 тыс. вагонов.<ref>[http://www.gudok.ru/news/?ID=1398036]</ref> По итогам 2017 года на «УВЗ» было изготовлено и реализовано более 15 тыс. грузовых вагонов.<ref>[https://vpk.name/news/208482_uvz_planiruet_v_2018_godu_nachat_postanovku_na_proizvodstvo_chetyireh_vidov_bronemashin.html]</ref> Производство подвижного состава на «УВЗ» (тыс. единиц): * 2015 год: 3,489<ref>[https://tass.ru/info/3692617]</ref> * 2018 год: 18<ref>[http://www.finmarket.ru/news/4962603]</ref> Производство трамвайных вагонов на «УВЗ» (единиц): * 2018 год: 60<ref>[http://www.finmarket.ru/news/4962603]</ref> Всего с 1941 года «УВЗ» выпустил более 100 тыс. единиц бронетехники.<ref>[https://tass.ru/info/3692617]</ref> В 2015 г. доля «Уралвагонзавода» на рынке вагоностроения стран СНГ составила 11 % (на рынке полувагонов — 11 %, цистерн — 50 %).<ref>[https://tass.ru/info/3692617]</ref> В 2019 году УВЗ произвел 17,9 тыс. вагонов.<ref>[https://www.rbc.ru/business/14/10/2020/5f7ca2349a794715e8f042c5]</ref> == Перспективы == В 2018 году утверждена стратегия развития «УВЗ» до 2025 года — она предполагает среднегодовой темп роста выручки предприятия на уровне 10 % до 255 млрд рублей, а также увеличение доли гражданской продукции более чем в 2 раза — до 42 % к 2025 году.<ref>[http://www.interfax.ru/interview/625785]</ref> == Ссылки == * [http://www.uvz.ru/ Официальный сайт] * [http://www.finmarket.ru/database/organization/?fid=68432&fs=T&pv=2 «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“ имени Ф. Э. Дзержинского», АО] * [http://www.sdelanounas.ru/blogs/?search=%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B2%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4 Раздел об Уралвагонзаводе на сайте Sdelanounas] * [https://www.interfax.ru/tags/%D3%F0%E0%EB%E2%E0%E3%EE%ED%E7%E0%E2%EE%E4 Уралвагонзавод] * [http://expert.ru/dossier/companies/uralvagonzavod/ Раздел о компании на сайте Эксперта] * [http://www.sdelanounas.ru/blogs/48734/ За пять лет «Уралвагонзавод» выпустил 1800 боевых машин. 12 апреля 2015] * [http://expert.ru/2011/05/26/prityanulis-k-elektrichestvu/] * [http://expert.ru/ural/2011/04/poezd-ushel/] * [http://expert.ru/2010/03/9/uvzplany/] * [http://expert.ru/expert/2011/37/udvoenie-uralvagonzavoda/media/103093/ Удвоение Уралвагонзавода. 19 сентября 2011] * <ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/03/06/679981-uralvagonzavod-alfa-bankom]</ref> * [http://bmpd.livejournal.com/2708935.html Танковые успехи «Уралвагонзавода». 4 июля 2017] * [http://ria.ru/company/20110328/358499998.html РЖД с апреля начнет поставлять китайское вагонное литье в Россию — Ъ] // [[РИА Новости]] * [http://www.vedomosti.ru/politics/news/1723141/putin_rasskazal_rabochim_uralvagonzavoda_pro_nachalo_samogo Путин пообещал модернизацию поддержавшему его «Уралвагонзаводу»][http://www.peeep.us/cb9fac56] == Примечания == <references /> {{Машиностроительные компании России}} {{Железнодорожное машиностроение России}} {{ОПК России}} {{Крупнейшие в мире производители}} {{Крупнейшие в России производители}} {{Компании России}} [[Категория:Компании транспортного машиностроения России]] [[Категория:Уралвагонзавод| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Железнодорожное машиностроение России
Шаблон:Компании России
Шаблон:Крупнейшие в России производители
Шаблон:Крупнейшие в мире производители
Шаблон:Машиностроительные компании России
Шаблон:ОПК России
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы