Редактирование: Северное машиностроительное предприятие
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Северное машиностроительное предприятие''' ('''Севмаш''') — крупная [[Россия|российская]] судостроительная компания. Единственная [[верфь]] в России, главная задача которой — строительство атомных подводных лодок для [[ВМФ]]. Завод с территорией более 300 га объединяет в своей структуре более 100 подразделений. «Севмаш» является одним из ведущих промышленных предприятий Архангельской области и градообразующим предприятием для [[Северодвинск]]а, на нём работает более 25 тыс. человек. Расположен на берегу [[Никольский рукав|Никольского рукава]] устья [[Северная Двина|Северной Двины]], имеющего прямой выход в [[Белое море]]. Выручка «Севмаша» в 2012 году составила 45,1 млрд рублей.<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> == История == Официальной датой начала производственной деятельности считается [[21 декабря]] [[1939 год]]а — день закладки первого корабля, [[линкор]]а «[[Советская Белоруссия]]». В годы [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] строительство завода было приостановлено. Коллектив обеспечивал боеспособность кораблей [[Северный флот СССР|Северного флота]] и техническое состояние транспортов [[Союзники во Второй мировой войне|союзников]]. В военные годы было отремонтировано 139 кораблей и судов, освоен выпуск башенных артиллерийских установок, минно-тральной продукции. В [[1944 год]]у началось восстановление объёмов судостроительной программы. К середине 1950-х флоту были переданы 23 больших [[морские охотники|морских охотника]], 2 [[крейсер]]а, 20 [[эсминец|эсминцев]], более 30 различных судов гражданского назначения (без учёта достройки и [[капитальный ремонт|капитального ремонта]]). Первый опыт подводного кораблестроения завод получил ещё в годы Великой Отечественной войны, достраивая совместно с [[Балтийский завод|Балтийским заводом]] две подводные лодки серии [[Л-XIII-38]]. К серийной постройке подводных лодок предприятие приступило в начале 1950-х годов. [[14 мая]] [[1954 год]]а в стапельном цехе 50 была заложена головная [[дизель-электрическая подводная лодка]] проекта 611. В развитие серии [[11 сентября]] [[1955 год]]а ВМФ была передана модифицированная подводная лодка проекта [[В611]] — первая подводная лодка с баллистическими ракетами на борту. К концу [[1961 год]]а предприятие завершило строительство серии подводных ракетоносцев проекта [[629А]], которые стали весомым аргументом в развернувшейся гонке морских стратегических вооружений. До [[1962 год]]а завод передал ВМФ 33 ДЭПЛ. [[24 сентября]] [[1955 год]]а в сборочно-стапельном цехе была заложена первая советская подводная лодка с атомной энергетической установкой. [[17 декабря]] [[1958 год]]а головной корабль проекта 627, получивший тактический номер [[К-3]], был принят в опытную эксплуатацию. В [[1967 год]]у ВМФ был передан первый советский атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта [[667А]] с 16 баллистическими ракетами на борту. За пять лет в строй были введены 24 атомных ракетоносца, благодаря чему был достигнут паритет с США по морской составляющей ядерных сил. В 1972—1990 годах было построено 60 АПЛ 4-х модификаций — проектов [[667Б]], [[667БД]], [[667БДР]], [[667БДРМ]]. Несколько модернизаций прошёл и ракетный комплекс. В [[1969 год]]у на «Севмаше» была построена первая в мире АПЛ с корпусом из титановых сплавов проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов. В середине 1970-х годов была проведена крупнейшая реконструкция предприятия. Для постройки АПЛ третьего поколения производственные мощности «Севмаша» были удвоены, возведён крупнейший в России [[эллинг]]. В [[1980 год]]у в новом цехе была построена первая АПЛ третьего поколения проекта 949, вооруженная 24 противокорабельными крылатыми ракетами. В [[1981 год]]у ВМФ был передан головной атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941, вооруженный 20 межконтинентальными баллистическими ракетами. Этот подводный ракетоносец занесён в [[книга рекордов Гиннесса|книгу рекордов Гиннесса]], как самая большая подводная лодка в мире. По проекту 941 на предприятии было построено 6 кораблей. В [[1983 год]]у ВМФ передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м — самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения. В [[2001 год]]у завершена постройка серии многоцелевых АПЛ проекта 971, в создании которых внедрены последние достижения в снижении шумности и повышении скрытности подводных лодок. К настоящему времени завод передал ВМФ 128 атомных подводных лодок. После распада СССР «Севмаш» остался единственной верфью, осуществляющей строительство атомных подводных лодок для ВМФ России. [[15 апреля]] [[2007 год]]а из эллинга выведён головной атомный подводный ракетоносец четвертого поколения «[[Юрий Долгорукий]]». На стапеле строятся серийные корабли «[[Александр Невский]]» (заложен в 2004 году) и «[[Владимир Мономах]]» (заложен в 2006 году). Субмарины данного проекта станут основой [[морские стратегические ядерные силы России|морских стратегических ядерных сил России]] в [[XXI век]]е. Ведётся строительство серии современных многоцелевых АПЛ. Предприятие развивает [[военно-техническое сотрудничество России с зарубежными государствами|военно-техническое сотрудничество с зарубежными государствами]]. В 2003—2005 годах для [[ВМС Китая]] были построены две дизель-электрические подводные лодки проекта 636. Для индийских ВМС по межправительственному соглашению переоборудуется в современный [[авианосец]] бывший российский тяжелый авианесущий крейсер «[[Адмирал Горшков (авианесущий крейсер)|Адмирал Горшков]]». Корабль будет оснащен авиакрылом российского производства. == Деятельность == Основные направления деятельности «Севмаша»: * производство военной техники для [[ВМФ России]] и зарубежных заказчиков; * производство морской техники для добычи нефти и [[природный газ|газа]]; * гражданское судостроение; * изготовление продукции технического назначения для машиностроительной, металлургической, нефтегазовой и других отраслей промышленности; * гарантийный ремонт, модернизация АПЛ и надводных кораблей, утилизация; * проектирование судов, морских сооружений, судового оборудования, техники для добычи нефти и газа. === Строительство атомных подлодок === Предприятие строит атомные подлодки (АПЛ) нового поколения, на которые устанавливаются баллистические ракеты «Булава». Головной атомный подводный ракетоносец этого проекта «Юрий Долгорукий» был передан Военно-морскому флоту России 10 января 2013 года. В июне 2010 года на воду спущен подводный крейсер «Северодвинск», а в ноябре — ракетоносец «Александр Невский».<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> В конце декабря 2012 года из цеха выведена АПЛ «Владимир Мономах», которая была заложена в марте 2006 года, АПЛ «Казань», заложенная в июле 2009 года и АПЛ «Князь Владимир».<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> === Военный судоремонт === На акватории предприятия проходит ремонт тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442.<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> === Производство гражданской продукции === Высокие технологии, заложенные при строительстве атомного подводного флота, сегодня эффективно используются в гражданском секторе производства. В последние пятнадцать лет освоено производство высокотехнологичной гражданской продукции и, прежде всего, морских платформ для разработки нефтегазовых месторождений. Сегодня в России нет другого предприятия, способного строить масштабные высокотехнологичные сооружения для морской добычи нефти и газа. Для «Севмаша» создание морской техники для освоения шельфовых месторождений Арктики является приоритетом в выпуске гражданской продукции. В 1996 году Указом Президента России «Севмаш», как базовое предприятие Государственного российского центра атомного судостроения, был определен генеральным подрядчиком по созданию морских нефтегазовых сооружений. Интеграция в нефтегазовой индустрию обусловлена и выгодным географическим положением предприятия: прямой выход в Белое море, близость к месторождениям Арктики. Завершено строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» по заказу ОАО «Газпром». В августе 2011 года МЛСП установлена на точке в Печорском море.<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> В 2007—2008 годах зарубежному заказчику переданы две морские полупогружные платформы MOSS CS50, на которых может размещаться буровое, энергетическое и другое оборудование.<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> == Закупки комплектующих == Субподрядчиками «Севмаша» по выполнению ряда крупных проектов являются другие судоверфи. В частности, АО «[[Выборгский судостроительный завод]]» производит жилой модуль для морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная».<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> АО «[[Завод „Красное Сормово“]]» производит для «Севмаша» подъемно-мачтовые устройства (ПМУ) для подводных лодок, а также другое оборудование.<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> «Севмаш» закупает комплекты судовых подшипников, а также ряд другого оборудования у АО «[[Адмиралтейские верфи]]», [[ЦС «Звёздочка»]] и АО «[[ДЗ „Звезда“]]».<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> Основными комплектаторами «Севмаша» в области поставок судового оборудования и электротехники являются АО «[[Специальное конструкторско-технологическое бюро по электрохимии с опытным заводом]]» (ОАО «СКТБЭ»), АО «[[Пролетарский завод]]» и АО «[[Северное производственное объединение „Арктика“]]» (СПО «Арктика»). АО «СКТБЭ» поставляет «Севмашу» печи поджигания.<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> В области морского приборостроения основными партнерами «Севмаша» являются АО «[[Концерн „Океанприбор“]]», АО «Концерн [[НПО „Аврора“]]» и концерн [[ЦНИИ «Электроприбор»]].<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> Доля импортной продукции в закупаемых «Севмашем» комплектующих и оборудовании составляла в 2009 году 1,83 %, в 2010 — 8,15 %, в 2011 — 5,86 %.<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> == Заказы опытно-конструкторских работ и технического сопровождения == Основной объём опытно-конструкторских работ для «Севмаша» выполняет [[ЦКБ «Рубин»]]. Этот же НИИ осуществляет и техническое сопровождение продукции предприятия.<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> Техническое сопровождение продукции предприятия также осуществляют ОАО «[[Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения „Малахит“]]» и ОАО «[[Центр технологии судостроения и судоремонта]]» (ЦТСС), однако в намного меньшем объеме.<ref>[http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Proekti%20i%20dokladi/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%20%D0%95%D0%AD%D0%9F%20%D0%B8%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B/doklad_18_ru_app.pdf Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу] // Евразийский банк развития, 2013</ref> == Показатели == Выручка «Севмаша» от продаж продукции военного назначения (по оценке американского издания [[Defense News]]):<ref>[http://people.defensenews.com/top-100/ Top 100]</ref> * 2008 год: $432 млн * 2009 год: $534 млн == Ссылки == * [http://www.sevmash.ru/ Официальный сайт] * [http://sdelanounas.ru/blogs/?search=%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%BC%D0%B0%D1%88 Раздел о Севмаше на сайте Sdelanounas] * [http://premier.gov.ru/visits/ru/43/info/270.html] * [http://www.sevmash.ru/?id=516&lg=ru] * [http://sdelanounas.ru/blogs/32366/ Севмаш приступил к техническому перевооружению] * [http://www.derrick.ru/?f=n&id=17215 15 июня президент России Дмитрий Медведев посетит ОАО «ПО „Севмаш“»] * [http://bmpd.livejournal.com/1352596.html Годовой отчет «Севмаша» за 2014 год] * [http://sdelanounas.ru/blogs/90463/ Атмосфера Севмаша] == Примечания == <references /> {{ОПК России}} {{Судостроение России}} {{Компании России}} [[Категория:Архангельская область]] [[Категория:Судостроительные компании России]] [[Категория:Компании России по алфавиту]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Компании России
Шаблон:ОПК России
Шаблон:Судостроение России
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы