Редактирование: Реформы в России в XX веке
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
1906—1911 годы: Реформы Столыпина. Содержание: аграрная реформа, военная реформа, реформа земского самоуправления, образовательная реформа. Результат: наибольших успехов удалось добиться в сфере образования (были созданы 50 тысяч школ разного типа, десятки новых вузов) и в судебной сфере — восстановлен институт мировых судей, установилась практика вынесения приговоров на основании законов, а не традиций и преданий. Неоднозначные результаты аграрной реформы: в России появились фермеры, но было разрушено общинное земледелие.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/4276740]</ref> 1921—1929 годы: Новая экономическая политика, Содержание: замена продразверстки в деревне продналогом, проведение денежной реформы. Результаты: быстрое восстановление хозяйства (до уровня 1913 года), увеличение национального дохода на 18 % в год, рост промышленности — на 30 % в год, рубль был признан мировой валютой, выросло благосостояние населения.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/4276740]</ref> 1953—1964 годы: Реформы Хрущева. Содержание: административная реформа, сельскохозяйственная, денежная, социальная, реформа науки и образования. Результаты: наибольшего успеха удалось добиться в науке (освоение космоса, атомная энергетика, развитие химической промышленности, рост сети НИИ), в социальной сфере (массовое жилищное строительство, снижение пенсионного возраста на 5 лет, увеличение пенсий в 2 раза) и в образовании (введение обязательного 11-летнего обучения в школе). Замена централизованного управления совнархозами дала лишь кратковременный эффект.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/4276740]</ref> 1965—1970 годы: Реформы Косыгина. Содержание: децентрализация управления предприятиями, расширение их самостоятельности, введение показателей прибыльности, личное стимулирование труда работников. Результаты: увеличение объема промышленного производства на 50 %, сельское хозяйство выросло на 21 %. Среди негативных последствий: заработная плата выросла в 2,5 раза — намного больше роста производительности труда. Под вопросом оказалось существование плановой экономики.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/4276740]</ref> == Экономика == {{main|Экономические реформы в России в XX веке}} === Банковская система === В 1987 году началась реформа банковской системы.<ref>[https://bosfera.ru/bo/rodovye-travmy-centrobanka?amp]</ref> === Косыгинская реформа === Косыгинская реформа 1965 года представляла собой совокупность мер, направленных на повышение эффективности экономики. Осуществлялась по инициативе и под рук. пред. СМ СССР А. Н. Косыгина. В разработке реформы участвовали Н. К. Байбаков, А. В. Бачурин, Л. И. Абалкин, А. И. Анчишкин, Л. М. Гатовский, Р. А. Белоусов, В. С. Немчинов, Л. В. Канторович, С. С. Шаталин и др.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/2103190 Косыгина реформа 1965]</ref> Осн. цели и направления реформы были сформулированы в решениях Пленума ЦК КПСС (сент. 1965), постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» от 4.10.1965 и в утверждённом тогда же СМ СССР «Положении о социалистическом государственном предприятии». Гос. комитеты по отраслям пром-сти и совнархозы были упразднены, вместо них образованы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства. Территориальный принцип в организации материально-технич. снабжения был сохранён. Предполагались существенное расширение самостоятельности и прав предприятий, переход к стимулированию их деятельности в зависимости от показателей не только количественного, но и качественного, экономически эффективного роста, что должно было внести в экономич. организацию элементы состязательности ради достижения лучших результатов и даже определённой конкуренции. В качестве гл. показателя эффективности работы предприятия вводился показатель объёма реализованной продукции (вместо объёма валовой продукции) и прибыли, что, как ожидалось, должно было способствовать учёту спроса населения и производств. потребителей на разнообразную, современную и качественную продукцию. Предусматривалось сокращение числа обязат. плановых показателей.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/2103190 Косыгина реформа 1965]</ref> Реформой предполагалось образование фондов экономического стимулирования предприятий (материального поощрения; социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; развития произ-ва) в зависимости от темпов роста реализации продукции и уровня расчётной рентабельности (отношение расчётной прибыли, образуемой при вычете из общей прибыли платы за основные и оборотные средства, к среднегодовому размеру этих средств) по нормативам, установленным для групп предприятий, близких по своим производственно-технологич. и экономич. характеристикам. Фонды поощрения на предприятиях планировалось формировать в значит. мере за счёт дополнит. обязательств по увеличению объёмов произ-ва и прибыли, в том числе за счёт сокращения издержек произ-ва, снижения численности работающих, самостоят. реализации на сторону излишних основных фондов. Реформа системы оптовых цен должна была выправить многочисл. сложившиеся ещё в период социалистич. индустриализации деформации в ценах, тем самым обеспечить нормально работающим предприятиям возмещение их затрат и формирование достаточной прибыли. Впоследствии реформа цен была дополнена реформой амортизационной политики и практики, с учётом важности политики амортизирования как для ценообразования, так и для стимулирования технич. прогресса.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/2103190 Косыгина реформа 1965]</ref> Первоначально реформа в осн. своих направлениях была достаточно активно и с одобрением воспринята как хозяйственниками, так и всей экономич. общественностью, внеся значит. оживление в науч. мысль и практику. Она способствовала вскрытию и использованию внутр. резервов предприятий (при прежней хозяйств. системе в этом не были заинтересованы ни руководители, ни коллективы). К 1970 на новые условия работы перешло св. 90 % предприятий ведущих отраслей пром-сти, а также 40 % совхозов. Пятилетка реформы, по данным офиц. статистики, стала лучшей из всех пятилеток: объём пром. произ-ва вырос на 50 %, производительность труда — на 39 %, среднегодовые темпы прироста нац. дохода составили 7,7 %. Однако вскоре выявились внутр. несовершенства, противоречия реформы, не предвиденные её авторами. Отраслевая система управления через министерства, главки, объединения (которых со временем становилось всё больше) искусственно разрывала единую народно-хозяйственную систему, не позволяя осуществлять программно-целевое управление ресурсами и тем самым выхолащивая одно из гл. преимуществ плановой экономики — концентрацию ресурсов на решающих направлениях. Кроме того, в отраслевой системе управления зачастую игнорировались территориальные проблемы, не обеспечивалось рациональное сочетание отраслевого и территориального аспектов управления экономикой. Капиталовложения и материальные ресурсы распределялись в большинстве случаев уравнительно, что приводило к распылению сил и средств, их длительному омертвлению, многочисл. долгостроям, срывало планы технич. перевооружения предприятий и отраслей, несмотря на крупные закупки совр. оборудования за рубежом.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/2103190 Косыгина реформа 1965]</ref> Практика реформы вскрыла её глубинные проблемы, состоявшие в попытке соединить противоречивые, взаимоисключающие элементы рыночной и адм. системы организации экономики. Не оказались жизнеспособными и системы стимулирования по групповым нормативам, так как в реальной экономич. жизни предприятия различались по множеству производств., технологич., экономич., географич. и многих др. признаков. Реформа в её центр. звене, в хозяйств. механизме на уровне предприятия, не преодолела гл. проблемы планово-командной организации экономики — отторжения ею технич. прогресса. При фактич. отсутствии рынка и его атрибутов (конкуренции, перелива капитала и пр.) и господстве командных начал фонды развития средств произ-ва не смогли стать ресурсом и механизмом технологич. модернизации, а показатели прибыли и реализации продукции — сыграть решающую роль в повышении эффективности произ-ва. Цены, утверждаемые разветвлённой системой бюрократич. структур, при отсутствии подлинно рыночных механизмов их формирования также не могли стать ориентирами и регуляторами хозяйств. деятельности и (наряду с др. компонентами реформы) не могли предотвратить постепенной экономич. стагнации. Прежде всего по этим причинам, а также из-за противодействия парт.-гос. номенклатуры, не видевшей своего места в реформируемой экономич. системе, уже через 3-4 года эффективность К. р. стала снижаться и вскоре реформа была свёрнута, за исключением отдельных, в сущности формальных, элементов (сохранение фондов поощрения, платы за фонды и др.).<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/2103190 Косыгина реформа 1965]</ref> == Местное самоуправление == В 1993 году в России началась реформа органов местного самоуправления.<ref>[https://adm.ugorsk.ru/duma/about/]</ref> == Правописание == В 1904 создана комиссия Петерб. АН, организовавшая Орфографич. подкомиссию под председательством Ф. Ф. Фортунатова. В мае 1904 подкомиссия представила проект нового правописания, к 1912 разработан усовершенствованный вариант проекта, но он не был принят.<ref>[https://bigenc.ru/linguistics/text/3507830]</ref> В 1917 при РАН создана подготовит. Орфографич. комиссия. Она разработала проект усовершенствования правил рус. правописания, представленный 11(24).5.1917 на совещании под председательством А. А. Шахматова, в котором участвовали члены Орфографич. подкомиссии 1904, учёные, школьные учителя. Постановление совещания по реформированию правописания было утверждено РАН. Мин-во нар. просвещения Врем. правительства циркуляром от 17(30).5.1917 предложило ввести принятые правила орфографии в школах с начала нового учебного года.<ref>[https://bigenc.ru/linguistics/text/3507830]</ref> В основу данной реформы лёг проект 1912, однако не все его пункты вошли в постановление майского совещания. Так, в проекте 1912 предлагалось отменить написание «ь» после шипящих в конце существительных 3-го склонения («печь», «рожь» и др.), окончаний 2-го лица ед. ч. наст. времени глаголов («слышишь», «думаешь» и т. д.), слова «лишь» и писать «печ», «рож», «слышиш», «думаеш», «лиш» и т. п.; передавать звук [о] под ударением после шипящих буквой «о» («чорный», «шопот», «лжот» и др. вместо «чёрный», «шёпот», «лжёт»). По предложению А. А. Шахматова было сохранено написание мягкого знака после шипящих, так как его отмена «затруднит применение нового правописания». О втором пункте Шахматов сказал: «…вместо того, чтобы писать „чорный“ — „чернее“, „счот“ — „счета“, как предлагала Орфографическая комиссия, допускаются написания „чёрный“, „счёт“, чтобы не вносить буквенных различий в коренной части слов при различных его изменениях».<ref>[https://bigenc.ru/linguistics/text/3507830]</ref> Новая рус. орфография была введена декретами Нар. комиссариата по просвещению РСФСР от 23.12.1917 и СНК от 10.10.1918. В соответствии с ними вводились следующие новые правила. Буква э (ять) заменялась буквой «е» (напр., «вэра»>"вера", «кромэ»>"кроме"), θ (фита) — буквой «ф» («Θома»>"Фома" и т. д.), i — буквой «и» (напр., «Россiя»>"Россия"); буква «ъ» (см. Ъ) исключалась в конце слов и частей сложных слов («хлеб», «меч», «контрадмирал»), но сохранялась в середине слов в функции разделит. знака («подъём», «разъяснительный», «адъюнкт»). Признавалось желательным, но необязательным употребление буквы «ё». Предписывалось писать на конце приставок из-, воз-, раз- и т. д. перед гласными и звонкими согласными «з», перед глухими согласными (в том числе передъ «с») — «с» («извините» — «исправить», «воззвание» — «воспитать», «разогнаться» — «расстаться», «низвергнуть» — «ниспосланный» и т. п.). В прилагательных, причастиях и местоимениях род. падежа ед. числа муж. рода вместо окончаний -аго, -яго вводились соответственно окончания -ого, -его («доброго» вместо «добраго», «которого» вместо «котораго», «синего» вместо «синяго»); в формах им. и вин. падежа мн. числа жен. и ср. рода прилагательных, причастий и местоимений вместо окончаний -ыя, -iя — соответственно -ые, -ие («добрые» вместо «добрыя», «какие» вместо «какiя»). Вместо «онэ» (формы им. падежа мн. числа местоимения «она») предписывалось писать «они»; вместо форм жен. рода «однэ», «однэхъ», «однэм», «однэми» — «одни», «одних», «одним», «одними»; вместо «ея» (формы род. падежа ед. ч. личного местоимения жен. рода) — «её» («ее»). Также уточнялись правила переноса слов на письме.<ref>[https://bigenc.ru/linguistics/text/3507830]</ref> {{Реформы в России в XX веке}} {{История реформ в России}} {{Реформы в России}} [[Категория:История реформ в России]] [[Категория:Россия в XX веке]] [[Категория:Реформы в XX веке]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:История реформ в России
Шаблон:Реформы в России
Шаблон:Реформы в России в XX веке
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы