Редактирование: Машиностроение России в XX веке
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
В декабре 1925 года был утверждён план строительства новых машиностроительных заводов, в том числе тракторного на Волге, вагонного в Нижнем Тагиле, завода тяжелого машиностроения в Свердловске, заводов сельскохозяйственного машиностроения в Челябинске и Ростове-на-Дону. [[Наркомат оборонной промышленности СССР]] в январе 1939 года был разделён на четыре самостоятельных общесоюзных наркомата: авиационной промышленности (руководители: М. М. Каганович, А. И. Шахурин), судостроительной промышленности (И. Ф. Тевосян, И. И. Носенко), вооружения (Б. Л. Ванников, Д. Ф. Устинов), боеприпасов (И. П. Сергеев, П. Н. Горемыкин). В соответствии с задачами мирного времени после Великой Отечественной войны была проведена реорганизация ряда наркоматов. В 1946 году наркомат боеприпасов стал Министерством сельскохозяйственного машиностроения, наркомат минометного вооружения — Министерством машиностроения и приборостроения, наркомат танковой промышленности — Министерством транспортного машиностроения. В 1985 году в СССР был взят курс на ускоренное развитие машиностроения. На XXVII съезде КПСС в феврале 1986 г. приоритетом было названо ускоренное развитие машиностроения.<ref>Современная история международных отношений: 1991—2016: Учеб. пособие / А. В. Фененко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017</ref> == Отрасли == === Авиационная промышленность === {{main|Авиационная промышленность России в XX веке}} В 1917 г. в России насчитывалось 16 авиационных заводов, на которых трудилось более 10 тыс. человек. Из них только 7 были чисто авиационными, остальные имели смешанное производство.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> По приблизительным подсчётам, основной капитал всех авиационных предприятий России в 1917 г. составлял 67 млн руб., то есть 4 % от фондов всего машиностроения.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> Во второй половине 1917 г. из-за недостатка двигателей и ухудшения снабжения российские авиационные заводы снизили свою производительность.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> 26 января 1940 года вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о необходимости резкой интенсификации использования материальных и трудовых ресурсов для развития авиации.<ref>[http://old.ihst.ru/files/sobolev/gsvioa.pdf Немецкий след в истории отечественной авиации]</ref> Общий объем капитальных вложений в авиастроение СССР в 1940 г. составил 1 млрд 670 млн рублей.<ref>[http://old.ihst.ru/files/sobolev/gsvioa.pdf Немецкий след в истории отечественной авиации]</ref> === Ракетостроение === {{main|Ракетостроение России в XX веке}} В апреле 1946 года ракетостроение СССР было выделено в самостоятельную отрасль оборонной промышленности. === Сельскохозяйственное машиностроение === В 1929 году был введён в эксплуатацию завод [[Ростсельмаш]]. === Автомобильная промышленность === {{main|Автомобильная промышленность России в XX веке}} В 1932 году был введён в эксплуатацию [[Горьковский автомобильный завод]]. === Радиоэлектронная промышленность === Начиная с 1969 года, радиоэлектронная промышленность СССР переключилась на производство преимущественно машин Единой Системы и Системы Малых ЭВМ. === Двигателестроение === {{main|Двигателестроение России в XX веке}} ==== Дизельное двигателестроение ==== {{main|Дизельное двигателестроение России в XX веке}} 11 января 1939 г. Дизельное производство [[ХПЗ им. Коминтерна]] выделено в самостоятельный дизельный завод, получивший сначала название Государственный дизелестроительный завод 18-го ГУ Наркомавиапрома (НКАП), а позднее — Союзный завод № 75 НКАП. Директор завода — бывший сотрудник ЦИАМ Г. Д. Брусникин.<ref>[https://dl.booksee.org/genesis/149000/235f053c5194cc96efa56a5bbd83ee70/_as/[E.A.Zubov]_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]</ref> ==== Ракетное двигателестроение ==== {{main|Ракетное двигателестроение России в XX веке}} С 1997 года «Энергомаш» поставляет в США двигатели [[РД-180]] для ракеты «[[Атлас 3]]». === Оборонная промышленность === {{main|Оборонная промышленность России в XX веке}} В декабре 1936 года был образован общесоюзный Наркомат оборонной промышленности (наркомы: [[М. Л. Рухимович]], 1936—1937 годв; [[М. М. Каганович]], 1937—1939 годы). В то время как среднегодовой темп прироста валовой продукции всей промышленности СССР за три года третьей пятилетки (1938—1940 годы) составил 13 %, продукция оборонной промышленности возрастала на 39 % ежегодно. Таким образом, ежегодный прирост военной продукции в СССР в 1938—1940 годах втрое превосходил прирост всей промышленной продукции. В конце 1930-х — начале 1940-х годов в СССР шло освоение производства новых видов военной техники: танк [[Т-34]] (конструкторы М. И. Кошкин, А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко), тяжелый танк «[[Клим Ворошилов]]» (Ж. Я. Котин), реактивный миномёт [[БМ-13]] (А. Г. Костиков, Ю. А. Победоносцев, И. И. Гвай и др.), штурмовик [[Ил-2]] (С. В. Ильюшин). С января 1939 г. по 22 июня 1941 г. промышленность СССР дала армии 17745 боевых самолетов, свыше 7 тыс. танков, около 30 тыс. полевых орудий, почти 52,4 тыс. минометов. В годы Великой Отечественной войны на выпуск военной продукции было переключено производство практически всех отраслей промышленности СССР. Предметы военного потребления составляли около 65-68 % всей произведённой в СССР в годы войны промышленной продукции. За счёт мобилизации внутренних резервов оборонная промышленность СССР уже в июле 1941 года увеличила производство на 30 %, а в августе 1941 года — на 40 % по сравнению с июнем 1941 года. Однако в последующие месяцы в результате эвакуации многих предприятий производство военной продукции резко снизилось. В сентябре и ноябре 1941 года были образованы новые наркоматы — танковой промышленности, миномётного вооружения. За 1942 год в СССР было произведено 28 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, в 1943 г. — 27,3, в 1944 — 34,7, в 1945 г. (с января по август) — 13,5 тыс. Боевых самолётов соответственно — 22, 33,1, 35,6, 15 тыс.; орудий всех видов и калибров — 57,4, 57,7, 41,3, 9,8 тыс.; установок реактивной артиллерии — 3,3, 3,3, 2,6, 0,8 тыс. После Великой Отечественной войны государство продолжало уделять особое внимание развитию оборонной промышленности, в первую очередь созданию атомного оружия. Конверсия промышленности СССР (перевод на выпуск мирной продукции), сопровождавшаяся сокращением объёмов производства на 17 %, завершилась в 1946 году. 19 марта 1992 года было принято решение о конверсии оборонной промышленности России. == Государственная политика == Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. № 226 утверждена Федеральная целевая программа «Реформирование и развитие станкостроительной и инструментальной промышленности России на период до 2005 года».<ref>http://www.komitet3.km.duma.gov.ru/file.xp?idb=718748&fn=%CE%E1%F1%F3%E6%E4%E5%ED%E8%E5%20%F2%E5%F5%ED%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E3%EE%20%EF%E5%F0%E5%E2%EE%EE%F0%F3%E6%E5%ED%E8%FF%20%EE%F2%F0%E0%F1%EB%E5%E9%20%EC%E0%F8%E8%ED%EE%F1%F2%F0%EE%E5%ED%E8%FF.doc&size=68608</ref> == Регионы == === Брянская область === [[Новозыбковский машиностроительный завод]] основан в 1970 году в городе [[Новозыбков]]е Брянской области. == Населённые пункты == === Санкт-Петербург === К началу Первой мировой войны в Санкт-Петербурге производилось 70 % российской электротехники и примерно 25 % машин и оборудования. == Предприятия == === Арзамасский машиностроительный завод === [[Арзамасский машиностроительный завод]] основан в 1972 году. === Калужский турбинный завод === [[Калужский турбинный завод]] основан 9 июля 1946 года. === Красноярский машиностроительный завод === [[Красноярский машиностроительный завод]] основан в 1932 году. === Московский прожекторный завод === [[Московский прожекторный завод]] основан в 1932 году на базе прожекторного отдела [[Электрокомбинат]]а. === Нефтемаш === Краснодарский завод «[[Нефтемаш]]» основан в июне 1949 года. === Новокраматоский завод тяжёлого машиностроения === В 1934 году был введён в эксплуатацию [[Новокраматорский завод тяжёлого машиностроения]]. === Сормовский завод === [[Сормовский завод]] в годы НЭПа стал крупнейшим поставщиком паровозов, дизелей, барж разного типа. === Томский подшипниковый завод === [[Томский подшипниковый завод]] был основан в ноябре 1941 года на базе эвакуированного в Томск завода ГПЗ-1. До 1992 года предприятие называлось ГПЗ-5 (Государственный подшипниковый завод № 5). === Уральский завод тяжёлого машиностроения === В 1933 году был введён в эксплуатацию [[Уральский завод тяжёлого машиностроения]]. == Показатели == В 1926/27 г. продукция машиностроения СССР на одну треть превысила продукцию 1913 г.<ref>[http://militera.lib.ru/common/0/pdf/vsemirnaya-istoria_09.pdf Всемирная история. Том IX]</ref> За период с 1990 года до 1996 год в промышленном производстве доля машиностроения сократилась с 30 % до 17 %. == Примечания == {{примечания}} {{Машиностроение России в XX веке}} {{Машиностроение России}} {{Экономика России в XX веке}} [[Категория:Машиностроение России в XX веке| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Машиностроение России
Шаблон:Машиностроение России в XX веке
Шаблон:Примечания
Шаблон:Экономика России в XX веке
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы