Редактирование: Бортовые компьютеры в России
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Изображение:Baget-53-31M.jpg|thumb|400px|right|БЦВМ «[[Багет-53-31М]] серия 1»]] [[Изображение:IMABK.jpg|thumb|400px|right|БЦВМ [[ИМА БК]]]] '''Бортовые компьютеры в России''' — один из видов [[Компьютеры в России|компьютеров в России]]. == Виды техники == === Самолёты === ==== Су-57 ==== Самолёт Су-57 оснащается системой «[[Интегрированная модульная авионика боевых комплексов]]» (ИМА БК).<ref>[https://bmpd.livejournal.com/2552047.html]</ref> В интегрированной структуре бортового оборудования самолета Т-50 на центральный компьютер возлагаются функции управления системами самолета, применения вооружения, обороны и многорежимная интеллектуальная поддержка пилота. Центральный компьютер, который одновременно выполняет роль и электронного пилота, и электронного штурмана и электронного бортинженера, в реальном времени решает задачи по автоматическому распознаванию и определению наиболее опасных целей, построению наиболее оптимального маршрута, оптимальному решению задач применения оружия и обороны самолета, а также реконфигурации систем при отказах. Новая система управления берет на себя управление почти всеми ключевыми приборами самолета — локатором, системой навигации и связи, в предыдущей версии самолета для расчета функций каждой системы использовался свой вычислитель.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/2552047.html]</ref> Объём его бортового программного обеспечения по состоянию на 2017 год превысил 4 млн строк кода.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/2552047.html]</ref> Обмен данными производится по волоконно-оптическим каналам. Переход с меди на оптоволокно позволил в разы увеличить скорость и объем передачи данных, на порядок уменьшить при этом вес кабельной сети и качественно повысить ее помехоустойчивость. Если передача данных по традиционному медному кабелю дает скорость порядка 10-100 МБит/с, то по оптоволокну почти в 1 000 раз больше — 8 ГБит/с. Сетевая структура комплекса повышает надежность работы всех приборов — при сбое какого-либо вычислителя происходит автоматическое переключение систем на другой блок, а использование централизованного процессора позволило почти в два раза снизить вес прибора.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/2552047.html]</ref> Головная роль при выполнении общего проектирования платформы и разработки была поручена самолетной фирме — ОКБ Сухого. При создании новой системы суховцы работали вместе с ведущими отечественными предприятиями концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ): Государственным рязанским приборным заводом (ГРПЗ) и Раменским приборостроительным конструкторским бюро (РПКБ). В свою очередь, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем" (ГосНИИАС) выполнил моделирование функциональных задач применения Т-50 на новой вычислительной платформе. Вывод ГосНИИАС было положительным: ИМА БК дала существенный прирост вычислительных ресурсов и скорости обработки информации.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/2552047.html]</ref> === Ракеты-носители === ==== Союз-2 ==== БЦВМ «[[Малахит 7]]», которая успешно применяется на РН класса «[[Союз-2]]», весит 7 кг, её производительность — 40 млн операций в секунду.<ref>[https://www.roscosmos.ru/23011/]</ref> == Разработка БЦВМ «Малахит-8» == В декабре 2016 года было сообщено, что [[НПО автоматики им. ак. Н. А. Семихатова]] приступило к разработке ключевых элементов новейшей системы управления для ракет-носителей (РН). К 2020 году будут изготовлены приборы, которые позволят улучшить точность выведения космических аппаратов на заданные орбиты — работы предусмотрены соглашением между Госкорпорацией «РОСКОСМОС» и НПОА, подписанным в рамках реализации Федеральной космической программы (ФКП) 2016—2025 гг. Результатом работы станет комплекс универсальных средств, которые могут быть применены во всех перспективных разработках, в том числе и в авиастроении. Генеральный директор НПОА Андрей МИСЮРА рассказал, что контракт предусматривает разработку бортовой цифровой вычислительной машины нового поколения (БЦВМ): «По сути, сегодня разрабатываются ключевые элементы новейшей системы управления для новых средств выведения. Это целый бортовой комплекс, в том числе цифровая вычислительная машина, „мозг“ системы управления. Рабочее название — „[[Малахит-8]]“, идут опытно-конструкторские работы, изготовление опытного образца — 2018 год». Принципиальные отличия новой бортовой машины — производительность (300 млн операций в секунду) и габаритно-массовые характеристики (вес — не более 3 кг).<ref>[https://www.roscosmos.ru/23011/]</ref> == История == === 1960-е годы === В 1963—1964 годах совместными усилиями коллективов «НИИ точной технологии» Минэлектронпрома и НИЭМ, относившегося к Минрадиопрому, была разработана первая в СССР серия интегральных гибридных схем «Тропа-1» с параметрами, позволяющими создавать БЦВМ с быстродействием до 100 тыс. коротких операций в секунду.<ref>[http://d-russia.ru/gonka-bez-finisha-intervyu-konstruktora-sovetskih-bortovyh-kompyuterov.html]</ref> К типовым представителям БЦВМ первого поколения относятся созданные в ЛНПОЭА [[ЦВМ-263]] и [[ЦВМ-264]], которые выпускались серийно с 1964 года.<ref>[https://www.itweek.ru/industrial/article/detail.php?ID=51809]</ref> В 1965 году в [[НПО автоматики им. академика Н. А. Семихатова]] разработана БЦВМ [[ЦВМ-3]] (производительность — 10 000 оп/с, количество команд — 28, масса — 19 кг). В 1965 году на «Хартроне» образована лаборатория по изучению проблемы создания БЦВМ.<ref>[http://www.hartron.com.ua/ru/content/%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B9]</ref> К середине 1960-х годов определились три предприятия — [[ЛНПОЭА]] (ОКБ «Электроавтоматика», С.-Петербург), [[НИЦЭВТ]] (НИИ «Аргон», Москва), и [[ХК «Ленинец»]] (Санкт-Петербург), на три последующих десятилетия ставшие основными разработчиками БЦВМ авиационного применения.<ref>[http://www.computer-museum.ru/histussr/stpc.htm]</ref> В 1967 году в [[НПО автоматики]] разработана БЦВМ [[ЦВМ-4]] (производительность — 20 000 оп/с, количество команд — 32, масса — 17 кг). В 1967 году [[НИИМП]] разработал для [[НПО «Энергия»]] БЦВМ «[[Салют-1]]». В 1968 году [[НИИМП]] разработал для долговременных орбитальных станций БЦВМ «[[Салют-2]]» (быстродействие — 50 000 оп/с, потребляемая мощность — 30 Вт). В 1968 году были закончены работы по БЦВМ «[[Аргон-11с]]» (гл. конструкторы Прокудаев Г. М. Соловьев Н. Н.). Это была первая в мире ЭВМ в космосе, первая отечественная бортовая ЭВМ с троированием аппаратуры, осуществлявшая автоматическое управление полетом космического аппарата, совершившего облет Луны с возвращением спускаемого аппарата на Землю (программа «Зонд»).<ref>[http://www.computer-museum.ru/histussr/nicevt1.htm]</ref> В 1968 году закончена разработка БЦВМ «[[Аргон-12с]]» (гл. конструктор Еремин А. Т.). Она предназначалась для системы управления спускаемым аппаратом ракетно-космического комплекса «[[Алмаз]]».<ref>[http://www.computer-museum.ru/histussr/nicevt1.htm]</ref> В 1968 году был разработан первый экспериментальный вариант одноканальной БЦВМ [[1А100]].<ref>[http://www.hartron.com.ua/ru/content/%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B9]</ref> В мае 1968 года была создана трёхканальная БЦВМ [[1А200]].<ref>[http://www.hartron.com.ua/ru/content/%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B9]</ref> В постановлении Совета Обороны от 27 августа 1969 года было указано, что при модернизации и создании ракетных комплексов со стационарными стартами должно быть обеспечено применение систем управления на основе БЦВМ. === 1970-е годы === Серийный выпуск БЦВМ семейства «[[Орбита-10]]» начат в 1970 году.<ref>[https://www.itweek.ru/industrial/article/detail.php?ID=51809]</ref> В 1970 году в [[НПО автоматики]] разработана БЦВМ [[ЦВМ-6]] (производительность — 90 000 оп/с, количество команд — 42, масса — 7,1 кг). В 1971 году был произведён запуск новой ракеты [[15А14]] ([[Р-36]]) с системой управления, включающей бортовую ЭВМ. В марте 1971 года было принято решение о замене БЦВМ [[1А200]] на БЦВМ [[15Л579]].<ref>[http://www.hartron.com.ua/ru/content/%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B9]</ref> Серийное производство БЦВМ семейства «[[Орбита-20]]» (ЛНПОЭА) начато в 1974 году.<ref>[https://www.itweek.ru/industrial/article/detail.php?ID=51809]</ref> В 1974 году в [[НИИМП]] для долговременных орбитальных станций разработана БЦВМ «[[Салют-3]]» (быстродействие — 150 000 оп/с). В 1975 году в [[НПО автоматики]] разработана БЦВМ [[ЦВМ-7]] (производительность — 180 000 оп/с, количество команд — 64, масса — 11,2 кг). В 1975 году в [[НИИМП]] для геостационарных спутников разработана БЦВМ «[[Салют-4]]». В ноябре 1979 года была изготовлен первый комплект БЦВМ [[М6]] — машины третьего поколения.<ref>[http://www.hartron.com.ua/ru/content/%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B9]</ref> === 1980-е годы === В 1980 году в [[НПО автоматики]] разработана БЦВМ «[[Малахит-2]]» (производительность — 312 000 оп/с, количество команд — 128, масса — 5,0 кг). Первая БЦВМ ряда [[Ц100]] была передана в серийное производство в 1983 г.<ref>[https://www.itweek.ru/industrial/article/detail.php?ID=51809]</ref> В 1985 году из состава [[НИЦЭВТ]] выделился коллектив комплексного отделения по БЦВМ. В 1985 году в [[НИИМП]] для автономных низкоорбитальных космических объектов разработана БЦВМ «[[Салют-5]]» (быстродействие — 500 000 оп/с, энергопотребление — 80 Вт). В 1985 году был изготовлен и передан на испытания первый образец БЦВМ третьего поколения [[М6М]].<ref>[http://www.hartron.com.ua/ru/content/%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B9]</ref> Разработка БЦВМ СБМВ-1 и СБМВ-2 (МНПК «Авионика») начата в середине 1980-х годов.<ref>[https://www.itweek.ru/industrial/article/detail.php?ID=51809]</ref> В 1986 году в [[НПО автоматики]] создана БЦВМ «[[Малахит-3]]» (производительность — 286 000 оп/с, количество команд — 64, масса — 10,7 кг). Серийное производство бортовых ЭВМ семейства ЦВМ 80-30ХХХ начато в 1986 г.<ref>[https://www.itweek.ru/industrial/article/detail.php?ID=51809]</ref> Серийное производство машин семейства ЦВМ 80-40ХХХ начато в 1987 г.<ref>[https://www.itweek.ru/industrial/article/detail.php?ID=51809]</ref> === 1990-е годы === В 1991 году в [[НПО автоматики]] разработана БЦВМ [[СБ-1570]] (производительность — 740 000 оп/с, количество команд — 153, масса — 1,0 кг). БЦВС «[[БЦВМ 90-600]]» была спроектирована в 1996 году. === 2000-е годы === В 2004 году была спроектирована вычислительная система на базе БЦВМ «[[Багет]]».<ref>[https://bmpd.livejournal.com/2552047.html]</ref> === 2010-е годы === Первый истребитель [[Т-50]] с новой бортовой электроникой и микропроцессором был поднят в воздух зимой 2017 года.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/2552047.html]</ref> В апреле 2017 года было сообщено, что компания «[[Сухой]]» приступила к лётным испытаниям принципиально новой вычислительной системы самолёта [[Т-50]].<ref>[https://bmpd.livejournal.com/2552047.html]</ref> == Ссылки == * [http://www.rpkb.ru/lines-of-business/electronic_direction/on-board-computers/ Бортовые компьютеры и графические станции] * [https://coollib.com/b/283967/read Первые БЦВМ космического применения и кое-что из постоянной памяти] * [https://bmpd.livejournal.com/3305002.html БЦВМ ИМА БК информационно-управляющей системы самолета Су-57 (Т-50). 16 августа 2018] == Примечания == <references /> [[Категория:Виды компьютеров в России]] [[Категория:Бортовые компьютеры]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы