Редактирование Транспорт России в XIX веке (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Водный транспорт === В начале XIX в. преобладающее значение в транспортном обеспечении экономики и укреплении интеграционных процессов продолжает сохраняться за водными путями сообщения.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> 16 июня 1809 г. Александр I преобразовал Департамент водяных коммуникаций в Экспедицию водяных коммуникаций.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> Окончательные границы округов «водяных сообщений» были определены на общем собрании Главного Управления путей сообщения, состоявшемся в конце 1809 — начале 1810 г. в Твери.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> Водный транспорт России становится первым видом транспорта, где начинается применение парового двигателя. В начале XIX в. в России стали появляться первые пароходы. Первоначально они были редкостью, но со временем их преимущества привели к росту числа парового флота. В 1835 г. в России было 52 парохода, в 1854 г. — 115, в 1860 г. — уже 392.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> По официальным данным, в 1826 г. на водных путях Европейской России было вынуждено зазимовать 3 760 судов и 3 648 плотов с различными грузами общей стоимостью в 19,3 млн рублей.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В пореформенные годы преобразился паровой водный транспорт. К концу XIX века на водный транспорт приходилось примерно 30 % всего объема грузового движения внутри России. ==== Морской транспорт ==== 3 (15) ноября 1815 года свой первый рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт совершил первый русский пароход «Елизавета». Если в 1860 г. российский морской торговый флот насчитывал всего 51 паровое судно, то к 1895 г. их было уже 552. ==== Внутренний водный транспорт ==== ===== Пути ===== В начале XIX в. были созданы две искусственные водные системы: Мариинская (1808) и Тихвинская (1811). Они были заметно короче, чем Вышневолоцкая система, что давало им значительное преимущество перед последней. Длина водного пути от Рыбинска до Петербурга по Вышневолоцкой системе составляла 1 300 вёрст, по Мариинской — 1 030 вёрст, по Тихвинской — всего 853 версты.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В начале XIX века была сооружена Мариинская искусственная водная система, связавшая Москву с Санкт-Петербургом, то есть реки бассейна Волги с реками бассейна Невы. Таким образом, товары из Центральной России получили непосредственный выход и к морским торговым путям.<ref>[https://kpfu.ru/portal/docs/F899508753/Ekonomicheskaya.geografiya.Rossii.pdf Учебно-методический комплекс дисциплины «Экономическая география России»]</ref> С 1826 по 1850 год между реками [[Сестра]] и [[Истра]] было построено 8,5 км [[Екатерининский канал|Екатерининского канала]]. В связи с постройкой Николаевской железной дороги Екатерининский канал утратил своё значение.<ref>[https://mosreg.ru/upload/iblock/349/230_8.pdf Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»]</ref> С целью улучшения водных путей сообщения на всех водных артериях России с 1848 г. начал взиматься 1/4%-й сбор с объявленной стоимости перевозимого по ним груза. Эти средства направлялись на содержание водных путей сообщения.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В середине XIX в. общая протяжённость каналов в России составляла всего 580 вёрст.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> Во второй половине XIX в. подавляющая часть речных перевозок осуществлялась в Волжско-Камском бассейне и по Мариинской водной системе, которая не утратила своего важного транзитного значения в сообщении между Петербургом и бассейном реки Волги даже после создания железнодорожной сети.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В 1855 г. длина естественных водных путей с искусственными сооружениями в России была 6 044 версты, а к концу XIX столетия она возросла примерно на 1000 вёрст.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В 1856 году построен [[Сайменский канал]].<ref>[http://portlog.ru/istorija/]</ref> В 1890 г. был решён вопрос о том, какие водные артерии могли считаться путями сообщения общего пользования. Если до этого, чтобы открыть реку для общего пользования, необходимо было обратиться с представлением в Сенат, то теперь особого правительственного распоряжения для открытия судоходства и сплава на реках не требовалось.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> Общая протяжённость водных путей России в конце XIX в. составляла 80 тыс. верст.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> К концу XIX столетия общая протяжённость каналов в России достигла 683 вёрст.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> ===== Суда ===== Вторая половина XIX в. — время активного развития парового флота.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В период промышленного переворота в России, произошло техническое перевооружение речного транспорта, преобладавшего в первой половине XIX века по объёму перевозок. Пароходы получили широкое распространение на реках Европейской России (1840-е годы), Западной Сибири (1860-е годы), в бассейнах Енисея и Амура (1870-е годы), вытесняя суда на ручной и конной тяге.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/3180427]</ref> В 1855 г. в России насчитывалось всего 184 парохода общей мощностью в 13 519 лошадиных сил. Из них 73 паровых судна мощностью в 6 370 лошадиных сил действовали на р. Волге. Остальные совершали рейсы по Каме, Онеге, Дону, Днепру, Припяти, Десне, Неве, Свири, Зап. Двине, Волхову и Нарове.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> [[17 мая]] 1858 года в первый рейс из Москвы в Коломну отправился пароход «Николай». В 1895 году свыше 2,5 тыс. пароходов плавало по рекам России. К концу XIX в. основная часть речного флота России (2/3 судов) находились в руках частных акционерных обществ.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> ===== Бечевники ===== Закон о бечевниках 1817 г. стал попыткой унифицировать размеры бечевника, которые до этого определялись в каждом конкретном случае отдельными постановлениями правительства. С этого момента под него отводилось 10 саженей от гребня берега всех сплавных и судоходных водоёмов.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В 1848 г. в закон о бечевниках были внесены поправки, позволявшие транспортному ведомству по своему усмотрению ограничивать бечевник.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> ===== Показатели ===== В 1825 г. по внутренним водным путям России проследовало 27 647 судов, из которых 23 561 находились под погрузкой, а остальные выполняли непроизводительные рейсы.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В 1855 г. по водным путям Европейской России было отправлено 69 415 судов и 11 395 плотов с различными грузами.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В 1861 г. доля речного транспорта во внутренних перевозках России составляла 84,5 %.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В период 1890—1900 гг. доля речного транспорта составляла в грузообороте России 45 %, а в объёме перевозок — около 29 %.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> ===== Прочее ===== «На одной реке Волге употребляется ежегодно по крайней мере до 400 000 человек единственно для проводу барок. Из них (средним числом в течение 20 лет) погибает ежегодно до 7 000 человек при самих судах, и ещё многие тысячи возвращаются по домам с расстроенным от трудной, можно сказать, каторжной работы здоровьем», — писал журнал «Сын Отечества» за 1815 г.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В середине XIX в. речной транспорт России продолжал сохранять ведущее значение во внутренних перевозках.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> Во второй половине XIX в. объёмы перевозок по водным путям сообщения России неизменно росли.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В 1856 г. судоходство по внутренним водным путям России усилилось.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В 1875 г. была учреждена особая Инспекция судоходства.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> За последнее десятилетие XIX в. объёмы перевозок по рекам России заметно возросли.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В конце XIX в. доля речного транспорта во внутренних перевозках России, по сравнению с серединой XIX столетия, заметно сократилась.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы