Редактирование Топливно-энергетический комплекс Грузии (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
==== Баку — Cупса ==== {{main|Баку — Cупса}} Строительство можно рассматривать как знаковое событие в формировании на территории Грузии энергетического транзитного коридора Восток — Запад. Трубопровод протяженностью 830 км, из которых по территории Грузии проходит 370 км. Проектная пропускная способность составляет 5,1 млн т нефти в год. Для приема нефти были построены Супсинский нефтяной терминал, а также плавучая платформа для наполнения танкеров в море. Терминал и платформа соединены 5-километровым отрезком нефтепровода. Терминал в Супсе через морскую нефтеналивную систему способен обрабатывать танкеры грузоподъемностью до 150 тыс. т. Общие затраты на строительство нефтепровода составили 560 млн дол., что было почти в 2 раза выше, чем планировалось первоначально [58]. Условия строительства и эксплуатации грузинской части нефтепровода Баку — Супса были определены соглашением между Азербайджанским международным операционным консорциум (АМОК) и Грузинской международной нефтяной корпорацией (ГМНК). ГМНК была образована в соответствии с указами президента Грузии N 477 от 11.11.1995 г. и N 178 от 20.02.1996 г. и должна была представлять интересы Грузии в данном проекте. Президентом ГМНК был назначен специальный представитель президента Грузии Г. Чантурия. Отметим, что сфера деятельности и обязанностей этой компании не ограничивалась только данным проектом. В сферу ее активности попадали все виды деятельности по проектам транспортировки энергоносителей через Грузию в западном направлении: содействие выбору маршрутов, привлечение инвесторов, переговоры с заинтересованными странами и компаниями, модернизация существующих и строительство новых объектов, причем не только трубопроводных, но и связанных со строительством нефтеперерабатывающих заводов и морских терминалов. Соглашение о строительстве и эксплуатации нефтепровода Баку — Супса было подписано сроком на 30 лет. АМОК осуществил финансирование работ по реконструкции существовавшего 20-дюймового нефтепровода и строительству недостающей части, а также строительство нефтяного терминала. После истечения срока договора нефтепровод должен перейти под контроль Грузии. До этого Грузия будет получать транспортный тариф в размере 0,17 дол. за баррель прокаченной нефти, или 1,24 дол. за 1 т. Данный льготный тариф распространялся только на нефть, принадлежащую АМОК. Для транспортировки нефти других компаний мог применяться специальный тариф. По оценкам экспертов, он мог быть в несколько раз выше, чем тариф для АМОК. Однако мы не располагаем достоверными сведениями о том, чтобы по трубопроводу Баку — Супса прокачивалась нефть иных, кроме АМОК, компаний. 22 февраля 1999 г. в Супсе произошла сварка «золотого стыка», и тем самым строительство нефтепровода Баку — Супса было завершено. 17 апреля 1999 г. состоялся официальный пуск нефтепровода в эксплуатацию. На торжествах присутствовали лидеры Грузии, Украины и Азербайджана. Трубопровод Баку — Супса проходит по опасному из-за оползней маршруту. По техническим причинам транспортировка нефти по нему неоднократно приостанавливалась, однако итоговые показатели работы нефтепровода хорошие. Он был быстро выведен на проектную мощность, и в 1999 г. из порта Супса было отправлено 3213 тыс. т нефти. За первый год работы, с апреля 1999 по апрель 2000 г., в порту Супса было загружено 42 танкера и 4,64 млн т нефти поставлено в 8 стран мира. Всего за 2000 г. в танкеры было загружено свыше 6,5 млн т ранней нефти [59, 60]. Перспективы нефтепровода Баку — Супса неоднозначные. С одной стороны, существуют планы его коренной модернизации и увеличения пропускной способности в 2 и более раз, а также прорабатывается вопрос строительства крупного нефтехимического комплекса в районе Супсы. С другой стороны, нельзя исключить, что уже в ближайшем будущем произойдет снижение его роли, особенно если ему придется конкурировать за объемы транспортировки нефти с проектируемым трубопроводом Баку — Тбилиси — Джейхан. В частности, в ноябре 2000 г. начальник управления иностранными инвестициями Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики В. Алескеpов обратил внимание на то обстоятельство, что нефтепровод Баку — Супса был создан только под проект транспортировки ранней каспийской нефти. С началом полномасштабной разработки месторождений Азери — Чираг — Гюнешли и вводом в действие трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан перекачка нефти по нему, так же как по трубопроводу Баку — Новороссийск, может быть прекращена или будут изменены тарифы [61].
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы