Редактирование Экономика Прибалтики (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Отрасли экономики == С 1995 по 2008 год во всех трёх странах Прибалтики в структуре их экономики уменьшилась доля промышленности, уменьшилась доля сельского хозяйства, охоты, рыболовства, а также увеличилась доля строительства и увеличилась доля сферы услуг.<ref>[http://www.pircenter.org/data/SS/Baltic.pdf Страны Балтии в поисках выхода из кризиса] // Вопросы экономики, № 4, 2010</ref> По состоянию на 2008 год структура экономик Прибалтики выглядела следующим образом:<ref>[http://www.pircenter.org/data/SS/Baltic.pdf Страны Балтии в поисках выхода из кризиса] // Вопросы экономики, № 4, 2010</ref> * Сельское хозяйство, охота, рыболовство — от 2,9 % (в Эстонии) до 4,4 % (в Литве) * Промышленность — от 13,7 % (в Латвии) до 20,9 % (в Эстонии) * Строительство — от 8,3 % (в Эстонии) до 10,3 % (в Литве) * Услуги — от 65,5 % (в Литве) до 74,3 % (в Латвии) === Промышленность === {{main|Промышленность Прибалтики}} В 1995 года в каждой из прибалтийских стран промышленность обеспечивала около 1/4 ВВП. К началу кризиса 2008 года в Латвии фактически произошла деиндустриализация: доля промышленности в структуре экономики сократилась практически вдвое — до 13,7 %. В Литве и Эстонии доля промышленного производства снизилась до 19,8 и 20,9 %.<ref>[http://www.pircenter.org/data/SS/Baltic.pdf Страны Балтии в поисках выхода из кризиса] // Вопросы экономики, № 4, 2010</ref> В ходе кризиса 2008—2009 годов промышленное производство упало во всех трёх странах Прибалтики, но по-разному: в Эстонии спад по отношению к 2007 году составил 31 %, в Латвии — 19, в Литве — 10 %.<ref>[http://www.pircenter.org/data/SS/Baltic.pdf Страны Балтии в поисках выхода из кризиса] // Вопросы экономики, № 4, 2010</ref> === Транспорт === [[Изображение:EKUTRPRIB.png|thumb|400px|right|Экспорт транспортных услуг из стран Прибалтики (Латвии, Литвы и Эстонии) в 1992—2011 годах, в $млрд]] {{main|Транспорт Прибалтики}} В 2000-х годах транспортные услуги стали развиваться медленнее, чем экономики стран Прибалтики в целом, в силу как внешних, так и внутренних причин. Постепенно снижалась и доля этого сектора в ВВП: в частности, в Латвии и Эстонии — более чем с 10 % в 2000 году до 8 % в 2007 году. Только в Литве доля транспорта в структуре экономики продолжала повышаться.<ref>[http://www.pircenter.org/data/SS/Baltic.pdf Страны Балтии в поисках выхода из кризиса] // Вопросы экономики, № 4, 2010</ref> Через Прибалтику проходит значительный объём российских грузов. В своих высказываниях официальные лица прибалтийских государств нередко занижали роль транзита в их экономиках. Но факты свидетельствуют об обратном: в частности, 8-процентная доля транспорта в ВВП Эстонии и Латвии и тем более 10-процентная в ВВП Литвы более чем в полтора раза превышают средний показатель по миру. В развитых странах доля транспорта в ВВП не больше 5 %. Среди экономик стран ЕС роль транспорта в трёх прибалтийских государствах максимальная. О значении транзита в экономике стран Прибалтики свидетельствует такой факт: примерно 80 % обрабатываемых портами грузов (и соответственно доставляемых к портам железнодорожным и автомобильным транспортом) — транзитные.<ref>[http://www.pircenter.org/data/SS/Baltic.pdf Страны Балтии в поисках выхода из кризиса] // Вопросы экономики, № 4, 2010</ref> Согласно данным различных исследований, доля транзита (без учёта косвенного влияния на другие секторы) составляет порядка 3—5 % ВВП в Эстонии и Латвии и ещё больше в Литве из-за высоких показателей железнодорожного транзита в Калининград.<ref>[http://www.pircenter.org/data/SS/Baltic.pdf Страны Балтии в поисках выхода из кризиса] // Вопросы экономики, № 4, 2010</ref> Транзит как экспорт транспортных услуг является важным элементом экономик прибалтийских стран и одним из главных элементов их позиционирования на международной арене.<ref>[http://www.baltic-course.com/archive/rus/17/03politekonomija.htm Диктатура черного золота]</ref> Порты Прибалтики ориентированы преимущественно на вывоз транзитных грузов. Основными воротами для импорта иностранных товаров в государства СНГ они так и не стали. С этой ролью лучше справляются порты Финляндии и [[Северо-Западный федеральный округ|Северо-Западного федерального округа]] России. Российская политика постепенного снижения зависимости от транзита и успешная конкуренция финских портов привели к уменьшению вывоза грузов через прибалтийские порты. Если в 2005 году он составил 121 млн тонн, то в 2009 году — 102 млн тонн. В то же время разгрузка в прибалтийских портах увеличилась с 14,3 млн тонн в 2005 году до 34,3 млн тонн в 2009 году.<ref>[http://www.pircenter.org/data/SS/Baltic.pdf Страны Балтии в поисках выхода из кризиса] // Вопросы экономики, № 4, 2010</ref> В Прибалтике расположены 148 аэропортов, из них 63 — с твёрдым покрытием ВПП. Длина газопроводов — 3,50 тыс. км. Длина железных дорог — 4,89 тыс. км, из которых 510 км электрифицированы. Протяжённость автомобильных дорог — 207 тыс. км, из них 154 тыс. км с твёрдым покрытием.<ref>''Ефимова Е. Г.'' [http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/economich/2009/13-07/EfimovaEG.doc Транспортная инфраструктура региона Балтийского моря в системе международных хозяйственных связей] // Санкт-Петербург, 2009</ref> === Финансы === {{main|Финансы в Прибалтике}} ==== Деньги ==== Все три прибалтийские страны входят в еврозону. ===== Кредиты ===== В июле 2012 года эксперты международной компании [[CMA]] опубликовали отчёт о степени кредитоспособности государств на настоящий момент. Вероятность банкротства исчисляется специалистами по весовым значениям невыполнения 5-летних кредитных обязательств и кредитных дефолтных свопов (CDS), и рассчитывается на ближайшие пять лет. Согласно отчёту, возможность банкротства Латвии составила 18,1 %, Литвы — 17 %, Эстонии — 7,9 %.<ref>[http://www.regnum.ru/news/1550883.html Выросла возможность банкротства Латвии]</ref> ==== Долги ==== По состоянию на III квартал 2009 года совокупный внешний долг Латвии составлял около 180 % её ВВП, Литвы — около 100 %, Эстонии — около 140 %.<ref>[http://www.pircenter.org/data/SS/Baltic.pdf Страны Балтии в поисках выхода из кризиса] // Вопросы экономики, № 4, 2010</ref> ==== Доходы населения ==== За 2001—2008 годы среднемесячная зарплата в Прибалтике возросла более чем вдвое. Одним из факторов удорожания труда в Прибалтике являлась миграция из прибалтийских стран.<ref>[http://www.pircenter.org/data/SS/Baltic.pdf Страны Балтии в поисках выхода из кризиса] // Вопросы экономики, № 4, 2010</ref> В 2009 году произошло снижение средней зарплаты во всех трёх прибалтийских странах. В том году среднемесячная зарплата в Латвии составила 650 евро, в Литве — 590 евро, в Эстонии — 780 евро.<ref>[http://www.pircenter.org/data/SS/Baltic.pdf Страны Балтии в поисках выхода из кризиса] // Вопросы экономики, № 4, 2010</ref> Разрыв с доходами между Прибалтикой и странами Западной Европы остаётся очень высоким. Так, средняя зарплата в Литве в 2009 году была в два с лишним раза меньше, чем средняя зарплата в Ирландии или Великобритании.<ref>[http://www.pircenter.org/data/SS/Baltic.pdf Страны Балтии в поисках выхода из кризиса] // Вопросы экономики, № 4, 2010</ref> ===== Пенсии ===== В июле 2020 года были сообщены данные исследования, проведённого Luminor в странах Прибалтики. Как и жители Эстонии, будущие пенсионеры Латвии и Литвы считают, что они недостаточно подготовлены к выходу на пенсию. 80 % жителей Латвии и Литвы ответили, что у них недостаточно средств для комфортной жизни в старости. Только 7 % населения Эстонии и 5 % населения Латвии и Литвы считают, что они накопили достаточно для выхода на пенсию. В то же время только 23 % жителей Эстонии, 30 % в Латвии и 27 % в Литве используют дополнительный накопительный вариант в виде третьей пенсионной ступени. Большинство респондентов ответили, что они не присоединились к добровольной третьей пенсионной ступени, и не планируют этого делать. Так ответили 66 % опрошенных в Эстонии, 55 % в Латвии и 65 % в Литве.<ref>[https://rus.delfi.ee/daily/business/issledovanie-v-estonii-lyudi-k-pensii-ne-gotovy-no-i-kopit-ne-hotyat?id=90391219]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы