Редактирование Инвестиционная политика России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Сектор энергетики === 5.5.1. Последние изменения В качестве основного локомотива экономического роста в России, сектор энергетики продолжает оставаться основным объектом как для прямых, так и для портфельных иностранных инвестиций. Тем не менее, со времени исследования 2001 года в области реформирования энергетического сектора прогресс относительно небольшой, и иностранные инвесторы по-прежнему сталкиваются с малоэффективным процессом обращения за разрешениями регулирующих органов в России, который предусматривает получение многочисленных важных и не столь важных разрешений в федеральных, региональных и местных ведомствах. Кроме того, по-прежнему сохраняются некоторые серьезные противоречия в установлении цен в газовом секторе, что препятствует иностранным инвестициям как в газовый, так и в электроэнергетический секторы. Добыча полезных ископаемых в России регулируется Законом «О недрах» 1992 г.65 Сейчас готовится значительный пересмотр положений закона, и принятие ожидается ближе к концу 2004 года. Новый вариант закона должен внести больше ясности и последовательности в имущественные права, касающиеся полезных ископаемых и их извлечения, и уменьшить дискреционные полномочия должностных лиц на различных уровнях государственной власти при осуществлении и проверке концессионных условий в предоставлении лицензий. В последнем случае лицензии будут преобразованы из простых административных решений, подлежащих отмене на туманных и непрозрачных основаниях, в более прозрачные договорные лицензионные соглашения между государством и лицензиатом. Это не является окончательным переходом от административного к гражданскому праву, так как потребуется проработать процедуры отказа государством от собственного иммунитета в случае возможных коммерческих споров по таким договорам. Однако, устранение административного усмотрения и возможностей для вымогательства государственными чиновниками станет важной положительной переменой, устраняя основной источник коррупции и одновременно превращая предоставляемые лицензии в более привлекательный инструмент, с точки зрения мобилизации финансовых средств для покрытия затрат на поисково-разведочные работы. В различных вариантах законопроекта появлялись предложения радикальных ограничений в отношении проектов с прямыми (крупными и долгосрочными) иностранными инвестициями в области поиска, разведки и разработки полезных ископаемых. В одном из таких вариантов предлагалось ввести ограничения на нескольких уровнях, включая общий запрет иностранных пользователей недр, а также конкретные ограничения, связанные с участием в разработке новых месторождений, передачей действующих лицензий, временным пользованием недрами, а также приобретением доли в действующих лицензиях. Эти положения привели бы фактически к запрету участия иностранных инвесторов в нефтяном и газовом секторе России, кроме случаев, когда они смогли приобрести миноритарных позиции в российских нефтяных и газовых компаниях или получили особые разрешения от правительства и Госдумы на более крупные доли участия. 71 Российские власти могли бы рассмотреть, нет ли необходимости, в интересах конкуренции, развязать права на поиск и разведку и права на разработку в связи с выставлением на конкурс права разрабатывать уже выявленные запасы. Иностранные нефтяные компании считают законным уравновешивание риска поиска и разведки автоматическим предоставлением прав на разработку. Российские власти утверждают, что после того как были выявлены значительные запасы, последующий тендер на право разработки даст успешной поисково-разведочной компании те же возможности и шанс выиграть, что и всем остальным участникам конкурса. Если поисково-разведочная компания проигрывает, она может потребовать компенсации затрат на поисково-разведочные работы у выигравшего тендер конкурента в коммерческом суде, если потребуется. Однако, в российском законе нет положений, согласно которым победитель конкурса на разработку возмещает поисково- разведочной компании такие затраты. Изменение этих процедур поможет заручиться более весомым иностранным участием в разработке запасов, которые еще не полностью разведаны. В настоящее время разрабатывается видоизмененная структура налогообложения пользования природными ресурсами, и она может быть принята в течение 2004 г., хотя то, что эта реформа потребует внесения изменений в Налоговый кодекс, а также в Закон о ресурсах недр, может задержать ее введение. В последнем предложении предусматривается переход от действующей системы единообразной ставки, распространяющейся в отношении всех недропользователей и рассчитываемой в зависимости от объема извлекаемого продукта, к системе дифференцированных ставок. Критерии дифференциации еще прорабатываются и, скорее всего, будут включать продуктивность, степень труднодоступности, наличие перерабатывающих заводов, расходы на транспортировку (как в законодательстве США). Такую реформу можно считать логическим переходом к более современному налоговому режиму, позволяющим властям извлекать природную ренту из данного сектора. Тем не менее, не исключено, что это приведет скорее к большему числу оговорок, чем к стандартизации налоговых исчислений, что даст чиновникам дополнительные возможности для административного управления и потенциальных злоупотреблений. Соглашения о разделе продукции (СРП) до сих пор создавали особую правовую основу для иностранных инвесторов, занимающихся извлечением природных ресурсов, требуя значительных долгосрочных инвестиций в соответствии с Федеральным законом 1996 года «О Соглашениях о разделе продукции».66 Тем не менее, последние изменения говорят о том, что государство теперь намерено прекратить использовать СРП, кроме как в случае небольшого числа крупномасштабных проектов на сложных участках и с небольшими ожидаемыми доходами, для которых на аукционе не оказывается желающих приобрести права на недра. Действующие проекты СРП, защищенные от обратной силы закона, смогут продолжить работу; однако, недавние поправки в Налоговый кодекс имеют для них отрицательные последствия. Следует отметить, что несмотря на некоторые реформы в углеводородном секторе с 2001 года, на практике, чтобы осуществить свои инвестиции, иностранные инвесторы вынуждены заключать подробные соглашения о сотрудничестве или создавать совместные предприятия с российскими партнерами, обладающими хорошими связями. В реформе газового сектора успехов немного. Вслед за подготовкой нескольких конкурирующих предложений по реструктуризации газового сектора, появившихся в конце 2002 г., образовался малоутешительный вакуум решений. Кроме того, до сих пор не осуществлены планы по либерализации торговли акциями «Газпрома» путем отмены жесткого разделения внутренних рынков и рынков американских депозитарных расписок (АДР). Поскольку в течение 2003 года «Газпром» занимался выкупом собственных акций, государство консолидировало свою прямую (38 процентов) и косвенную доли в контрольном пакете акций. До сих пор Газпром также сопротивлялся попыткам ввести более рыночную систему ценообразования и уменьшить разницу между экспортной ценой и значительно более дешевыми внутренними ценами: такая практика препятствует поступлению иностранных инвестиций как в газовый, так и в электроэнергетический секторы. Способность электроэнергетического сектора привлекать иностранные инвестиции для создания новых генерирующих мощностей в значительной степени зависит от происходящей в настоящее время реформы регулирования в этой сфере, где в 2003 году были достигнуты некоторые успехи. Тем не менее, тарифы на электричество по-прежнему установлены государством на очень низком уровне, не позволяя сектору стать привлекательным для иностранных инвестиций. Кроме того, текущая политика государства в газовом и электроэнергетическом секторах не дает иностранным инвесторам гарантий надежных и стабильных поставок газа по предсказуемым ценам, которые бы позволяли им заключать долгосрочные и исполняемые контракты. Помимо этого, по-прежнему действуют верхние пределы иностранной собственности в отношении портфельных инвестиций в «Газпром» и в РАО «Единые энергетические системы» (РАО ЕЭС), национальную электроэнергетическую монополию. 5.5.2. Ограничение иностранной собственности в компаниях «Газпром» и РАО ЕЭС Указ президента РФ,67 изданный в 1999 году, установил 20-% потолок для доли участия иностранных акционеров в газовой монополии «Газпром» и его дочерних организациях, а также увеличил минимальную долю участия государства до 35 %. Иностранцы могут покупать АДР «Газпрома», однако еще одно постановление, изданное в 1997 г.,68 гласит, что внутренние акции «Газпрома» не могут быть свободны конвертированы в АДР. Недавно руководство «Газпрома» обсуждало возможность отмены ограничения на конвертируемость, но пока никаких мер принято не было. В соответствии с законом в РАО ЕЭС иностранная собственность ограничивается 25 процентами, а государственная собственность установлена на уровне 51 процент.69 Однако фактический уровень как государственной, так и иностранной собственности подсчитать затруднительно, так как акции РАО ЕЭС свободно конвертируются в АДР и наоборот; существует общее мнение, что государству принадлежит свыше 51 % компании. Со стороны руководства РАО ЕЭС были попытки отменить верхний предел иностранной собственности в ходе реализации программы реструктуризации, но окончательного решения пока принято не было.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы