Редактирование Реформы в России в 2000-х годах (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
==== Налоги ==== [[Изображение:OPLRF.png|thumb|400px|right|Объём обязательных платежей (без учёта влияния изменения мировых цен на нефть) в 2001—2005 годах, в % ВВП России]] [[Изображение:TTRRFNOV.png|thumb|400px|right|Совокупная налоговая ставка, уплачиваемая компаниями в России (в % коммерческой прибыли), в 2005—2011 годах, по данным Всемирного банка]] {{main|Налоговая реформа в России (2000-е годы)}} [[Налоговые реформы в России|Налоговая реформа]] является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в [[Россия|России]], начавшийся с [[2000 год]]а. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, упрощение налогообложения малого бизнеса, создание в стране прозрачной и эффективной налоговой системы, а также снижение участия в экономике государства. Упрощённая система налогообложения должна способствовать экономическому росту за счет малого предпринимательства и легализации бизнеса, а также росту налоговых поступлений в бюджет. Прежняя налоговая система была излишне запутанной и несовершенной, что приводило к утаиванию компаниями и частными лицами значительной части доходов, и, следовательно, к снижению налоговых поступлений в бюджет. В отношении населения с [[1 января]] 2001 года была введена «плоская» шкала по [[налог на доходы физических лиц в России|налогу на доходы физических лиц]] — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13 %. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». В 2001 году произошла полная отмена [[налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы|налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы]]. Был отменён [[налог на приобретение автомобилей]]. [[Единый социальный налог]] (ЕСН) заменил страховые взносы во [[внебюджетные фонды Российской Федерации|внебюджетные фонды]]. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжала оставаться высокой. В [[2002 год]]у была снижена ставка [[налог на прибыль в России|налога на прибыль предприятий]] до 24 % (в 2001 году она могла доходить до 35 %). [[Налог на добычу полезных ископаемых в России|Налог на добычу полезных ископаемых]] стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России. В 2002 г. радикально реформирована система ресурсных платежей в нефтедобыче: базой таких налогов вместо стоимости добытой нефти во внутренних ценах стала ее стоимость на мировых рынках. Одновременно была скорректирована шкала экспортных пошлин. Номинальный эффект реформы был не столь значителен: по сравнению с 2001 г. суммарные выплаты налогов типа роялти, экспортной пошлины на нефть и налога на прибыль в расчете на тонну добытой нефти оказались увеличены на 2, 3 и 4 долл. за тонну при мировых ценах 20, 25 и 30 долл. за баррель и снижена при мировых ценах ниже 18 долл. за баррель. Однако реформа кардинально облегчила администрирование ресурсных налогов, сделав невозможной их минимизацию с помощью трансфертных цен. В целом принятые меры значительно повысили налоговую нагрузку в нефтяном секторе.<ref>http://www.eeg.ru/downloads/PUBLICATIONS/SCIENTIFIC/2004_006.pdf</ref> Замена в [[2003 год]]у [[налог на пользователей автомобильных дорог|налога на пользователей автомобильных дорог]] и [[налог с владельцев транспортных средств|налога с владельцев транспортных средств]] на [[транспортный налог]], а также отмена [[налог на покупку валюты|налога на покупку валюты]] существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию. В сфере [[малый бизнем|малого бизнеса]] также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих [[упрощённая система налогообложения|упрощённую систему налогообложения]]. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. Теперь предприятия, имеющие численность персонала менее 100 человек и оборот менее 15 млн руб. в год смогут платить налоговые платежи в размере 6 % от оборота или 15 % от прибыли вместо выплачиваемых ранее ЕСН, налога на прибыль, НДС, налога на имущество и налога с продаж. В [[2004 год]]у был отменён [[налог с продаж в России|налог с продаж]], однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций. Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения [[налоговое администрирование|налогового администрирования]]. Так, в 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьёзные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчётности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьёзные препятствия для ведения малого бизнеса. Вследствие снижения налоговой нагрузки на население и предприятия значительно улучшилась собираемость налогов, а объем налоговых поступлений в 2001—2002 годах вырос приблизительно на 5 % ВВП. Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы