Редактирование История авиации (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Эпоха реактивной авиации == В середине 1940-х годов началось становление первого поколения реактивной дозвуковой авиации, основным типом авиационного двигателя стал газотурбинный двигатель (ГТД). Уже начиная с конца войны появились первые реактивные истребители, поступившие на вооружение: германские Ме-163В «Швальбе» (поступил на вооружение в 1944), — одноместный истребитель с жидкостным реактивным двигателем (ЖРД), Ме262 (1944) с турбореактивным двигателем (ТРД), He.162 (1945); британские «Метеор» (1944), «Вампир» (Де Хэвилленд, 1945), «Веном» (Де Хэвилленд, 1952); американские F-80 (1945) и F-84 (1947); советские МиГ-9 (1946) и Як-15 (1946), французский MD.450 «Ураган» (Дассо) (1952). Скорость самолётов достигала 840—1000 км/ч на высотах от 3000 до 9000 м.<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451 Авиация]</ref> Они были оснащены стрелково-пушечным авиационным вооружением, на подкрыльевых пилонах могли нести авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты, подвесные топливные баки массой до 1000 кг. РЛС устанавливались только на ночные/всепогодные истребители. Характерная особенность этих самолётов — прямое крыло планёра. Самолёты, относящиеся ко 2-му поколению дозвуковой А., создавались в кон. 1940-х — нач. 1950-х гг. Наиболее известные из них: советские МиГ-15 (1949) и МиГ-17 (1951), американский F-86 (1949), французские MD.452 «Мистер»-II (Дассо, 1952) и MD.454 «Мистер»-IV (Дассо, 1953) и британский «Хантер» (Хокер, 1954). Истребители 2-го поколения имели высокую дозвуковую скорость. Вооружение и оборудование осталось без изменения.<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451 Авиация]</ref> Устанавливаемые на самолётах турбореактивные двигатели (разновидность ГТД) в сочетании со стреловидными и треугольными крыльями самолёта, обеспечивающими меньшее аэродинамическое сопротивление, позволили сначала освоить околозвуковые скорости полёта, а затем преодолеть звуковой барьер (см. Маха число) и достигнуть скорости 2000 км/ч и более (M>1). В СССР первыми серийными реактивными истребителями были МиГ-9 и Як-15 (1946). В октябре 1947 пилот Ч. Йегер на самолёте-ракете Белл X-1 превысил звуковой барьер. В декабре 1948 советский лётчик-испытатель О. В. Соколовский впервые достиг скорости звука на реактивном истребителе Ла-176 (была достигнута максимальная скорость 1105 км/ч). Первые сверхзвуковые истребители — F-100 (США, 1953) и МиГ-19 (СССР, 1954), в числе самолётов, преодолевших рубеж скорости 2000 км/ч, — истребители [[F-104]] (США), [[Су-7]] и [[МиГ-21]] (CCCР). Наряду с реактивными истребителями, началось строительство и реактивных (дальних и стратегических) бомбардировщиков, например, в США — В-47, В-52; в Великобритании — «Вэлиент», «Вулкан», «Виктор»; в СССР — Ту-16 (КБ А. Н. Туполева), М-4, 3М (КБ В. М. Мясищева).<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451 Авиация]</ref> В 1950-е гг. активно развивалась и гражданская А. У турбовинтовых пассажирских самолётов скорость полёта превысила 600 км/ч, у реактивных — 800 км/ч. Первые реактивные пассажирские самолёты — D.H.106 «Комета» (Великобритания, первый полёт 1949), Боинг 707 (США, 1954), Ту-104 (СССР, 1955; в сентябре 1956 советская авиакомпания «Аэрофлот» стала первой авиакомпанией в мире, которая осуществляла регулярные перевозки на реактивных самолётах), «Каравелла» (Франция, 1955).<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451 Авиация]</ref> К первым турбовинтовым пассажирским самолётам относят «Вайкаунт» (Великобритания, 1948), «Фоккер F.27» (Нидерланды, 1955), Ил-18, Ту-114, Ан-12 (СССР, 1957-58). В разработку газотурбинных (турбореактивных и турбовинтовых) двигателей первых поколений в СССР большой вклад внесли КБ А. М. Люльки, В. Я. Климова, А. А. Микулина (и его преемника С. К. Туманского), В. А. Добрынина, А. Г. Ивченко, Н. Д. Кузнецова, П. А. Соловьёва.<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451 Авиация]</ref> Успехи А. в 1950-60-х гг. во многом обусловлены фундаментальными исследованиями советских учёных (М. В. Келдыша, С. А. Христиановича, А. А. Дородницына, В. В. Струминского, Г. П. Свищёва, Г. С. Бюшгенса, Б. С. Стечкина, Г. И. Петрова, А. И. Макаревского, С. Т. Кишкина, А. Ф. Белова и многих др.) в области аэродинамики, устойчивости и управляемости ЛА, газодинамики воздушно-реактивных двигателей, новых конструкционных материалов, прочности авиационных конструкций, флаттера. В 1960-х гг. в связи с увеличением мощностей двигателей в дозвуковых реактивных самолётах возникла необходимость решения задач по снижению шума летательных аппаратов до уровней, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность людей, работоспособность систем и оборудования. Это привело к интенсивному развитию самостоятельного раздела науки — авиационной акустики.<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451 Авиация]</ref> В 1950-х гг. началось серийное производство вертолётов, нашедших широкое применение в гражданской и военной авиации. В 1946 получил сертификат лётной годности вертолёт Белл 47 (США). В СССР первыми серийными вертолётами стали Ми-1, Ми-4, Ми-6 (КБ М. Л. Миля), Ка-15 и Ка-18 (КБ Н. И. Камова).<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451 Авиация]</ref> [[Изображение:Su-27.jpg|thumb|400px|right|Истребитель [[Су-27]]]] В 1960-70-х гг. А. развивалась в направлении улучшения лётно-технических характеристик самолётов и вертолётов, а также разработки ЛА новых типов. Первым серийным боевым самолётом, скорость которого достигла 3000 км/ч, стал [[МиГ-25]] (СССР, 1964). Некоторые сверхзвуковые боевые самолёты строили с изменяемой в полёте стреловидностью крыла для получения оптимальных аэродинамических характеристик в широком диапазоне изменения скорости полёта. Первыми серийными самолётами такого типа стали истребитель-бомбардировщик F-111 (США, 1964) и истребитель МиГ-23 (1967). Стремление расширить возможности базирования боевой авиации предопределило создание самолётов вертикального взлёта и посадки «Харриер» (Великобритания, 1966) и Як-38 (1970). Турбореактивные двигатели обеспечили истребителям тяговооружённость (отношение тяги двигателей к взлётному весу ЛА) более 1, повысив их манёвренные характеристики. Такая высокая тяговооружённость характерна и для самолётов с обычным взлётом и посадкой и реализована при создании самолётов F-14 и F-15 (США), а также отечественных [[Су-27]] и [[МиГ-29]]. В 1967 пилот У. Найт на экспериментальном самолёте-ракетоплане X-15 (США), оснащённом ракетными двигателями, установил рекорд скорости в 6,7 М (7 273 км/ч). Высота полёта до 107 км. Это был первый и в течение 40 лет единственный в истории пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат-самолёт, совершавший суборбитальные пилотируемые космические полёты. В 2004 на экспериментальном беспилотном аппарате X-43A установлен новый рекорд скорости самолёта в 11230 км/час.<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451 Авиация]</ref> Родоначальником самолётов большой грузоподъёмности стал широкофюзеляжный (с диаметром фюзеляжа 6 м) Ан-22 «Антей» (О. К. Антонова), рассчитанный на перевозку 60 т груза (в рекордном полёте поднял св. 100 т). 9.2.1969 совершил свой полёт первый в мире дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолёт Боинг 747 (до появления A380 самый большой, тяжёлый и вместительный авиалайнер), который и сегодня один из распространённых пассажирских самолётов. К 1-му поколению широкофюзеляжных самолётов относятся также DC-10, L-1011 (США), А300 (западно-европейского консорциума «Airbus Industrie»), Ил-86 (СССР). Значительная вместимость широкофюзеляжных самолётов (до 400 чел. и более) позволяет снизить перегруженность крупных аэропортов и повысить рентабельность авиаперевозок. 31.12.1968 [на два месяца раньше взлёта аналогичного сверхзвукового британско-французского самолёта «Конкорд» (франц. concorde — согласие)], состоялся первый полёт советского сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 (его выполнил испытатель ОКБ А. Н. Туполева Э. В. Елян); Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер (5.6.1969) на высоте 11 000 м. Следующий рубеж (ок. 2 Маха) самолёт преодолел 25.5.1970, совершив полёт на высоте 16300 м со скоростью 2150 км/ч. Для высокоскоростного обслуживания отдельных маршрутов Великобританией и Францией совместно создан сверхзвуковой пассажирский самолёт «Конкорд», эксплуатировавшийся в 1976—2003. Разрабатывавшийся в СССР сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 находился в опытной эксплуатации в 1977-78. Первым в СССР транспортным самолётом укороченного взлёта и посадки стал Ан-72 (1977). Самостоятельную нишу в авиастроении составили гидросамолёты и амфибии, например Бе-200, Бе-103, А-40.<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451 Авиация]</ref> [[Изображение:Iak-130.jpg|thumb|400px|right|Учебно-боевой самолёт [[Як-130]]]] Продолжалось совершенствование винтокрылых машин. Не имел себе равных по грузоподъёмности опытный вертолёт [[Ми-12]] (расчётная нагрузка 25 т, рекордная — более 40 т), совершивший первый полёт в 1967. Среди серийных вертолётов по грузоподъёмности лучшим был [[Ми-26]] (20 т). На экспериментальном винтокрыле [[Ка-22]] установлено 8 мировых рекордов. Созданы специализированные боевые вертолёты [[АН-1]] (США), [[К-25]] (СССР). В 1982 первый полёт совершил советский/российский одноместный ударный вертолёт Ка-50 (известен как «Чёрная акула»; начало эксплуатации с 1995), предназначенный для поражения бронетанковой и механизированной техники, воздушных целей и живой силы на поле боя. Его дальнейшим развитием стал российский разведывательно-ударный вертолёт нового поколения Ка-52 «Аллигатор» (первый полёт в 1997, начало эксплуатации с 2011). Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. В СССР новые руководители ведущих конструкторских коллективов успешно продолжили творческие традиции отечественной школы авиастроения (Г. В. Новожилов, Р. А. Беляков, А. А. Туполев, а в последующие 1980-е гг. — М. П. Симонов, М. Н. Тищенко, С. В. Михеев, С. П. Изотов, В. А. Лотарев, М. А. Погосян, В. М. Чепкин, А. А. Саркисов и др. конструкторы). С 1980-х гг. в СССР продолжились работы по созданию и доводке новых ЛА и усовершенствованию модификаций существующих самолётов и вертолётов, в том числе пассажирских самолётов Ил-96-300, Ил-114, Ту-204, Ту-214, Ту-334, грузового самолёта Ил-96Т, многоцелевого самолёта-амфибии Бе-200 (КБ им. Г. М. Бериева), транспортного вертолёта Ка-60, всепогодных боевых вертолётов Ка-52 и Ми-28Н, истребителей [[Су-30]], [[Су-32]], [[Су-35]], [[МиГ-29СМТ]], учебно-боевых самолётов [[Як-130]] и [[МиГ-АТ]]. С 1993 в г. Жуковский регулярно (по нечётным годам) стал проводиться [[Международный авиационно-космический салон]] (МАКС), где демонстрируются новейшие достижения в области авиационной науки и техники. В 1981—2003 практически во всех классах ЛА создавались усовершенствованные образцы нового поколения. Радикально повысилась грузоподъёмность транспортных ЛА, в КБ Антонова созданы самолёты Ан-124 «Руслан» (с грузоподъёмностью 150 т) и Ан-225 «Мрия» (250 т). В США разработан транспортный самолёт V-22 конвертируемой (преобразуемой) схемы — с поворотными в полёте воздушными винтами (со взлётом и посадкой «по-вертолётному»). В 1988-90 на самолёте Ту-155 проведены первые в мировой практике эксперименты по применению криогенного топлива (жидких водорода и метана). В 1986 первый беспосадочный кругосветный перелёт без дозаправки топливом в полёте совершили на экспериментальном самолёте «Вояджер» Д. Рутан и Дж. Йигер (США). Для преодоления систем противовоздушной обороны некоторые образцы боевых самолётов начали изготавливать с использованием техники «Стелс», делая их малозаметными для наземных радиолокационных станций. Первыми такими самолётами стали истребитель F-117 и стратегический бомбардировщик В-2 (США). В 1997 в России в ОКБ П. О. Сухого создан самолёт с крылом обратной стреловидности [[Су-47]] «Беркут» — прототип истребителя 5-го поколения, способного сохранять устойчивость и управляемость на больших углах атаки, вести всеракурсный обстрел в ближнем воздушном бою, а также многоканальную ракетную стрельбу на большой дальности. Для изучения атмосферы и др. научных исследований, ведения разведывательных и военных действий в США, России, Израиле и др. странах применяют беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и беспилотные дистанционно-пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА), в которых силовые установки используют двигатели внутреннего сгорания, турбореактивные двигатели, а также солнечную энергию (электроэнергия, вырабатываемая солнечными батареями, служила для привода воздушных винтов). Достижения авиационной техники во многом способствовали становлению космонавтики. Сочетание достоинств авиационной и космической техники находит воплощение в пилотируемых транспортных космических кораблях многоразового использования, первыми представителями которых были в 1980-х гг. «[[Спейс шаттл]]» (США) и «[[Буран]]» (СССР).<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451 Авиация]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы