Редактирование Реформы в России в 2000-х годах (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Военная реформа === {{main|Военная реформа в России в 2000-х годах}} Вступление в должность нового [[президент России|президента России]] — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Владимира Путина сказалось на замысле и дальнейшем осуществлении военной реформы. [[4 февраля]] [[2000 год]]а [[Совет безопасности РФ|Совет безопасности]] утвердил российскую [[военная доктрина|военную доктрину]]. Её появление объяснялось новыми угрозами, с которыми столкнулась Россия и на которые было необходимо адекватно реагировать, в частности, события на [[Северный Кавказ|Северном Кавказе]], расширение [[НАТО]] на восток и новая военная концепция Североатлантического альянса. [[18 апреля]] 2002 года В.Путин выступил с [[послание президента России Федеральному собранию (2002)|посланием Федеральному собранию]], затронув тему военной реформы. Военная реформа необходима, и здесь нельзя медлить. Но и суетиться тоже не следует. В.Путин пообещал, что уже в 2002 году начнутся эксперименты в отдельных воинских частях, после чего можно будет «понять, как комплектовать армию и флот на контрактной основе». Перевод службы на контрактную основу остается для правительства «главной целью в данной области», а до этого требуется принять решение о сокращении срока службы по призыву. Сокращение срока, по словам В.Путина, должно быть значительным, однако когда это может произойти и на сколько сократят призыв, сказано не было. В середине сентября 2002 г. начал осуществляться эксперимент по переводу 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии на контрактную основу. В 2003 году Владимир Путин потребовал к 2008 году сократить срок службы по призыву до года и к 2009 году укомплектовать части постоянной готовности, внутренние и погранвойска контрактниками. В 2004 году он провозгласил начало массового перевооружения, а в 2006 году заверил, что численность армии ниже 1 млн человек не сократится. В послании 2007 года он потребовал к 2010 году обеспечить всех военных жильем.<ref>http://www.kommersant.ru/doc/762878</ref> [[15 февраля]] 2007 года Путин назначил министром обороны России [[Анатолий Сердюков|А. Э. Сердюкова]]. Его назначение вызвало тогда весьма противоречивую реакцию в армейских рядах: многих удивил тот факт, что налоговик с коммерческим прошлым возглавил военное ведомство. Однако вскоре стало понятно, что Сердюков де-факто получил карт-бланш на выполнение важной задачи. Ему предстояло положить начало созданию принципиально новых вооружённых сил, сломав при этом в армии всё старое и давно никому не нужное. Изменения начались не сразу. Сердюкову требовалось время, чтобы понять, что ему досталось в наследство от предшественников. Требовалось время и для того, чтобы сформировать свою команду и свой аппарат и наладить отношения с военными.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> В июне 2008 года начальника Генштаба генерала [[Юрий Балуевский|Юрия Балуевского]] сменил генерал [[Николай Макаров|Н. Е. Макаров]], успевший в своё время покомандовать [[Сибирский военный округ|Сибирским военным округом]]. С того момента именно на нём лежала основная ответственность за военную составляющую, поскольку новый гражданский министр обороны едва ли мог до конца осознать все её тонкости. В результате проведённого под его руководством анализа реформирования армий ведущих стран мира были выработаны основные положения военной реформы для России.<ref>[http://lenta.ru/lib/14172607/ Макаров, Николай Егорович]</ref><ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> Осенью 2008 года было объявлено о начале создания нового облика российской армии. Военная реформа предусматривает перевод военной структуры с четырехзвенной системы управления (военный округ — армия — дивизия — полк) на трехзвенную (округ — оперативное командование — бригада), реорганизацию органов центрального военного управления, сокращение офицерского состава, ликвидацию института прапорщиков и мичманов и другие меры. В рамках реформы будут расформированы ряд воинских частей и вузов. К 2012 году Вооруженные силы планируется сократить с 1,13 миллиона до 1 миллиона военнослужащих, центральный аппарат военного ведомства — в 2.5 раза — до 8,5 тысячи человек, а количество офицерских должностей в армии и флоте — с нынешних 355 тысяч до 150 тысяч.<ref>http://ria.ru/defense_safety/20090930/186995919.html</ref> Изменения затронули практически все элементы вооружённых сил. В ускоренном режиме было начато сокращение их численности до 1 млн человек, но все соединения и воинские части были переведены в категорию постоянной готовности и по состоянию на начало 2012 года почти полностью укомплектованы. Одновременно началась оптимизация офицерского корпуса: из 355 тыс. офицеров, составлявших до этого 34 % от общей численности военнослужащих, было оставлено примерно 150 тыс. человек. ''«В результате осталось то количество офицеров, которое реально было необходимо для руководства,''— сказал источник журнала „Власть“ в Генштабе.— ''По мере поступления новых видов техники их количество может возрасти»''. Полностью были исключены институты [[мичман]]ов и [[прапорщик]]ов, состоявших по большей части на хозяйственных должностях: их обязанности были перераспределены между гражданскими специалистами и контрактниками. В 2012 году говорилось, что контрактников в течение последующих пяти лет должно стать уже 425 тыс. человек, что позволит безболезненно укомплектовать армию с учётом того, что срок срочной службы в рамках реформы был сокращён до одного года. Старая система, согласно которой существовали параллельные части, комплектуемые исключительно из числа срочников или только из числа контрактников, была упразднена.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> Не осталось в стороне и образование: к 2013 году 71 военный вуз должен быть трансформирован в десять системных учреждений: надобности в тысячах выпускаемых младших офицерах не было, и сразу после окончания учебы большинство из них уходили на гражданку.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> Совершенно иначе было выстроено военно-административное деление. Вместо шести военных округов были образованы четыре укрупненных: [[Западный военный округ|Западный]], [[Южный военный округ|Южный]], [[Центральный военный округ|Центральный]] и [[Восточный военный округ|Восточный]]. Основной причиной для этого стало несоответствие территориальных границ военных округов границам зон ПВО: на шесть округов приходилось четыре армии ВВС и ПВО. К тому же на стратегических направлениях отсутствовали органы, способные в критической ситуации объединить и взять на себя командование всеми видами и родами войск, находящихся на территории округа. В связи с этим Генштаб предложил новую, трёхзвенную систему управления: объединённое стратегическое командование—оперативное командование—бригада. Прежняя, шестиступенчатая система (через штабы армий, корпусов и дивизий) была упразднена.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> Изменилась структура видов и родов войск. Так, в сухопутных войсках была ликвидирована система кадрированных (не полностью укомплектованных, а ожидающих мобилизации населения) соединений, кроме того, все они были переведены на более компактную и мобильную бригадную основу. В ВВС были упразднены все армии, корпуса, дивизии и авиаполки, им на смену пришла система авиабаз, авиагрупп и эскадрилий со стоящими над ними командованиями. ''«Ранее авиация базировалась на 356 аэродромах, причём на некоторых исправных самолётов было лишь по нескольку единиц,''— рассказал собеседник журнала „Власть“ в Генштабе.— ''А средства на содержание каждого аэродрома выделялись почти одинаковые. В 2009 году у нас не было ни одного аэродрома, по-настоящему отвечавшего современным требованиям»''. Чтобы выйти из этого положения, в рамках реформы будет создано семь крупных авиабаз. Кроме того, 1 декабря 2011 года указом Дмитрия Медведева к несению боевой службы приступили новые войска воздушно-космической обороны, созданные на базе космических войск и командования ПВО Московского района. Основной целью их создания было объединение возможностей систем ПВО и ПРО, а также систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Отныне всё это замыкается на один центр управления. Воздушно-десантные войска реструктуризация затронула в меньшей степени, но они также стали иными. В частности, по «специализации» их соединения были разделены на парашютно-десантные и десантно-штурмовые. Если первые способны высаживаться в полном составе и с военной техникой парашютным способом, то вторые готовы к быстрой переброске в любое место любым транспортом и своим ходом, что целиком укладывается в концепцию мобильности сил. Не остался в стороне и флот. Береговые и сухопутные войска ВМФ были полностью развёрнуты в штаты, а силы флотов были включены в сформированные военные округа.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> При этом в результате реформы роль командований видами и родами войск в значительной степени снизилась, ведь многое из того, что раньше контролировалось исключительно главными штабами войск, отныне оказалось в командовании округов. Главкоматы же в полной мере сконцентрировались непосредственно на строительстве, боевой подготовке и развитии своего вида.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> Все функции, связанные с сервисным обслуживанием техники, содержанием военных городков, питанием, торгово-бытовым обслуживанием были переданы на аутсорсинг в ОАО «[[Оборонсервис]]».<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> Не миновали изменения и сам Генштаб. В ходе реформы для разделения его оперативных и административных функций были сформированы две сферы его деятельности: планирование применения и строительства вооруженных сил и планирование всестороннего обеспечения войск. В результате проведённых преобразований Генштаб освободился от ряда дублирующих функций, став полноценным органом стратегического планирования. Численность состава Главного оперативного управления в ходе реформы была сокращена на 40 %, а из восьми управлений Главного разведывательного управления осталось пять. Кроме того, по сведениям источников журнала «Власть» в военном ведомстве, с лета 2011 года за систему планирования закупок вооружений отвечает Генштаб, а не начальник вооружения вооружённых сил.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> Оказавшись на посту министра обороны, Сердюков практически сразу начал формировать свой аппарат — собирать свою команду «гражданских». При нём доля «невоенного» персонала в центральном аппарате Минобороны увеличилась с 16 % до 46 %. В основном Сердюков формировал состав из тех, с кем работал ещё в Федеральной налоговой службе (ФНС). Так, [[Татьяна Шевцова]] оказалась на должности заместителя министра и начала курировать строительство квартир для военнослужащих. [[Михаил Мокрецов]], бывший заместителем Сердюкова в ФНС, стал сначала начальником аппарата, а следом — заместителем министра, отвечавшим вплоть до своего увольнения за финансово-экономический блок. Налоговик Дмитрий Чушкин осуществляет информационно-технологическую поддержку военного ведомства, [[Сергей Хурсевич]] — возглавляет «Оборонсервис», [[Людмила Воробьева]] — отвечает за Рособоронзаказ, а [[Надежда Синикова]] — руководит Рособоронпоставкой. Таким образом, Сердюков выстроил принципиально новую структуру военного ведомства, в которой Генштаб отвечает за планирование применения армии, а центральный аппарат сосредоточивается, по сути, на бухгалтерской и финансовой составляющей. В высшем звене остались лишь те, чья специализация подразумевала наличие технической компетенции, например должности первого замминистра—начальника вооружения вооруженных сил. Кадрового генерала в этой сфере оставили только одного — замминистра Дмитрия Булгакова, отвечающего за тыл.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref> 20 марта 2012 года в Военной академии Генштаба состоялось заседание итоговой коллегии Министерства обороны, участие в котором в качестве верховного главнокомандующего принял Дмитрий Медведев. Выступая перед военными, он заявил, что реформа армии в России «практически завершена». Медведев сказал, что большинство частей и соединений готовы приступить к выполнению боевых задач в кратчайшие сроки, оптимизирован состав межвидовых группировок войск, а благодаря новой структуре округов повысилась эффективность планирования и управления их действиями.<ref>[http://kommersant.ru/doc/1901452 Штабные мучения][http://www.peeep.us/28d5df4a]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы