Редактирование Реформы в России в 2000-х годах (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Финансы === {{main|Финансовые реформы в России в 2000-х годах}} ==== Налоги ==== [[Изображение:OPLRF.png|thumb|400px|right|Объём обязательных платежей (без учёта влияния изменения мировых цен на нефть) в 2001—2005 годах, в % ВВП России]] [[Изображение:TTRRFNOV.png|thumb|400px|right|Совокупная налоговая ставка, уплачиваемая компаниями в России (в % коммерческой прибыли), в 2005—2011 годах, по данным Всемирного банка]] {{main|Налоговая реформа в России (2000-е годы)}} [[Налоговые реформы в России|Налоговая реформа]] является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в [[Россия|России]], начавшийся с [[2000 год]]а. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, упрощение налогообложения малого бизнеса, создание в стране прозрачной и эффективной налоговой системы, а также снижение участия в экономике государства. Упрощённая система налогообложения должна способствовать экономическому росту за счет малого предпринимательства и легализации бизнеса, а также росту налоговых поступлений в бюджет. Прежняя налоговая система была излишне запутанной и несовершенной, что приводило к утаиванию компаниями и частными лицами значительной части доходов, и, следовательно, к снижению налоговых поступлений в бюджет. В отношении населения с [[1 января]] 2001 года была введена «плоская» шкала по [[налог на доходы физических лиц в России|налогу на доходы физических лиц]] — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13 %. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». В 2001 году произошла полная отмена [[налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы|налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы]]. Был отменён [[налог на приобретение автомобилей]]. [[Единый социальный налог]] (ЕСН) заменил страховые взносы во [[внебюджетные фонды Российской Федерации|внебюджетные фонды]]. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжала оставаться высокой. В [[2002 год]]у была снижена ставка [[налог на прибыль в России|налога на прибыль предприятий]] до 24 % (в 2001 году она могла доходить до 35 %). [[Налог на добычу полезных ископаемых в России|Налог на добычу полезных ископаемых]] стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России. В 2002 г. радикально реформирована система ресурсных платежей в нефтедобыче: базой таких налогов вместо стоимости добытой нефти во внутренних ценах стала ее стоимость на мировых рынках. Одновременно была скорректирована шкала экспортных пошлин. Номинальный эффект реформы был не столь значителен: по сравнению с 2001 г. суммарные выплаты налогов типа роялти, экспортной пошлины на нефть и налога на прибыль в расчете на тонну добытой нефти оказались увеличены на 2, 3 и 4 долл. за тонну при мировых ценах 20, 25 и 30 долл. за баррель и снижена при мировых ценах ниже 18 долл. за баррель. Однако реформа кардинально облегчила администрирование ресурсных налогов, сделав невозможной их минимизацию с помощью трансфертных цен. В целом принятые меры значительно повысили налоговую нагрузку в нефтяном секторе.<ref>http://www.eeg.ru/downloads/PUBLICATIONS/SCIENTIFIC/2004_006.pdf</ref> Замена в [[2003 год]]у [[налог на пользователей автомобильных дорог|налога на пользователей автомобильных дорог]] и [[налог с владельцев транспортных средств|налога с владельцев транспортных средств]] на [[транспортный налог]], а также отмена [[налог на покупку валюты|налога на покупку валюты]] существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию. В сфере [[малый бизнем|малого бизнеса]] также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих [[упрощённая система налогообложения|упрощённую систему налогообложения]]. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. Теперь предприятия, имеющие численность персонала менее 100 человек и оборот менее 15 млн руб. в год смогут платить налоговые платежи в размере 6 % от оборота или 15 % от прибыли вместо выплачиваемых ранее ЕСН, налога на прибыль, НДС, налога на имущество и налога с продаж. В [[2004 год]]у был отменён [[налог с продаж в России|налог с продаж]], однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций. Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения [[налоговое администрирование|налогового администрирования]]. Так, в 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьёзные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчётности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьёзные препятствия для ведения малого бизнеса. Вследствие снижения налоговой нагрузки на население и предприятия значительно улучшилась собираемость налогов, а объем налоговых поступлений в 2001—2002 годах вырос приблизительно на 5 % ВВП. Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система. ==== Банки ==== {{main|Банковская реформа в России}} Задачей банковской реформы является создание эффективной банковской системы, которая сможет обеспечить нужды растущей экономики и развитие кредитно-денежной системы в стране. Действовавшая в стране банковская система была слаборазвитой и неэффективной, с низкой защищённостью прав вкладчиков. Кроме того, её отличала значительная доля госучастия и монопольное положение ряда банков. Как результат, доверие населения к банкам было низким, а сектора кредитных операций и частных вкладов — слаборазвитыми. В ходе осуществления реформы планируется достигнуть увеличения капитализации российских банков, повысить их открытость и прозрачность, а также — доверие к ним со стороны населения и компаний. Основными пунктами самой реформы должны стать либерализация рынка банковских акций, введение [[система гарантирования банковских вкладов в России|системы гарантирования банковских вкладов]], приватизация ряда российских банков, в том числе [[ВТБ]] и [[Сбербанк]]а, а также ужесточение требований к достаточности их капитала, реформирование банковского надзора, проведение тотальной проверки банков и перевод их финансовой отчетности на международные стандарты. В ходе реформы количество отечественных банков должно значительно сократиться (по разным оценкам, приблизительно в два раза в течение ближайших пяти лет). В рамках реформы с 2004 года должен быть осуществлён переход банков на международную отчётность, а с 2005 года — повышены требования к достаточности и размеру их капитала. Так, достаточность уставного капитала банков должна будет составлять не менее 10 %, а размер капитала — не менее 5 млн евро с 2005 года для вновь создаваемых банков, а с 2007 года — для всех банков без исключения. Кроме того, в июле 2002 года был принят в новой редакции закон о ЦБ, в соответствии с которым национальный банковский совет получил статус контрольного органа. На данный момент обсуждаются законопроекты о гарантировании банковских вкладов населения, реформировании банковского надзора и снижении ограничений на участие иностранных инвесторов в капитале российских банков. ==== Пенсии ==== {{main|Пенсионная реформа в России (2000-е годы)}} Пенсионная реформа в России началась в [[2002 год]]у с вступлением в силу Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». С началом пенсионной реформы структура будущей пенсии и сам подход к одной из важнейших социальных выплат изменился. Согласно новой пенсионной модели пенсионные отчисления делятся на три части: базовую, накопительную и страховую. Накопительная составляющая формируется за счёт части [[единый социальный налог|единого социального налога]] (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а её размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объёму накопленных на индивидуальном счете гражданина средств. Теперь часть пенсионных отчислений, которые должны ежемесячно производиться работодателем, то есть так называемая накопительная составляющая трудовой пенсии, поступает уже не в общий фонд, из которого раньше платились пенсии, а на индивидуальный лицевой пенсионный накопительный счет. Работник начинает заниматься пенсионными накоплениями одновременно с началом трудовой деятельности. Таким образом, в корне меняются взаимоотношения между работником и работодателем, поскольку размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в [[Пенсионный фонд РФ]], производимых работодателем; повышается как ответственность работников за обеспечение своей старости, так и ответственность работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. С [[1 января]] 2002 года каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, получает официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета, что позволяет ему отслеживать результаты накопительного финансирования пенсий — точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы. Пенсионер вправе самостоятельно распорядиться своими пенсионными накоплениями. Накопительная часть трудовой пенсии может остаться в ведении Пенсионного фонда РФ, а может быть передана в негосударственный пенсионный фонд, с которым нужно будет заключить договор обязательного пенсионного страхования. Негосударственный пенсионный фонд обязан передать поступившие к нему средства в управляющую компанию по своему выбору.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы