Редактирование Производство артиллерии в России в XX веке (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== РСЗО === {{main|Производство РСЗО в России в XX веке}} В годы Великой Отечественной войны реактивные снаряды, использовавшиеся для стрельбы из советских и германских пусковых установок, принципиально отличались друг от друга: советские снаряды стабилизировались в полёте хвостовым оперением, а германские снаряды были турбореактивными, то есть стабилизировались в полёте вращением вокруг продольной оси. Хвостовое оперение значительно упрощало конструкцию снарядов и позволяло изготавливать их на сравнительно несложном технологическом оборудовании, а для изготовления турбореактивных снарядов необходимы были [[прецизионные станки]] и высококвалифицированная рабочая сила. В годы войны это был один из основных факторов, сдерживавших развитие германской реактивной артиллерии.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> Другим отличием советских и германских реактивных установок был различный подход к выбору базового шасси. В СССР пусковые установки реактивной артиллерии рассматривались как средство ведения маневренных боевых действий. Таким требованиям удовлетворяли самоходные установки, позволявшие производить широкий манёвр частями реактивной артиллерии и быстро сосредотачивать их на важнейших направлениях для поражения противника массированным огнем. В СССР в качестве шасси использовались дешёвые грузовики, а в Германии — лёгкий колёсный лафет от противотанковой пушки или дефицитное шасси полугусеничного бронетранспортёра. Последнее сразу исключило возможность массового производства самоходных пусковых установок, так как в бронетранспортёрах остро нуждались их основные потребители — бронетанковые войска вермахта.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> ==== БМ-13 ==== В 1939—1941 годах [[И. И. Гвай]], [[В. Н. Галковский]], [[А. П. Павленко]], [[А. С. Попов]] и другие из [[РНИИ]] создали многозарядную пусковую установку (ПУ) [[МУ-1]], смонтированную на грузовом автомобиле [[ЗИС-5]]. С учётом проведённых испытаний они же разработали и новую установку [[МУ-2]] на базе грузового автомобиля повышенной проходимости [[ЗИС-6]]. После полигонных испытаний 21 июня 1941 года установку приняли на вооружение под названием «[[Боевая машина 13]]» ([[БМ-13]]). 21 июня 1941 года, за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, руководство СССР приняло решение о развёртывании серийного производства реактивных систем. 3 августа 1941 года на [[Ленинградский фронт|Ленинградском фронте]] был произведён первый залп батареи «Катюш» — артиллерийской реактивной установки. За годы Великой Отечественной войны промышленность выпустила более 10 тыс. единиц этого оружия.<ref>[http://www.eg.ru/daily/politics/48426/]</ref> Вследствие того, что производство пусковых установок БМ-13 разворачивалось экстренно на различных предприятиях, конструкция установки претерпевала изменения, обусловленные существующей на этих предприятиях технологией производства. В результате в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13. В связи с этим в 1943 году была принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка [[БМ-13Н]], в производстве которой удалось уменьшить трудоёмкость, время изготовления и стоимость. Вес артиллерийской части был снижен на 250 кг, стоимость — на 20 %.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_464-565_Chap8.pdf Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий]</ref> Установки залпового огня БМ-13 сочетали многозарядность, скорострельность и значительную массу боевого залпа с самоходностью и высокой подвижностью. Они стали эффективным средством борьбы с танками, а также при разрушении прочных оборонительных и других инженерных сооружений. Следует отметить, что ни в одной армии, принимавшей участие во Второй мировой войне, так и не было создано аналогичных конструкций для массового применения реактивных снарядов.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> Всего за годы Великой Отечественной войны советской промышленностью было выпущено 6,8 тыс. единиц БМ-13.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_464-565_Chap8.pdf Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий]</ref> ==== БМ-8 ==== В августе 1941 года была принята на вооружение пусковая установка [[БМ-8-36]] для 82-мм реактивных снарядов.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_464-565_Chap8.pdf Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий]</ref> Летом 1942 года в советские войска стала поступать 48-зарядная пусковая установка [[БМ-8-48]], спроектированная конструкторской группой [[В. М. Васильев]]а, в которой были применены два пакета направляющих типа «Балка». В качестве шасси предполагалось использовать автомобиль ЗИС-6, но поскольку их выпуск был прекращен, использовали поставляемые в СССР по ленд-лизу автомобили «Студебеккер», «Форд Мармон» и другие.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_464-565_Chap8.pdf Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий]</ref> Всего за годы Великой Отечественной войны советской промышленностью было выпущено 2400 единиц БМ-8.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_464-565_Chap8.pdf Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий]</ref> ==== БМ-31 ==== В 1944 г. на вооружение поступили более мощные и высокоманевренные боевые машины БМ-31-12. БМ-31-12 отличалась использованием направляющих сотового типа. Для стрельбы применялись снаряды М-31 (получили прозвище «Андрюша»).<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_464-565_Chap8.pdf Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий]</ref> Всего за годы Великой Отечественной войны советской промышленностью было выпущено 1800 единиц БМ-31-12.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_464-565_Chap8.pdf Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий]</ref> ==== Смерч ==== В 1989 году на вооружение был принят второй вариант системы «Смерч» с боевой машиной 9А52-2 и транспортно-заряжающей машиной 9Т234-2.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы