Редактирование Пищевая промышленность России в 2000-х годах (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Состояние отрасли на 2006 год == В 2006 году отмечались следующие сильные стороны отрасли:<ref>[http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2006/2/04 Факторы конкурентоспособности] // ИНП РАН</ref> * Высокие темпы расширения и значительные масштабы рынков. Темпы прироста малонасыщенных, по сравнению со стандартами потребления в развитых странах, рынков составляют 10-15 % в год и более на протяжении последних пяти лет. Другой позитивный фактор — возможности импортозамещения, в том числе за счёт переноса производств иностранных компаний в Россию. Быстрый и устойчивый рост рынков и их большие масштабы являются существенными факторами инвестиционной привлекательности отрасли. * Наличие современных производственных мощностей (для значительной части производств). В среднем по отрасли за последние семь лет обновлено свыше половины производственных мощностей, что является рекордным уровнем среди всех крупных отраслей промышленности. В отдельных подотраслях (плодоовощная, пивоваренная, производство безалкогольных напитков, табачно-махорочная) практически все работающие мощности — новые. * Наличие крупных сильных компаний, включая иностранные. * Развитые вспомогательные производства (кластеры конкурентоспособности). В последние годы быстро развивались вспомогательные и обслуживающие производства (тара и упаковка, логистические и маркетинговые услуги), что обеспечивает дополнительную устойчивость конкурентных позиций работающих в России компаний. Слабые стороны:<ref>[http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2006/2/04 Факторы конкурентоспособности] // ИНП РАН</ref> * Несовершенство механизма государственного регулирования АПК (таможенные пошлины, квотирование, интервенции). Данный вопрос наиболее актуален для рынков зерна, мяса, сахара. Государственное регулирование пока не обеспечивает должной устойчивости рынков и формирования эффективных стимулов у производителей и переработчиков сырья, хотя прогресс в этом вопросе присутствует. * Дефицит отдельных видов сырья (особенно актуален для мясо-молочной промышленности). * Мощный протекционизм на рынках развитых стран, затрудняющий реализацию экспортного потенциала. Рынки продукции АПК в развитых странах являются одними из самых закрытых, активно применяется комплекс инструментов — субсидирование, регулирование цен, торговые барьеры, налоговые льготы. По оценкам Института сельского хозяйства и торговой политики (IATP), себестоимость производства массовых сельхозпродуктов в развитых странах на 25-40 % выше мировых цен (в Европе — до 50 %). Отмена субсидирования и торговых барьеров обеспечила бы рост сельхозпроизводства в развивающихся странах на 30 %. * На ряде рынков — низкие стимулы к модернизации. Отдельные крупные рынки в силу естественных причин практически не растут, а производители не конкурируют с импортом (неторгуемые товары). результат — низкие стимулы к модернизации (особенно при высокой концентрации производства). Это относится к хлебопекарной и мукомольно-крупяной промышленности, ряду сырьевых пищевых производств: крахмалопаточному, дрожжевому, соляному и др.). Возможности:<ref>[http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2006/2/04 Факторы конкурентоспособности] // ИНП РАН</ref> * Дальнейшее расширение внутреннего рынка по мере увеличения платежеспособного потребительского спроса. В рамках долгосрочного прогноза развития экономики России темпы прироста спроса на продовольственные товары оцениваются в 4-5 % в год до 2010 г., в 3-4 % — в 2010—2015 гг. * Экспансия внешнего рынка. Освоение зернового экспорта, а также ряда нишевых товаров, прежде всего, «натуральных» продуктов (green products) Угрозы:<ref>[http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2006/2/04 Факторы конкурентоспособности] // ИНП РАН</ref> * Усиление давления на производителей торговых сетей, обусловливающее снижение прибыли товаропроизводителей. Согласно результатам опроса, произведенного консалтинговой фирмой «Эрнст энд Янг» (обзор пищевой отрасли России, 2004 г.), «доминирующее влияние ритейлеров» указана как одна из основных трудностей для компаний на большинстве рынков продуктов питания. * Замедленное развитие сырьевой базы (сельского хозяйства). * Открытие внутренних рынков продукции АПК в условиях неотлаженных механизмов регулирования рынков.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы