Редактирование Мордва (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Устное творчество == В некоторых музыкально-поэтических жанрах сохранились архаичные короткие формульные напевы небольшого диапазона с незакреплёнными текстами, силлабический тип пения, аллитерации, метафоры и другие особенности, общие для творчества финно-угорских народов. Отразились связи с тюркским (ангемитонная пентатоника наряду с другими звукорядами) и русским (некоторые виды многоголосия) фольклором.<ref>[https://bigenc.ru/c/mordva-0b88d0]</ref> В одиночку поются или речитируются старинные свадебные и похоронные причитания, свадебные благопожелания, колыбельные и детские игровые песни — как стилистически ранние, так и поздние. Коллективно, большая часть многоголосно, исполняются долгие эпические и лирические песни (кувака морот), календарные песни (мокшанское сокаень-видиень морот, эрзянское сокицянь-видицянь морот) — колядки, масленичные песни-диалоги с птицами, песни закликания дождя, а также значительная часть свадебных песен (мокшанское свадьбань морот, эрзянское чиямонь морот); им свойственно разнообразие исполнительских манер.<ref>[https://bigenc.ru/c/mordva-0b88d0]</ref> Виды многоголосия: гетерофония (в календарных и некоторых семейно-обрядовых песнях), 2-голосие с косвенным движением голосов (в пантомимно-плясовых песнях свадебного обряда), мелодически развитое бурдонное 2-4-голосие (в лирических и эпических песнях, в инструментальной музыке).<ref>[https://bigenc.ru/c/mordva-0b88d0]</ref> Инструментальные наигрыши — одиночные и коллективные: охотничьи сигналы (шумовые и мелодические — трубные); обрядовые наигрыши, связанные с культами животных, птиц, деревьев (среди них: овтонь киштемат — «пляски медведя», нармонь киштемат — «пляски птиц»), наигрыши пазморот, сопровождавшие моления (озксы), посвящённые культам воды и священных деревьев («Пяшеня» — «Липонька» и др.); необрядовые наигрыши ваныцянь морот (протяжные «песни пастуха», импровизируются на нюди), одонь морот («песни молодёжи», исполняются во время круговых игр, на посиделках и др.). В современном быту распространены наигрыши, заимствованные у русских, татар, чувашей.<ref>[https://bigenc.ru/c/mordva-0b88d0]</ref> Основные традиционные музыкальные инструменты: аэрофоны — продольные флейты (мокшанское вяшкома, эрзянское вешкема), парный язычковый с одинарной тростью (нюди), волынки (мокшанское фам, эрзянское пувамо), трубы (деревянная натуральная труба торама/дорама; рог сюро); идиофоны — трещотки (кальдердема/калдоргофнема), ксилофон с 3-6 брусками (кальхциямат/кальцяемат), колотушка (чавома/шавома), било (баяга/пайге), подковообразный металлический варган (диннема/цингорямя; сохранился у мордвы-каратаев), ритуальные металлические колокольчики; хордофоны — однострунный басовый смычковый с пузырём в качестве резонатора (гайдяма/гайтияма), щипковый лютневидный (кайга/гарзи). Распространены также заимствованные инструменты: скрипка, балалайка, гармоника.<ref>[https://bigenc.ru/c/mordva-0b88d0]</ref> [[Категория:Народы]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы