Редактирование Исламский фундаментализм (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== [[Вторжение боевиков в Дагестан (1999)]] === Поздней весной 1999 года [[Конгресс народов Ичкерии и Дагестана]], организация, созданная летом 1997 года «Джамаатом» и рядом других экстремистских партий и групп, провозгласила Ш.Басаева амиром [[Армия освобождения Северного Кавказа|Армии освобождения Северного Кавказа]], его первым заместителем стал Хаттаб. С конца мая 1999 года и в течение июля столкновения на дагестано-чеченской границе происходили почти ежедневно. Радикалы пытались найти в ней слабое место, чтобы начать вторжение в Дагестан. В конце концов такое место было найдено — [[Ботлихский район]], где часть аварского населения (сёла общества [[Технуцал]]) оказала содействие муджахедам, которые в первой половине августа 1999 года заняли ряд сёл Ботлихского района, провозгласив там Исламскую Республику Дагестан. Премьер-министром исламского правительства был назначен С.Рамазанов, родственник покойного А.Ахтаева. Большинство населения района отнеслось к силам вторжения враждебно. Андийцы, у которых с чеченцами издавна происходят столкновения по поводу летних горных пастбищ, закрыли для прохода «муджахедов» четыре горных перевала, важнейшими из которых являются [[Харами]] и [[Риквани]]. «Муджахедам» не удалось даже взять [[Ботлих]], стратегический пункт, открывающий путь в долину [[Андийское Койсу|Андийского Койсу]]. Большинством местных жителей «джихад» со стороны Чечни был воспринят как явная чеченская агрессия, а в её отражении активно участвовали не только федеральные силы, но и местные ополченцы. Жители четырех андийских сел ([[Анди]], [[Гагатль]], [[Риквани]] и [[Ашали]]) на сельских сходах приняли решение о сопротивлении радикалам. Это объяснялось приверженностью андийцев традиционному суфийскому исламу и их органическим неприятием «ваххабизма». Женщины в Ботлихе кормили российских солдат как собственных детей. Такого никогда не было и не могло быть во время первой войны в Чечне. «Муджахеды» потерпели поражение и вынуждены были отступить в Чечню. В основном это были дагестанские «ваххабиты», члены «Джамаата». Воодушевлённые успехом федеральные и дагестанские власти организовали спецоперацию против «ваххабитской республики» в сёлах Карамахи и Чабанмахи. Операция началась в ночь на [[29 августа]] 1999 года. В результате двухнедельной осады оба сёла были взяты, но костяк оборонявшихся во главе с [[Джарулла Раджбаддинов|Джаруллой Раджбаддиновым]] вышел из окружения в окрестные леса. Вскоре после окончания акции сёла Карамахи и Чабанмахи посетила группа людей из организации «Мемориал». Один из них, А.Соколов, в своем отчете об итогах поездки отмечал, что «сторонников „ваххабизма“ в этих давно уже зажиточных сёлах было около 10-20 процентов, остальные придерживались традиционного ислама. Эти люди оказались беззащитными перед настойчивостью религиозных экстремистов, объединённых в одну организацию и готовых на насилие ради буквальной реализации религиозных догм». Анализируя деятельность «Джамаата» в Карамахи и Чабанмахи, А.Соколов писал: «В результате к лету 1999 года „ваххабиты“ стали полностью контролировать жизнь этих двух сел. Организованный „ваххабитами“ шариатский суд стал наказывать палками не только за употребление спиртных напитков, но и за участие в антиваххабитских мероприятиях в столице республики. И тот же шариатский суд, видимо из религиозной целесообразности, приговорил человека, близкого к руководству „ваххабитов“, лишь к 10-летнему изгнанию из села за бытовое убийство». В начале сентября 1999 года, чтобы поддержать «Джамаат» в селах Карамахи и Чабанмахи, Ш.Басаев и Хаттаб [[Нападение боевиков на Новолакский район Дагестана (1999)|вторглись в Новолакский район Дагестана]]. Их отряды ехали на «[[КамАЗ]]ах» по шоссе в сторону [[Хасавюрт]]а и были остановлены лишь в пяти километрах от города. Если бы они ворвались в Хасавюрт, ситуация в Дагестане могла бы стать критической, в эти дни вокруг Махачкалы уже начали рыть оборонительные окопы. В Хасавюрте «муджахеды» вполне могли бы рассчитывать на поддержку чеченцев-аккинцев, составляющих свыше трети населения города. Судя по ряду признаков, в составе отрядов, вторгшихся в Новолакский район, преобладали чеченцы. В результате попытка начать «джихад» в Дагестане была воспринята как агрессия, организованная экстремистскими кругами Чечни. Идея «джихада», или «газавата», как он обычно назывался на Северном Кавказе, распространена в Дагестане более всего среди аварцев, но также у даргинцев, лакцев, чеченцев-аккинцев. Попытка Ш.Басаева организовать и возглавить «газават» не удалась, в частности, по причинам национального характера. Все предыдущие пять верховных имамов Дагестана, самым известным из которых был знаменитый имам Шамиль, были аварцами. Аварцы в принципе не допускают мысли, что очередным имамом может стать чеченец, а именно на эту роль в какой-то мере претендовал Ш.Басаев. Не случайно перед началом «джихада» его окружение стало распространять слухи о наличии у него аварских предков. В глазах дагестанцев тот факт, что во главе джихада стал чеченец, по сути дела, лишал идею имамата и «исламского государства» привлекательности и дегероизировал её. Провал «джихада» в Нагорном Дагестане показал, что в настоящий момент дагестанское население в целом не принимает радикального исламского фундаментализма. Вместе с тем фундаментализм как таковой, дающий ясные и упрощенные ответы на запросы религиозного сознания, остаётся по-прежнему привлекательным для мусульманской молодежи.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы