Редактирование Гнёздово (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Население поселений == Не вызывает сомнения полиэтничность населения, оставившего Гнёздовский археологический комплекс. Уже один из первых исследователей курганов В. И. Сизов утверждал, что население здесь было разноплеменным, но доминировали кривичи. О последнем свидетельствуют и абсолютное тождество многих курганов Гнездова и синхронных достоверно кривичских погребальных насыпей Смоленского Поднепровья, и распространенность в Гнездовских курганах исключительно славянской глиняной посуды. Смоленские кривичи, согласно археологическим данным, сформировались в условиях ассимиляции местного балтского населения, поэтому вполне объяснимы балтские культурные особенности, выявляемые в некоторых Гнездовских курганах. Не исключено, что среди захоронений есть и собственно балтские, так как в IX—X вв. процесс славянизации аборигенов еще не был завершён. Среди населения Гнездова имелись также славянские переселенцы из Дунайского региона.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> Отчетливо выявляется и участие скандинавского этнического компонента в генезисе населения Гнездова. Скандинавским ритуалом было погребение умершего в ладье, помещение железной гривны с молоточками Тора на остатки погребального костра или на урну с остатками трупосожжения, а также захоронение в убранстве с парой скорлупообразных фибул. Согласно Д. А. Авдусину, среди девятисот пятидесяти курганных погребений, раскопанных в Гнездове, надежно скандинавскими можно считать примерно пятьдесят.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> Элементы разноэтничности гнездовского населения выявляются в основном в курганах двух первых стадий. Постепенно культурные различия нивелируются. Это довольно отчетливо наблюдается по стиранию норманнских этнических признаков в больших курганах. Наиболее ранние такие курганы характеризуются трупосожжением в ладьях, ориентировкой их по линии север — юг, железными гривнами с молоточками Тора и набором скандинавских фибул. На следующей стадии от норманнского обряда в больших курганах остаются сожжение в ладье и набор женских украшений. Ориентированы эти захоронения уже с запада на восток. На поздней стадии сожжение в ладье становится не обязательным, господствует широтная ориентировка, скандинавские украшения отсутствуют.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> Согласно изысканиям В. А. Булкина, во второй половине X в. обряд трупосожжения в ладье из этнического (скандинавского) превращается в социальный — он становится привилегией верхнего слоя гнездовского населения и не зависит от племенного происхождения погребенных. Параллельно протекал процесс смешения разноэтнических признаков и в обрядности, и в погребальных инвентарях, получают распространение так называемые вещи-гибриды, сочетающие в себе скандинавские и местные элементы. Все это делает неразличимыми индивидуальные племенные черты погребенных в курганах. Формируется единое древнерусское дружинное сословие.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы