Редактирование Административная реформа в России (с 2002) (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Первый этап реформы (2003—2005 годы) === {{main|Первый этап административной реформы в России (2003-2005 годы)}} После [[Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2002 году|Послания Президента России Федеральному Собранию в 2002 году]] подготовительный, концептуальный этап подготовки административной реформы перешёл в начальный этап её реализации.<ref>http://ar.economy.gov.ru/common/img/uploaded/cdocument/TestAdmreforma_v1_2008_05_26.doc</ref> В [[2003]]—[[2005]] годах были приняты важные решения по реализации административной реформы.<ref>http://www.ar.gov.ru/ru/about/el_russia/documents/?id20=745&i20=5</ref> На этой стадии реформы основными целями назывались анализ системы функций органов управления с дальнейшей ликвидацией избыточных и дублирующих, а также реорганизация высшего эшелона федеральных органов исполнительной власти.<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87729</ref> В [[Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2003 году|Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2003 году]] в качестве основного препятствия [[экономические реформы в России|экономическим реформам]] названа недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти. Приоритетной задачей развития государственного управления на 2003 год называлось радикальное сокращение функций государственных органов, а также необходимость формирования эффективно работающего механизма разрешения споров между гражданином и государством за счёт совершенствования административных процедур и судебных механизмов. [[23 июля]] 2003 года был подписан указ президента России В. В. Путина № 824 «[[О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах]]». Этот указ определил следующие приоритетные направления административной реформы, «направленной на повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и создание благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов»:<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87728</ref> * ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; * исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; * развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; * организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и представления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам; * завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов исполнительной власти. Решение указанных задач было возложено на [[Правительственная комиссия по проведению административной реформы|Правительственную комиссию по проведению административной реформы]], образованную постановлением [[Правительство России|Правительства Российской Федерации]] от [[31 июля]] 2003 года № 451. С августа 2003 года комиссия Правительства РФ по проведению административной реформы приступила к анализу функций федеральных органов исполнительной власти, в том числе на предмет их избыточности и дублирования. Было проанализировано 5634 функции, из них признано избыточными 1468, дублирующими — 263, требующими изменения — 868. Таким образом, более 30 % функций федеральных органов исполнительной власти следовало сократить, а из оставшейся части более 20 % — пересмотреть и уточнить. Работа по инвентаризации функций федеральных органов исполнительной власти стала практической предпосылкой для разработки их новой структуры.<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87728</ref> К 2004 году система федеральных органов исполнительной власти, возглавляемая Правительством РФ из 30 человек, включала 58 органов власти, в состав которых входили федеральные министерства, государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и подведомственные министерствам финансов и обороны комитеты Российской Федерации. В целом эта система представляла собой сложную структуру иерархических связей как по вертикали, так и по горизонтали. С функциональной точки зрения выделялись межотраслевые, отраслевые и «подотраслевые» органы исполнительной власти со специализированными функциями. Каждое министерство, государственный комитет, служба, агентство сочетали политические, регулятивные, правотворческие, контрольные, надзорные функции и функции оказания государственных услуг. «Перемешанность» функций, а следовательно, прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти порождала сложный механизм согласований в ходе принятия Правительством РФ решений, а при их выполнении — сложный механизм координации отношений между различными органами-соисполнителями. Осуществление одним и тем же органом регулятивных, нормотворческих, контрольных и надзорных функций создавало питательную среду для коррупции, стимулировало стремление расширять сферу своих полномочий и повышать собственную политическую и бюрократическую значимость, усиливало межведомственную конкуренцию, прежде всего в бюджетном и нормотворческом процессах.<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87728</ref> 9 марта 2004 года президент России В. В. Путин подписал указ № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», который менее чем через три месяца был скорректирован Указом Президента РФ от 20 мая 2004 года № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87728</ref> В соответствии с этими указами построение новой структуры системы федеральных органов исполнительной власти базируется на типизации функций государственного управления и разделении этих функций между различными типами федеральных органов исполнительной власти.<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87728</ref> Этими указами определены пять типов функций федеральных органов исполнительной власти:<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87728</ref> * под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц; * под функциями по контролю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов; * под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров; * под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ; * под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами (в редакции Указа Президента РФ от 20 мая 2004 года № 649). Трёхуровневую структуру федеральных органов исполнительной власти составляют федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87728</ref> Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87728</ref> Федеральное министерство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными и федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Федеральное министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87728</ref> Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ, ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87728</ref> Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль ее деятельности. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору также не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг.<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87728</ref> Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ, его возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87728</ref> Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль его деятельности. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87728</ref> В соответствии с указом президента России от 9 марта 2004 года № 314 структура федеральных органов исполнительной власти включала 76 органов, в том числе 14 федеральных министерств, и возглавлялась Правительством РФ из 17 человек в составе: Председатель Правительства РФ, его единственный заместитель, 14 федеральных министров и руководитель Аппарата Правительства РФ в ранге федерального министра. В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 года № 649 структура федеральных органов исполнительной власти была расширена до 80 органов, в том числе количество федеральных министерств было увеличено до 15, и, соответственно, количество членов Правительства РФ увеличилось до 18 человек. В последующем структура федеральных органов исполнительной власти постоянно трансформировалась.<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87728</ref> В результате административных преобразований структура федеральных органов исполнительной власти по состоянию на 1 июля 2005 г. включала один орган общей компетенции (Правительство) и 83 органа отраслевой (специальной) компетенции: 16 министерств, 34 службы и 33 агентства, каждый из которых мог находиться в ведении или Правительства, или Президента.<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87729</ref> Первый этап административной реформы был нацелен на долгосрочную оптимизацию системы исполнительной власти. На этом этапе впервые был апробирован алгоритм сокращения государственного вмешательства в экономику, даны рациональные функциональные основания структуре исполнительной власти, которые нашли свое воплощение в новых типах органов.<ref>http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87729</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы