Редактирование Государственные финансы России в XXI веке (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Резервные фонды === {{main|Государственные резервные фонды в России в XXI веке}} 3 апреля 2001 года в Послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил в рамках бюджетной реформы создать резерв, формируемый из «связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой» доходов. По замыслу президента, резерв должен был обеспечивать «стабильное развитие в менее благоприятные годы», а также использоваться «для решения масштабных стратегических задач». После этого [[Минфин России]] начал разработку концепции такого бюджетного резерва. За образец был взят фонд для накопления доходов от продажи нефти, работающий в Норвегии.<ref>[https://tass.ru/info/4918191]</ref> 24 июля 2003 года министр финансов Алексей Кудрин сообщил Путину, что его ведомство готово внести в Госдуму законопроект о Стабилизационном фонде. Как тогда отметил министр, фонд должен был позволить «лучше прогнозировать макроэкономическую ситуацию в стране, ликвидировать риски на среднесрочную и долгосрочную перспективы, повысить доверие к российской экономике».<ref>[https://tass.ru/info/4918191]</ref> 23 декабря 2003 года Путин подписал закон «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ». Закон предусматривал создание выделенной части федерального бюджета, куда должны были поступать дополнительные доходы, образующиеся, если цена на нефть становится выше базовой.<ref>[https://tass.ru/info/4918191]</ref> 1 января 2004 года был основан [[Стабилизационный фонд России]], призванный повысить стабильность государственных финансов. Фонд был создан в целях накопления ресурсов в годы высоких мировых цен на нефть и финансирования расходов в период низких цен на нефть.<ref>[https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/putin-vladimir-vladimirovich Путин Владимир Владимирович]</ref><ref>[http://documents.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref> Таможенные пошлины на нефть, поступающие в бюджет свыше цены отсечения, направлялись в Стабилизационный фонд. Первоначально цена отсечения составляла $20 за баррель, а в 2006 году она была повышена до $27 за баррель.<ref>[http://documents.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref> Первые средства в Стабфонд были перечислены 29 января 2004 года.<ref>[https://tass.ru/info/4918191]</ref> В 2005—2007 годах правительство России использовало средства Стабфонда для погашения части внешнего долга страны и покрытия дефицита Пенсионного фонда. В частности, на выплату внешнего долга из Стабфонда в 2005—2007 годах было выделено 1,281 трлн рублей. Также в 2007 году из Стабфонда 300 млрд рублей было потрачено на финансирование [[Внешэкономбанк]]а, госкорпорацию «[[Роснанотех]]» и на увеличение объёма [[Инвестиционный фонд России|Инвестиционного фонда России]]. Несмотря на это, баланс Стабфонда вырос с $18,7 млрд на конец 2004 года до $156,7 млрд на конец 2007 года.<ref>[http://documents.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref><ref>[https://tass.ru/info/4918191]</ref> Стабфонд способствовал стабильности экономического развития России, являлся одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшил инфляционное давление, снизил зависимость российской экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.<ref>[https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/putin-vladimir-vladimirovich Путин Владимир Владимирович]</ref> В 2008 году Стабфонд был разделён на [[Резервный фонд России|Резервный фонд]] и [[Фонд национального благосостояния России|Фонд национального благосостояния]], а бюджетное правило было скорректировано. Резервный фонд был сформирован для защиты бюджета от колебаний цен на энергоресурсы. Его пороговый объём был установлен на уровне 10 % ВВП. Нефтегазовые доходы сверх этого порога должны были направляться в Фонд национального благосостояния, средства которого инвестировались в диверсифицированный портфель. Новое бюджетное правило — так называемое бюджетное правило постоянного дохода — было разработано с целью поддержания ненефтегазового дефицита на уровне не выше 4,7 % ВВП начиная с 2011 года (включая 3,7 % ВВП из перечислений, поступающих из Резервного фонда, и 1 % ВВП от эмиссии облигаций).<ref>[http://documents.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref> Во время мирового финансового кризиса это бюджетное правило было приостановлено. Сбережения, накопленные в Резервном фонде, позволили правительству в 2009 году профинансировать дефицит в размере 6,3 % ВВП без значительного ухудшения отношения госдолга к ВВП. В 2009 году и 2010 году правительство России потратило примерно 3 % ВВП из Резервного фонда на финансирование бюджета.<ref>[http://documents.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref> В конце 2011 — начале 2012 года на счетах Резервного фонда оставалось не более 800 млрд руб. Активное пополнение Резервного фонда возобновилось в 2012 году.<ref>[https://tass.ru/info/4918191]</ref> В 2013 году было введено новое бюджетное правило. Оно устанавливало пороговый размер федеральных расходов равным сумме (1) нефтегазовых доходов при базовой цене на нефть, (2) ненефтегазовых доходов, и (3) чистого долга в размере 1 % ВВП. Дополнительные нефтегазовые доходы сверх указанной суммы направлялись на пополнение Резервного фонда до порогового объема в 7 % ВВП. После достижения этого показателя средства распределялись между Фондом национального благосостояния и приоритетными проектами развития. Любой дефицит, вызванный падением цены на нефть ниже базовой цены, должен был покрываться за счет средств Резервного фонда. Первоначально базовая цена была определена как средняя цена за предшествующие пять лет. Затем расчётный период должен был ежегодно увеличиваться на один год, и к 2018 году он должен был составить 10 лет.<ref>[http://documents.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref> В 2013 году [[Резервный фонд России|Резервный фонд]] и [[Фонд национального благосостояния России|Фонд национального благосостояния]] составляли примерно 4 % ВВП, что намного ниже докризисных показателей: Резервный фонд — 9,8 % ВВП; Фонд национального благосостояния — 6,3 %.<ref>[http://documents.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref> Резервный фонд использовался для финансирования бюджетного дефицита 2015 года.<ref>[http://documents.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref> В 2015 году правительство России использовало Фонд национального благосостояния как внебюджетный механизм для поддержки крупных банков и стимулирования инвестиций.<ref>[http://documents.worldbank.org/curated/en/563031497436564657/pdf/110765-SCD-P153080-PUBLIC-RUSSIAN-DecSCDpaperengforweb.pdf Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование] // Всемирный банк, 2016</ref> В 2016 году произошло существенное — почти вдвое — сокращение объёма суверенных фондов.<ref>[https://www.iep.ru/files/text/trends/2018/2018.pdf Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы] — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019</ref> 19 июня 2017 года министр финансов [[Антон Силуанов]] сообщил о планах объединения Резервного фонда и ФНБ. Поправки в Бюджетный кодекс, объединяющие два фонда, Путин подписал 29 июля 2017 года.<ref>[https://tass.ru/info/4918191]</ref> К 2019 году накопления ФНБ превысили планку 7 % ВВП, что дало возможность направлять избыток средств на финансирование инвестпроектов.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/4337061 Двадцать лет вместе. Экономическая история времен Владимира Путина]</ref> Минфин России в марте 2020 года конвертировал из ФНБ иностранную валюту на сумму 1,49 триллиона рублей для покупки у Центробанка России пакета акций [[Сбербанк]]а. Объем ФНБ на 1 апреля 2020 года составил 12 трлн 855,75 млрд рублей, или 11,3 % ВВП, что эквивалентно $165,384 млрд. По состоянию на 1 декабря 2020 года объем средств Фонда национального благосостояния России (ФНБ) достиг отметки в 177 млрд долларов США (13,1 % ВВП).<ref>[https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/34950/Russia-Economic-Report-Dec-2020-RU.pdf 16 декабря 2020: 44-й выпуск Доклада об экономике России]</ref> Объём Фонда национального благосостояния (ФНБ) на 1 января 2022 года составил 13 трлн 565,35 млрд рублей (эквивалент $182,594 млрд). Ликвидные активы ФНБ (средства на банковских счетах в Банке России) к 1 января 2022 года составили 8,433 триллиона рублей, или 7,3 % ВВП ($113,5 миллиарда).
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы