Редактирование История отношений России с Узбекистаном (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== 2004 год == Переломным в экономическом сотрудничестве Москвы и Ташкента, по мнению экспертов, стал 2004 год, когда был создан российско-узбекский консорциум по разработке узбекских газовых месторождений и подписан договор о стратегическом партнерстве между странами.<ref>[https://lenta.ru/lib/14160040/full/ Lenta.ru: Каримов, Ислам] // [[Lenta.ru]]</ref> В конце марта 2004 года в Узбекистане произошла серия террористических актов. Стало снова очевидным, что ни разгром режима талибов в Афганистане и предполагаемый конец ИДУ, ни наличие на территории республики американских военных баз и техническое переоснащение узбекских вооруженных сил не устраняют возможность антиправительственных террористических актов.<ref>[http://www.intertrends.ru/seven/012.htm Журнал «Международные процессы»] // [[Intertrends.ru]]</ref> В ходе рабочего визита И. А. Каримова в Москву (15-16 апреля 2004 г.) кроме обсуждения вопросов, касающихся безопасности, борьбы против терроризма и экстремизма, значительное место занимали перспективы экономического сотрудничества. И. А. Каримов встретился с председателем Союза промышленников и предпринимателей России А. И. Вольским и президентом «ЛУКОЙЛа» В. Ю. Алекперовым.<ref>[http://www.intertrends.ru/seven/012.htm Журнал «Международные процессы»] // [[Intertrends.ru]]</ref> В апреле 2004 года «Газпром» и «Узбекнефтегаз» подписали соглашение о разделе продукции газового месторождения Шахпахты и обсудили условия участия российской стороны в разработке Устюртского газового месторождения.<ref>[http://ntv.spbstu.ru/fulltext/H3.179.2013_20.PDF Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству]</ref> 16 июня 2004 года президенты России и Узбекистана подписали Договор о стратегическом партнерстве, в котором определены приоритетные направления двустороннего взаимодействия в политической, экономической, гуманитарной, военной, военно-технической и других областях. Договор стал новой ступенью в развитии российско-узбекских отношений и естественным результатом работы сторон в течение четырёх последних лет. Стороны договорились координировать усилия, направленные на создание эффективной системы безопасности в Центральной Азии, и подтвердили намерение сотрудничать, а не соперничать в региональных делах. В документе было закреплено типичное для более ранних соглашений России и Узбекистана положение о том, что в случае возникновения ситуации, способной негативно отразиться на безопасности одной из сторон, будет приведен в действие механизм консультаций по ее скорейшему урегулированию. Соответствующий механизм уже неоднократно применялся на практике при возникновении угроз безопасности Узбекистана, и намерение сторон при необходимости вновь к нему обратиться говорило об их возвращении к активному взаимодействию в сфере безопасности. Приоритетными направлениями военного сотрудничества договор провозгласил поставки в Узбекистан российской продукции военного назначения, модернизацию имеющейся у республики военной техники, подготовку в российских военных учебных заведениях офицеров для вооруженных сил Узбекистана. Важным для России представлялось положение о готовности сторон в необходимых случаях предоставить друг другу право использования военных объектов, находящихся на их территории. Одним из главных направлений российско-узбекских отношений в договоре объявлялось экономическое сотрудничество. Важнейшими отраслями взаимодействия были названы топливно-энергетический комплекс, в том числе мирное использование атомной энергии, авиастроение, транспорт и коммуникации. Что касается гуманитарной составляющей двусторонних отношений, то она должна была получить дальнейшее развитие, хотя и не объявлялась в договоре приоритетной.<ref>[http://ntv.spbstu.ru/fulltext/H3.179.2013_20.PDF Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству]</ref> Подписание Договора о стратегическом партнёрстве стало хорошим фундаментом для углубления всестороннего сотрудничества между Россией и Узбекистаном и продемонстрировало намерение сторон развивать диалог даже в условиях присутствия в Центральной Азии США.<ref>[http://ntv.spbstu.ru/fulltext/H3.179.2013_20.PDF Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству]</ref> При этом позиция Ташкента, помимо экономических соображений, объяснялась и тем, что осторожный режим И. А. Каримова, не уверенный в расположении к нему Вашингтона и не исключавший возможности дестабилизации положения в регионе, стремился поддерживать привилегированные отношения с Россией — государством, с которым Узбекистан связывали десятилетия общей истории и которое демонстрировало ему исключительную лояльность на протяжении всего постсоветского периода. Москву же по-прежнему интересовала возможность сотрудничать с Узбекистаном как ключевой республикой жизненно важного для нее центральноазиатского региона, особенно в условиях расширения там американского присутствия. Соответственно российское руководство всячески поощряло инициативы Ташкента по сближению с Москвой.<ref>[http://ntv.spbstu.ru/fulltext/H3.179.2013_20.PDF Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству]</ref> В июле 2004 года заметно ухудшились узбекско-американские отношения. Госдепартамент США заявил о намерении прекратить военную и сократить экономическую помощь Узбекистану в связи с отсутствием там прогресса в проведении демократических реформ. И хотя в соответствующем пресс-релизе говорилось, что Ташкент остается важным партнером Вашингтона в борьбе с международным терроризмом, Узбекистан сделал вывод о невозможности дальнейшего развития военно-политических связей с США, стремясь ещё активнее вести диалог с Россией.<ref>[http://ntv.spbstu.ru/fulltext/H3.179.2013_20.PDF Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству]</ref> С 2004 года отношение Узбекистана к ОДКБ стало меняться в лучшую сторону: прекратилась критика организации в неэффективности, вырос интерес к её деятельности.<ref>[http://ntv.spbstu.ru/fulltext/H3.179.2013_20.PDF Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы