Редактирование Экономика СССР в 1980-х годах (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Государственная политика == {{main|Государственная экономическая политика в СССР в 1980-х годах}} В 1983 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 659, ставшее ещё одной попыткой совместить принципы централизованного планирования и хозяйственную самостоятельность предприятий. В рамках этого постановления в очередной раз был провозглашён переход к долгосрочным (неизменяемым в течение пятилетки) нормативам, в соответствии с которыми фиксировалась доля финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении предприятий по результатам их деятельности. При этом увеличивалась и степень свободы предприятий в части распоряжения собственными деньгами. Кроме того, при оценке результатов работы предприятий акцент делался на выполнение ассортиментного плана поставок, что было направлено на сокращение дефицитов, столь характерных для механизма централизованного снабжения ресурсами. Впрочем, предусмотренные постановлением меры распространялись лишь на весьма ограниченный круг предприятий, входивших в состав министерств и ведомств, «участвующих в эксперименте».<ref>''Кувалин Д. М.'' [http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/kuvalin/gl1-4 Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4]. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.</ref> Реформаторская деятельность верховных властей СССР резко активизировалась в 1985 году, сразу после прихода к власти нового поколения руководителей во главе с М. С. Горбачёвым. С одной стороны, новое руководство действовало весьма энергично и пыталось улучшить ситуацию сразу по многим направлениям. С другой стороны, эта деятельность была абсолютно бессистемной и не имела никакой внятной экономической логики. Принимаемые решения часто в корне противоречили друг другу.<ref>''Кувалин Д. М.'' [http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/kuvalin/gl1-4 Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4]. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.</ref> Например, объявленная официальной идея об «ускорении» темпов экономического роста и научно-технического прогресса (1985 год), очередная кампания «по борьбе с нетрудовыми доходами» (1986 год), создание госприёмки — централизованной структуры по контролю за качеством продукции на предприятиях гражданского сектора экономики (1986 год) по существу были нацелены на укрепление плановых механизмов. В то же время многократные попытки сократить «бюрократический аппарат», реорганизовать министерства и уменьшить их влияние; действия по усилению роли «трудовых коллективов предприятий» и введению выборности директоров (1987—1989 годы) объективно ослабляли систему централизованного планирования.<ref>''Кувалин Д. М.'' [http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/kuvalin/gl1-4 Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4]. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.</ref> Как следствие, в лучшем случае принимаемые властями СССР решения оказывались бесполезными, в худшем — приносили немалый вред. Вследствие политики «ускорения» во второй половине 1980-х годов резко увеличилось число новых программ и крупномасштабных проектов. Однако эти программы зачастую были очень плохо обеспечены ресурсами, в результате чего не столько вводились новые мощности, сколько увеличивался объём незавершенного строительства. Все эти последствия технократических идей об «ускорении» работали против макроэкономической и макрофинансовой сбалансированности.<ref>''Кувалин Д. М.'' [http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/kuvalin/gl1-4 Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4]. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.</ref> В 1985—1987 годах в СССР была проведена неудачная [[Антиалкогольная кампания в СССР|антиалкогольная кампания]], сильно ударившая по доходам госбюджета. В 1987 году был принят «[[Закон о государственном предприятии]]», имевший крайне негативные для советской экономики последствия в виде спада инвестиций и производства, а также роста разбалансированности рынка. В результате ситуация ещё более обострилась и макроэкономический кризис в стране перешёл в открытую форму.<ref>''Кувалин Д. М.'' [http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/kuvalin/gl1-4 Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4]. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.</ref> В середине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалось открывать частные предприятия в более чем 30 видах производственной деятельности.<ref>''Тимошина Т. М.'' [http://iovpani.spb.ru/attachments/380_%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF%20%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF%20%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%98.pdf Экономическая история России: Учебное пособие][http://www.proshkolu.ru/user/chemernovsk/file/2078227/] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.</ref> === Закон о госпредприятии === {{main|Закон о государственном предприятии}} Закон о государственном предприятии был принят [[Верховный Совет СССР|Верховным Советом СССР]] [[30 июня]] 1987 года, введён в действие с [[1 января]] 1988 года. Принятие этого закона было очень серьёзной и, возможно, решающей макроэкономической ошибкой, допущенной властями СССР в период Перестройки.<ref>''Кувалин Д. М.'' [http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/kuvalin/gl1-4 Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4]. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.</ref> Закон радикально увеличил степень независимости предприятий и, соответственно, столь же сильно уменьшил контроль государства над экономическими процессами. Кроме того, закон серьёзно ограничивал административные возможности руководства предприятий по отношению к работникам, резко усилив при этом влияние трудовых коллективов на принятие экономических решений (распределение доходов предприятия, назначение менеджмента и т. д.).<ref>''Кувалин Д. М.'' [http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/kuvalin/gl1-4 Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4]. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.</ref> Значительная утрата госконтроля над предприятиями для плановой советской экономики имела разрушительные последствия. Под давлением трудовых коллективов, многие предприятия стали тратить свою прибыль не столько на развитие производства, сколько на повышение зарплаты своих работников. С одной стороны, это привело к резкому увеличению темпов роста доходов населения, которые намного превзошли темпы роста выпуска потребительских благ. И как следствие, рынок разбалансировалcя в ещё большей мере, чем раньше. С другой стороны, началось быстрое сокращение инвестиций. А вслед за этим последовал и экономический спад в стране.<ref>''Кувалин Д. М.'' [http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/kuvalin/gl1-4 Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4]. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.</ref><ref>''Тимошина Т. М.'' [http://iovpani.spb.ru/attachments/380_%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF%20%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF%20%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%98.pdf Экономическая история России: Учебное пособие][http://www.proshkolu.ru/user/chemernovsk/file/2078227/] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.</ref><ref>''Полтерович В. М.'' [http://ecsocman.hse.ru/data/467/937/1216/Polterovich_V.pdf Экономическая реформа 1992 г.: битва правительства с трудовыми коллективами] // Экономика и математические методы. — 1993. — Т. 29. -№ 4. — С. 3 — 17</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы