Редактирование Ростово-Суздальская земля (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Население == Ядром населения Ростово-Суздальской земли стали славяне, расселившиеся в этом крае в третьей четверти I тыс. н. э., первоначальный племенной этноним которых не засвидетельствован летописями. Исследователь [[А. Е. Леонтьев]] достаточно определённо показал, что культура [[междуречье Волги и Клязьмы|междуречья Волги и Клязьмы]] второй половины I тыс. н. э. формировалась не на местной основе, а была результатом миграции в этот регион нового населения. Однако вопрос о происхождении последнего остался нерешенным. Расселение в этих землях пришлого населения фиксируется многими фактами, среди которых наибольший интерес представляют находки [[Браслетообразные височные кольца|браслетообразных височных колец]] с незамкнутыми концами VI—VII веков. Для древнего и средневекового финно-угорского мира, не затронутого славянским влиянием, ношение височных колец было абсолютно не свойственно. Есть все основания полагать, что население, в состав женских украшений которого входили браслетообразные височные кольца, было славянским. В последующие столетия они становятся характерным украшением одной из восточнославянских племенных группировок и остаются в употреблении вплоть до XIII века включительно.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> С миграцией носителей браслетообразных височных колец в междуречье Волги и Клязьмы происходят принципиальные изменения в системе расселения. Замирает жизнь на большинстве приуроченных к пойменным лугам городищ, которые были характерны для местного финноязычного населения. Им на смену приходят неукрепленные поселения более крупных размеров, основная масса которых уже тяготела к участкам наиболее плодородных почв. Возрастает численность и плотность населения. Ведущую роль в экономике теперь стало играть земледелие. Эта система расселения сохранялась в Ростовской земле неизменной и в древнерусское время.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> Славянские переселенцы вместе с местными финноязычными племенами Волго-Клязьминского междуречья создали культуру второй половины I тысячелетия н. э., которая обстоятельно была описана А. Е. Леонтьевым как [[мерянская культура|мерянская]]. Такое название культуры, может быть, и оправданно — русские летописи фиксируют, что первыми жителями была «в Ростове [[меря]]», «…а на Ростовьскомъ озере меря, а на Клещине озере меря же». Весьма вероятно, что в период становления [[Древнерусское государство|Древнерусского государства]] население Ростовского края называлось мерей. Этноним проживавшего на этой территории поволжско-финского племени, как это нередко наблюдается в древней истории, был перенесён и на пришлое население. Меря называется среди участников похода Олега на Киев в 882 г. и похода 907 г. на Константинополь. Это были уже не собственно поволжские финны, а славянское население Ростовской земли, сформировавшееся в условиях славяно-мерянского симбиоза. В числе городов, которые должны были получить «уклады» после похода 907 г., назван [[Ростов]], основанный и заселённый, судя по археологическим раскопкам, славянами.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> Мысль об особом славянском племени, заселившем Ростово-Суздальский край, не является новой в научной литературе. В середине XX века [[Б. М. Ляпунов]] и [[Ф. П. Филин]], разрабатывая проблему диалектного членения восточнославянского ареала, высказывали предположение о том, что Ростово-Суздальская земля была освоена особым славянским племе¬нем, название которого до нас не дошло, а владимиро-суздальские говоры ведут свое начало от диалекта этого племени. Новейшие изыскания в области акцентологических диалектизмов в славянских языках показали, что территория Ростово-Суздальского края принадлежит к отдельной четвертой группе, восходящей к первичному диалектному членению праславянского языка. ''«Диалекты этой группы ввиду сугубой архаичности их акцентной системы не могут быть объяснены как результат вторичного развития какой-либо из известных акцентологических систем, а должны рассматриваться как наиболее раннее ответвление от праславянского; этнос носителей этого диалекта представляет, по-видимому, наиболее ранний восточный колонизационный поток славян»''. Диалект четвёртой акцентологической группы территориально соответствует «мерянской» группировке славян — носителям браслетообразных незавязанных височных колец. Ее ранний отрыв от основной массы праславянства по археологическим данным вполне очевиден.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref> Расселение в Ростово-Суздальской земле [[словене|словен новгородских]] и [[кривичи|кривичей]] смоленских, фиксируемое курганными материалами X—XII веках, принадлежит ко второй крупной волне миграции, которая, по-видимому, существенно не изменила этнографический облик края.<ref>''Седов В.'' [http://www.archaeology.ru/Download/Sedow/Sedow_1999_Drevnerusskaia_narodnost.pdf Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование] // Москва, 1999</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы