Редактирование Реформы в России в 2000 году (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Экономика == {{main|Экономические реформы в России в 2000 году}} === Таможенная реформа === В конце 2000 года началась реформа таможенного тарифа — самая масштабная за последние семь лет.<ref>http://protown.ru/information/hide/3263.html</ref> === Пенсионная реформа === В 2000 году реформа пенсионного обеспечения снова стала предметом обсуждения на правительственном уровне.<ref>''Малева Т. М., Синявская О. В.'' [http://pensionreform.ru/files/112107/pension.pdf Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад] // Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005.</ref> Представленный в середине 2000 г. проект пенсионной реформы предусматривал существенное изменение параметров реформы распределительной части пенсий. В нем предлагалось отказаться от внедрения системы условно-накопительных счетов, но вместо этого опережающим образом повышать минимальную пенсию до уровня 80 % прожиточного минимума пенсионера. Впоследствии предлагалось перейти к равномерному повышению всех пенсий и смешанной индексации пенсионных выплат по инфляции и заработной плате таким образом, чтобы ставка замещения составляла 30-34 % средней заработной платы. Повышать дифференциацию пенсионных выплат предполагалось за счет накопительного элемента. При этом в полном соответствии с Программой 1998 г. единый для всех тариф отчислений на накопительные счета устанавливался в размере 1-2 % от заработка и впоследствии повышался на 2 пункта ежегодно до 8 % заработка. Первоначальный объем накоплений оценивался на уровне 0,2 % ВВП к концу первого года и около 1 % ВВП к концу третьего года реформы. Этот относительно небольшой объем средств предлагалось в определенной пропорции инвестировать в государственные ценные бумаги, в акции крупнейших российских компаний, а также помещать на срочные депозиты в нескольких наиболее надежных и прозрачных банках. Обсуждалась также возможность незначительной международной диверсификации пенсионных резервов. Вместе с тем, как и в случае с программой 1998 г., предложения носили концептуальный характер и не содержали описания институциональных рамок проведения намеченной реформы.<ref>''Малева Т. М., Синявская О. В.'' [http://pensionreform.ru/files/112107/pension.pdf Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад] // Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005.</ref> В октябре 2000 года в подходах к пенсионной реформе Пенсионному фонду России, Минэкономразвития, а также Министерству труда и социального развития удалось найти общий язык.<ref>http://www.ng.ru/events/2001-02-08/2_national.html</ref> === Реформа системы ВТС === В 2000 году была проведена реформа системы ВТС.<ref>http://www.ng.ru/politics/2001-03-22/1_korotko.html</ref> 4 ноября 2000 года Владимир Путин подписал указ № 1834 «О создании ФГУП „Рособоронэкспорт“».<ref>[http://mfit.ru/defensive/obzor/ob09-11-01-1.html]</ref>[http://www.peeep.us/1c9aaeb3]</ref> В соответствии с указом был образован госпосредник в области военно-технического сотрудничества — ФГУП «Рособоронэкспорт» — путём слияния двух конкурировавших госпредприятий — «Росвооружения» и «Промэкспорта».<ref>[http://www.pircenter.org/data/publications/yki43-2003.html]</ref>[http://www.peeep.us/1c9aaeb3]</ref> 1 декабря 2000 года Владимир Путин подписал указ о создании Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС), подотчетного Минобороны РФ. КВТС стал федеральным органом исполнительной власти по вопросам регулирования и контроля военного экспорта.<ref>[http://www.pircenter.org/data/publications/yki43-2003.html]</ref>[http://www.peeep.us/1c9aaeb3]</ref> === Финансовые реформы === {{main|Финансовые реформы в России в 2000 году}} ==== Налоговая реформа ==== {{also|Налогообложение в России в 2000 году}} С 2000 года в России стала проводиться налоговая реформа.<ref>''Малева Т. М., Синявская О. В.'' [http://pensionreform.ru/files/112107/pension.pdf Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад] // Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005.</ref> В 2000 году в президентском послании Путина Федеральному Собранию была поставлена задача переноса тяжести налогообложения на рентные доходы, получаемые недропользователями от использования принадлежащих России природных ресурсов.<ref>http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/355E80E899AF257F432571BB005AC8AA?OpenDocument</ref> ==== Бюджетная реформа ==== 1 января 2000 года вступил в силу Бюджетный кодекс.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf Истории современной России 1991—2003] // Издательство С.-Петербургского университета, 2004</ref> 14 декабря 2000 года Госдума приняла первый в истории современной России бездефицитный бюджет на 2001 год.<ref>''Короткевич В. И.'' [http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book346/book.pdf Истории современной России 1991—2003] // Издательство С.-Петербургского университета, 2004</ref> ==== Реформа межбюджетных отношений ==== В 2000 году была принята новая экономическая программа российского правительства «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Эта программа предусматривала крупномасштабную реформу межбюджетных отношений.<ref>''Лавров А., Д. Сазерлэнд, Дж. Литвак.'' [http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/Ve/2001/2001-4lavrov/2001-4lavrov000.htm Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок»] // Вопросы экономики — 2001 г.-№ 4</ref> В том же году эта реформа была начата.<ref>http://www.rg.ru/anons/arc_2001/0523/2.shtm</ref> === Реформы отраслей экономики === ==== Электроэнергетика ==== 4 апреля 2000 г. подготовленный проект Концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России» был представлен на Совете директоров, затем начался процесс ее доработки и совершенствования.<ref>http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm</ref> В 2000 г. проект Концепции обсуждался на встречах с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания России, в Совете Федерации Федерального Собрания России, на совещании глав исполнительной власти Уральского региона, дважды на заседании Координационного совета по ТЭК Межрегиональной Ассоциации «Сибирское Соглашение», на заседании Ассоциации «Черноземье», на совещании Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов, на совещании с главами исполнительной и законодательной власти в Приволжском федеральном округе, на совещании с главами исполнительной власти в Сибирском федеральном округе, в Российской академии наук, во Всероссийском электропрофсоюзе и в ряде других организаций.<ref>http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm</ref> 11 июля 2000 г. доработанный с учетом замечаний и предложений заинтересованных организаций проект Концепции реструктуризации был рассмотрен рабочей группой под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. Б. Христенко, созданной по поручению Правительства. На правительственном совещании было принято решение о необходимости разработки государственной программы структурных реформ в электроэнергетике, с использованием материалов Концепции РАО «ЕЭС России» как составной части Энергетической стратегии России. Была также отмечена необходимость подготовки нормативно-правовой базы, обеспечивающей реформирование электроэнергетики.<ref>http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm</ref> 26 июля 2000 г. вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1072 «План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 гг.». В соответствии с этим документом, основными задачами по реформированию ОАО РАО «ЕЭС России» признаны:<ref>http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm</ref> * решение проблемы неплатежей в электроэнергетике; * обеспечение полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий электроэнергетики; * создание условий для установления тарифов на электрическую и тепловую энергию, обеспечивающих полную компенсацию обоснованных затрат, постепенное доведение цен и тарифов до уровня самофинансирования, уменьшение перекрестного субсидирования; * развитие единой федеральной сетевой инфраструктуры; * участие в формировании технологической инфраструктуры рынка электроэнергии; * обеспечение условий для недискриминационного доступа независимых производителей на рынок электроэнергии. Каждая из перечисленных мер сопровождается разработкой и реализацией программы действий в соответствии с задачами по реформированию холдинга.<ref>http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm</ref> 17 октября 2000 г. на Парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ была отмечена необходимость проведения структурных реформ в электроэнергетике.<ref>http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm</ref> В ноябре 2000 года В.Путин заявил: «Система РАО „ЕЭС“ создавалась много лет назад, в экономике страны происходят определенные изменения, и мы даже несколько отстаем от других европейских стран в деле реструктуризации энергетической сферы. Только в нескольких европейских государствах осталась такая система, как у нас РАО „ЕЭС“».<ref>[http://www.vremya.ru/print/92822.html Время новостей: N°35, 02 марта 2004] // [[Время новостей]]</ref> 14 ноября 2000 г. инвестиционная группа Секретариата Энергетической Хартии Европы на своем заседании в Брюсселе выразила поддержку концептуальным подходам к реформированию российской электроэнергетической отрасли.<ref>http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm</ref> 21 ноября и 6 декабря 2000 г. вопросы об основных направлениях и принципах структурных реформ в электроэнергетике рассматривались на совещаниях у Председателя Правительства России с участием РАО «ЕЭС России». Представители РАО «ЕЭС России» также участвовали в дискуссиях, проходивших в Центре стратегических разработок, где были рассмотрены вопросы о текущем состоянии электроэнергетики и проблемах развития отрасли, обсуждался рыночный вариант реформирования электроэнергетики.<ref>http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm</ref> [[30 ноября]] 2000 года В.Путин впервые высказался о целесообразности реформы электроэнергетики: «Сама по себе постановка вопроса о необходимости каких-то структурных изменений — правильная. К этому вопросу будет подключено не только правительство, но и будет об этом проинформирована общественность, Государственная дума. Вопрос будет обсуждаться и на Государственном совете».<ref>[http://www.vremya.ru/print/92822.html Время новостей: N°35, 02 марта 2004] // [[Время новостей]]</ref> [[12 декабря]] 2000 года на совещании в Кремле обсуждалась реформа электроэнергетики. В совещании участвовали В.Путин, [[Александр Волошин]], [[Андрей Илларионов]], [[Михаил Касьянов]], [[Герман Греф]], [[Анатолий Чубайс]].<ref>[http://www.vremya.ru/print/92822.html Время новостей: N°35, 02 марта 2004] // [[Время новостей]]</ref> В декабре 2000 года на заседании правительства против варианта реформы электроэнергетики, подготовленного в Минэкономразвития на основе концепции Чубайса резко выступил советник президента Андрей Илларионов. Илларионов предложил заменить горизонтальную модель разделения электрического бизнеса на вертикальную: не трогать нынешние региональные АО-энерго, фактически представляющие из себя вертикально интегрированные компании (ВИКи), а, наоборот, укрепить в них вертикальную составляющую и ни в коем случае не отбирать у них магистральные сети. По мнению Илларионова, подлинная конкуренция (гарант ограничения роста цен) возникает не между генерирующими компаниями, которые могут только бороться за равный доступ к сетям, а между ВИКами, которые могут дотянуться почти до каждой розетки.<ref>http://www.kommersant.ru/Doc-rss/362187</ref> 15 декабря 2000 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации. На нем был принят за основу для дальнейшей доработки проект «Основных направлений государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации», предложенный Минэкономразвития России. Перечень первоочередных мер подготовительного этапа структурных реформ было поручено внести в Правительство в двухнедельный срок. На заседании Правительства было признано необходимым привлечение к доработке Основных направлений и мер по реформированию электроэнергетики международного консультанта — организации, имеющей опыт консультирования в данной сфере как минимум двух иностранных государств.<ref>http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm</ref> [[22 декабря]] 2000 года В.Путин заявил: «Речь идет о долгосрочной программе, о большой и серьезной работе по модернизации отрасли и оптимизации управления. Чтобы успешно решить эти задачи, надо иметь четкую, обоснованную стратегию реформирования и развития российской энергетики. Стратегию, тесно увязанную с общенациональной экономической стратегией».<ref>[http://www.vremya.ru/print/92822.html Время новостей: N°35, 02 марта 2004] // [[Время новостей]]</ref> 24 декабря 2000 года В. Путин заявил о реформе электроэнергетики: «Если вы меня спросили, нужно ли это делать по Чубайсу, я вам могу сказать: нет. Делать нужно по уму. Ничего болезненного здесь нет. Я к Анатолию Борисовичу отношусь с огромным уважением, но он — руководитель компании. Мировая практика показывает, что сама структура сама себя изменяет и реструктуризирует не всегда плохо, но всегда при учете своих собственных интересов. А правительство должно принять решение в интересах всего государства… обязательно опираясь на нашу российскую почву, как говорил Витте, тем не менее учесть и международный опыт… Нужно обязательно привлечь в связи с этим специалистов международного класса… а потом самим подумать и, посовещавшись как следует, в том числе и с региональными лидерами, принять окончательное решение. Это тот случай, когда мы должны, используя терминологию, предложенную нам, по-моему, еще Гиппократом, действовать по известному принципу: не навреди». В.Путин прокомментировал конфликт между А.Илларионовым и А.Чубайсом: «Пусть борются, пусть защищают свою точку зрения, свою позицию. Я доверяю и тому и другому».<ref>[http://www.vremya.ru/print/92822.html Время новостей: N°35, 02 марта 2004] // [[Время новостей]]</ref> [[26 декабря]] 2000 года В.Путин на заседании президиума [[Госсовет]]а распорядился создать рабочую группу Госсовета по реформированию электроэнергетики. Её возглавил томский губернатор [[Виктор Кресс]]. В группу на равных правах входили и представители команды А.Чубайса, и их оппоненты во главе с А.Илларионовым.<ref>[http://www.vremya.ru/print/92822.html Время новостей: N°35, 02 марта 2004] // [[Время новостей]]</ref> ==== Железнодорожный транспорт ==== В 2000 г., на конференции, посвящённой реформированию МПС, руководитель Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ, д.э.н. В. А. Мау заметил: «Я, честно говоря, не вижу серьёзных путей привлечения инвестиций без продажи хотя бы части акций будущего открытого акционерного общества Компании РЖД».<ref>''Хусаинов Ф. И.'' [http://f-husainov.narod.ru/st_vt4_5_2011.pdf Реформа железнодорожного транспорта: достижения и проблемы] // Вестник транспорта. — 2011. — № 4. — С. 8-14. (начало); № 5. — С.2-11 (окончание)</ref> ==== Газовая система ==== 29 декабря 2000 года премьер Михаил Касьянов подписал постановление «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ», которое предусматривало радикальный вариант реструктуризации «Газпрома». Документ предполагал выделить из системы «Газпрома» рынок сбыта газа, передав его в руки частных компаний-перепродавцов, не связанных с газовым монополистом. Согласно постановлению государство должно было регулировать лишь оптовые цены на газ, тарифы на его транспортировку по магистралям и газораспределительным сетям и розничные цены для населения. Прочие же розничные цены могли свободно устанавливать независимые перепродавцы. Непосредственно реформу предлагалось начать уже во втором-третьем кварталах 2001 года и провести в два этапа: сначала создать несколько независимых от «Газпрома» компаний, транспортирующих газ концерна, а затем продолжить либерализацию цен, постепенно ограничивая сферу госконтроля за газовой отраслью.<ref>[http://www.vremya.ru/print/92690.html Время новостей: N°35, 02 марта 2004] // [[Время новостей]]</ref>[http://www.peeep.us/1e493f83]</ref> ==== ВПК ==== В 2000 году было принято принципиальное решение об объединении всех предприятий, производящих системы ПВО и противоракетной обороны в единый подконтрольный государству холдинг.<ref>http://web.archive.org/web/20050301181819/http://www.politcom.ru/2003/gvozd135.php</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы