Редактирование Промышленность России в XIX веке (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Отрасли == === Отраслевая структура === В 1890 году из общей стоимости промышленной продукции России в 1,597 млрд рублей текстильная отрасль (хлопчатобумажная, льняная, шерстяная и шёлковая) давала 500 млн рублей, металлургическая промышленность — 247 млн рублей, горная, включая нефтяную промышленность, давала продукции всего на 56 млн рублей. Вся тяжёлая промышленность в общей сумме производства занимала 22 %. === Обрабатывающая промышленность === ==== Машиностроение ==== {{main|Машиностроение России в XIX веке}} Заметные успехи были сделаны в России в 1880-х годах в машиностроении. Хотя это десятилетие не отличалось открытием большого числа новых предприятий, но продвижение вперед шло за счет значительного усовершенствования производства и перехода на выпуск всё более современных машин на ранее основанных заводах. Осваивается производство водотрубных паровых котлов на Путиловском, Коломенском, Сормовском заводах, локомобилей — на Людиновском заводе, крупных двигателей (более 1000 л.с.) — на Московском заводе Гужона и др. Начинается массовый выпуск двигателей на заводах Нобеля в Санкт-Петербурге и Баку, Бромлея в Москве, паровых насосов для нужд железных дорог, шахт и нефтяной промышленности. Русское машиностроение в 1880-х годах было уже в состоянии самостоятельно обеспечивать машинами первые городские водопроводы в России-Нижнем Новгороде, Самаре, Рыбинске, Царицыне, Туле. В 1887 году начал работать основанный на акционерных началах Шуйский механический завод, выпускавший отечественные ткацкие станки. Всего с 1860 по 1896 годы количество машиностроительных заводов в России увеличилось с 99 до 544 (в 5,5 раза), а число рабочих на них — с 11600 чел. до 85445 человек (в 7,4 раза). ===== Железнодорожное машиностроение ===== {{main|Железнодорожное машиностроение России в XIX веке}} В 1840-х годах [[Александровский завод]] в Санкт-Петербурге стал производить паровозы и вагоны. К 1874 году российская промышленность удовлетворяла 4/5 потребности России в грузовых вагонах и 1/2 потребности в пассажирских. Важным стимулом в развитии российского вагоно- и паровозостроения стал запрет правительства на закупку вагонов и паровозов за границей (1866 год).<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/3180427]</ref> ===== Судостроение ===== {{main|Судостроение России в XIX веке}} В 1849 году возник судостроительный завод в Сормове. [[Балтийский завод]] основан 26 мая 1856 года.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/600939]</ref> [[Благовещенский судостроительный завод]] основан в 1887 году. ===== Оборонная промышленность ===== {{main|Оборонная промышленность России в XIX веке}} Строительство Ижевского оружейного завода началось в 1807 году по указу Александра I (в некоторых официальных документах завод назывался Камско-Ижевским Александровским).<ref>[https://rostec.ru/news/1450/]</ref> ===== Прочее ===== 1882—1883 годы — Строительство кабельного и электротехнического заводов в [[Санкт Петербург]]е.<ref>[https://assets.new.siemens.com/siemens/assets/api/uuid:bc298d32-ece1-4647-84ec-af7f225eb689/version:1582810576/2020-year-presentation.pdf «Сименс» в России, Беларуси и Центральной Азии. Февраль 2020]</ref> ==== Металлургия ==== {{main|Металлургия России в XIX веке}} В XIX веке Россия из страны, экспортировавшей металл, превратилась в его импортёра. Усилиями Канкрина было улучшено металлическое производство на казённых заводах.<ref>[https://nalogikz.kz/uploads/files/190/tolkushkin_a._istoriya_nalogov_v_rossii.pdf История налогов в России] — М.: «Юристъ», 2001</ref> ==== Пищевая промышленность ==== {{main|Пищевая промышленность России в XIX веке}} В Москве один из старейших дрожжевых заводов был основан в 1881 году, а к 1886 году в России было уже 89 таких заводов. [[Кизлярский коньячный завод]] основан в 1885 году. === Электроэнергетика === {{main|Электроэнергетика России в XIX веке}} Мощность электростанций в России в 1900 году составляла 80 МВт.<ref>[https://lib.kgeu.ru/irbis64r_15/scan/4835.pdf История развития электроэнергетики: учеб. пособие] / Н. В. Денисова, В. А. Гаврилов, Р. Р. Хуснутдинов. — Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2014</ref> ==== ТЭС ==== В России в 1879 году в Санкт-Петербурге была построена ТЭС для освещения Литейного моста, несколько годами позже в Москве — для освещения Лубянского пассажа.<ref>[https://lib.kgeu.ru/irbis64r_15/scan/4835.pdf История развития электроэнергетики: учеб. пособие] / Н. В. Денисова, В. А. Гаврилов, Р. Р. Хуснутдинов. — Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2014</ref> ==== ГЭС ==== Первая промышленная ГЭС в России мощностью около 0,3 МВт (два генератора мощностью 120 и 175 кВт) была построена в 1896 году под руководством русских инженеров В. Н. Чикалева и Р. Э. Классоно на р. [[Охта]] (приток р. [[Нева]]) в Санкт-Петербурге.<ref>[https://lib.kgeu.ru/irbis64r_15/scan/4835.pdf История развития электроэнергетики: учеб. пособие] / Н. В. Денисова, В. А. Гаврилов, Р. Р. Хуснутдинов. — Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2014</ref> ==== Прочее ==== 1888 год — Строительство [[Георгиевская электростанция|Георгиевской электростанции]] в Москве.<ref>[https://assets.new.siemens.com/siemens/assets/api/uuid:bc298d32-ece1-4647-84ec-af7f225eb689/version:1582810576/2020-year-presentation.pdf «Сименс» в России, Беларуси и Центральной Азии. Февраль 2020]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы