Редактирование Мордва (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Этнографическое описание == Основные традиционные занятия — пашенное земледелие (полба, рожь, ячмень, горох, конопля, лён; пахотное орудие — кереть), животноводство, охота (с начала 2-го тыс. в основном пушная); со 2-й половины 19 в. развиваются отхожие промыслы. Средства передвижения — сани (мокшанское нурда, эрзянское нурдо), лыжи (сокст), лодки-долблёнки (венч), плоскодонные баржи (мокшаны, сурянки) и др. Были развиты деревоотделочный, плетёночный, кузнечный, сапожный и другие промыслы. Традиционные поселения (веле) кучевой планировки, с 17 в. распространяется рядовая и уличная планировка. Жилище — изба (мокшанское куд, эрзянское кудо): изба-сени (мокшанское кудонголь, эрзянское кудыкелькс), реже — изба-сени-клеть (чаще у эрзи) или изба-сени-изба (чаще у мокши); крылась чаще соломой, корой, дранкой. Изба топилась глинобитной печью (мокшанское пянакуд, эрзянское каштом, каштомо) с маленьким устьем и очень большим шестком (мокшанское томбаланга, эрзянское томбаланго); под печной лавкой устраивался ящик (потмар). Типы планировки избы и усадьбы разнообразны. В каждой усадьбе имелась баня, перед домом на улице стояла клеть-полуземлянка.<ref>[https://bigenc.ru/c/mordva-0b88d0]</ref> Мужчины носили рубаху без ворота, штаны. Женская одежда — туникообразная рубаха (панар), передник, у мокши — штаны; белый холщовый туникообразный кафтан (мокшанское мушкас, эрзянское руця); подпоясывалась плетённым на дощечках поясом (каркс), часто концами по бокам или сзади. Рубаха скалывалась у горла застёжкой (мокшанское сюлгам, кирмыш, щюрхне; эрзянское сюлгамо, сустуг). Носили ушные, височные, налобные, шейные, нагрудные, накосные, наспинные, чересплечные и поясные украшения из перьев селезня, гусиного и заячьего пуха, раковин каури, бисера, стеклянных бус, металлических подвесок. Мордовские лапти (мокшанское карьхть, эрзянское карть) с косым плетением, тупой трапециевидной головкой, низкими бортами и языком-приплётом сзади (мокшанское пула, эрзянское пуло — «хвост») носились с плотно обмотанными онучами (пракстат). С конца 18 в. стали носить безрукавку. Девушки заплетали одну косу, замужние женщины — две косы (иногда добавляя в волосы кудель, мочало или овечью шерсть), которые завязывали на висках в узлы (сюрот) или укладывали на темени в виде конуса (кокол). Девичий головной убор — типа венца (мокшанское ашкоркс, ашкотф, пурдавкс, эрзянское паця коня, коня лента, пря сюкс) с накосником (мокшанское пулапунят, эрзянское пулопеть); женский — в основном типа кики (сорока) с высоким твёрдым очельем и лопастью сзади; в Саратовской области сорока превратилась в мягкую шапку (пряс-паця, панга-сорока) с задней лопастью (пула, пуло) и завязками. В 20 в. сорока сменилась мягким чепцом (волосник, чокол, чеклик, шлябок, повойник) и платками; местами платок повязывают в виде рогов (мокшанское кодафкс, эрзянское кодавкс) или носят два платка: нижний белый (руцяня, акша руцяня, алганя) — концами назад — и верхний цветной с бахромой (руця) — в виде тюрбана. Вышивка коврового характера; основной цвет кирпично-красный, дополнительные — жёлтый и зелёный, контур — чёрный. Основные мотивы — ромб с продлёнными сторонами, восьмиугольная звезда. Верхней одеждой служили суконные левозапашные кафтаны (сумань, панитка, чапан), овчинная шуба (ор).<ref>[https://bigenc.ru/c/mordva-0b88d0]</ref> Традиционная пища — ржаной хлеб, пироги (мокшанское пярякят, эрзянское пряка), блины, пельмени, лапша (салма), похлёбка из проса и гороха (ям), щи; мясо и рыбу солили, вялили, коптили. На роди́ны готовили молочную пшённую кашу, на свадьбу — жареное мясо с луком (мокшанское щеням, эрзянское селянка); мать жениха выпекала пирог (лукш) с начинкой в несколько слоёв (пшённая каша, творог, куриное мясо, яйца и др.), украшенный фигурками птиц из теста, зелёными ветками, цветными лентами и т. п. (ср. Каравай). Основные напитки — квас, хмельные напитки из мёда (пуре) и ржаной муки (поза).<ref>[https://bigenc.ru/c/mordva-0b88d0]</ref> Сельская община управлялась старшиной (мокшанское прявт, эрзянское пря), которого выбирал сход (велень промкс), и старейшинами (велень атят, покштят); для сходов строили специальные дома (промксонь кудо). Был распространён обычай взаимопомощи (мокшанское лездома, эрзянское лездамо). Общинными обрядами (озкс) руководили выборные жрецы (озкс-атя, озкс-баба, инь-атя, инь-баба). Существовали экзогамные патронимические группы (бие, буе), имевшие общее место на кладбище, общий знак (мокшанское тяшкс, эрзянское тешкс), «братскую» свечу, устраивавшие совместные праздники (ср. Братчина). Система терминов родства бифуркативно-линейного типа с элементами «скользящего счёта поколений» (старшие братья и сёстры обозначались общим термином с младшими дядями и тётями) и описательной терминологии (для дедов и бабок); материнская и отцовская линии разграничены в 1-м и 2-м восходящих поколениях. Сиблинги эго и родителей делятся по относительному возрасту и полу. Разветвлённая терминология для свойственников также построена на принципе относительного возраста. У каратаев сохраняются традиционные термины для старших мужских родственников, но разграничение отцовской и материнской линий сглажено под татарским влиянием. Сохранялись большие семьи, практиковался минорат. Брак патрилокальный. Были распространены брачный выкуп, полигиния, сорорат; часто взрослых девушек выдавали замуж за мальчиков-подростков. Существовала система запретов (например, на употребление личных имён) в отношении женщины с мужем и его роднёй и в отношениях братьев и сестёр. Свадьба сопровождалась сватовством, мытьём невесты в бане, причитаниями, молодая получала в доме мужа новое имя (обряд лемдима), «знакомилась» с колодцем, после свадьбы на 1-4 недели возвращалась к родителям (мокшанское потавтома, мекев потама, эрзянское аштеме). Сохранялись культы верховного бога (мокшанское Шкай, Вярде-Шкай, Оцю-Шкай, эрзянское Нишке, Нишке-Паз, Вере-Паз) и женских божеств — покровительниц воды и деторождения (Ведь-ава), огня (Тол-ава), леса (Вирь-ава), земли (Мода-ава, Мастор-ава), дома (Куд-ава), кладбища (Калм-ава), а также культ душ предков и др. На Святки (Калядань чи) пекли пирог в виде коня, молодёжь сжигала соломенное чучело, дети колядовали. На Новый год (мокшанское Од киза, эрзянское Од ие) парни, одетые в вывороченные шубы, ходили с вениками по домам и получали печенье в виде «орешков» (пештть). На праздник выгона скота (Ливтема-совавтома озкс) в начале апреля в домах заливали водой огонь, за околицей деревни получали трением «новый огонь» (од тол) и раздавали по домам (где он сохранялся год), горшок с «новым огнём» ставили на помост, под которым прогоняли скот. Устраивали моления озксы перед началом сева (Кереть-озкс, Сабан-озкс), на Петров день 29 июня (12 июля) (Петро-озкс, Веле-озкс), по окончании жатвы (Уча-озкс) и др. Поминальные обряды отправлялись на Пасху (мокшанское Очижи, эрзянское Инечи), в Семик, осенью после уборки урожая; готовили «пуре предков» (атянь пуре), ставили «свечу предков» (атянь штатол), топили для предков баню. Во время семейных поминок умершего изображал его родственник (мокшанское вастозай, эрзянское эземозай): его одевали в одежду покойного, сажали на почётное место, поили пуре, он рассказывал о жизни «на том свете» и т. д.<ref>[https://bigenc.ru/c/mordva-0b88d0]</ref> В 1990-х годах делались попытки возрождения мордовской дохристианской религии.<ref>[https://bigenc.ru/c/mordva-0b88d0]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы