Редактирование История авиации (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Начальный период развития авиации == Первые попытки человека летать самому с помощью искусственных крыльев основывались на подражании полёту птиц. В рукописях [[Леонардо да Винчи]] (1475) приведены рисунки двух летательных машин с мускульным приводом, одна из которых как бы «ввинчивается» в воздух с помощью архимедова винта (отдалённый прообраз вертолёта), а другая использует для полёта машущие крылья (махолёт). В 17-18 вв. исследования сопротивления тел, движущихся в жидкости или газе, получили широкое развитие, что было вызвано рядом актуальных проблем (движение маятника, свободное падение тел, баллистика, судостроение и др.). И. Ньютон первым предпринял попытку дать теоретическое объяснение сопротивления, базирующееся на представлениях о механическом (ударном) воздействии частиц жидкости (газа) на поверхность тела. Основополагающие уравнения гидродинамики получены Д. Бернулли, Л. Эйлером и Ж. Лагранжем. Идею вертолёта разработал и экспериментально обосновал М. В. Ломоносов, который в 1754 продемонстрировал собранию Петербургской АН модель «аэродромической машины», предназначенной для подъёма метеорологических приборов и оборудованной для этого двумя противоположно вращающимися крыльями (теперь их называют несущими винтами) с приводом от часовой пружины. Опыты наглядно продемонстрировали образование подъёмной силы (облегчение модели) при вращении винтов, а принцип их противовращения (как один из способов уравновешивания реактивного крутящего момента) впоследствии был использован в реальных конструкциях вертолётов соосной схемы (вертолёты Н. И. Камова).<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451 Авиация]</ref> В 1783 состоялись первые полёты людей на летательных аппаратах легче воздуха — аэростатах братьев Монгольфье и Ж. Шарля. В 1799 Дж. Кейли выдвинул концепцию аэроплана (самолёта) — ЛА, который «опирается» в воздухе на неподвижную несущую поверхность (крыло), а для передвижения использует отдельный движитель. В 1853 он построил планёр (безмоторный ЛА самолётной схемы). В 1843 У. Хенсон (Великобритания) получил патент на проект самолёта с паровой машиной и двумя воздушными винтами в качестве движителей. Смелыми новаторскими идеями отличались проекты Н. А. Телешова, который в 1864 запатентовал во Франции и Великобритании модель многоместного пассажирского самолёта с паровой машиной и толкающим воздушным винтом, Н. И. Кибальчича (ракетный летательный аппарат). С. К. Джевецкий в 1892 предложил метод расчёта гребного винта, положенный в основу открытой им теории воздушного винта. К. Э. Циолковский в 1897 построил в Калуге аэродинамическую трубу («воздуходувку») для исследования обтекания воздухом тел различной формы. Выдающаяся роль в развитии отечественной авиации принадлежит А. Ф. Можайскому, который более 30 лет своей жизни посвятил созданию первого в России самолёта. Он строил успешно летавшие модели, проводил исследования воздушных винтов, разработал проект самолёта. В 1883 завершил постройку натурного самолёта и в 1885 (по другим данным, в начале осени 1884) предпринял попытку провести лётные испытания, во время которых произошла поломка крыла. В дальнейшем самолёты с паровыми двигателями испытывали Х. С. Максим, французский инженер К. Адер, однако их попытки совершить полёт оказались неудачными. Это была эпоха «попрыгунчиков». Самолёт при встречном ветре подлетал, но совершать установившийся полёт ещё не мог.<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451 Авиация]</ref> Продолжались изыскания по ЛА вертолётной схемы, сопровождавшиеся постройкой большого числа летающих моделей и расширением проектных проработок. В России оригинальные проекты вертолётов разработаны А. Н. Лодыгиным, Д. К. Черновым, П. Д. Кузьминским, С. С. Неждановским и др. Значительный вклад в развитие научных основ А. внесли русские учёные. М. А. Рыкачёв разработал экспериментальные методы исследования несущих винтов ЛА вертолётной схемы (1871). Экспериментальный подход к разрешению многочисленных и сложных проблем, встававших на пути зарождающейся А., получал всё большее распространение. Особенно большое значение для науки и практики имело создание аэродинамических труб, позволяющих определить характеристики летательных аппаратов посредством испытаний их моделей. Важным результатом фундаментальных исследований 19 в. в области гидродинамики была разработка теоретических основ движения вязкой жидкости и обтекания тел с отрывом струй (А. Навье, Дж. Стокс, Г. Гельмгольц, Г. Кирхгоф, Дж. Рэлей и др.). Экспериментально установленное О. Рейнольдсом существование двух видов течения вязкой жидкости — ламинарного и турбулентного — стало впоследствии играть большую роль при изучении и моделировании обтекания летательных аппаратов. В России в 1880 была опубликована монография Д. И. Менделеева «О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании», ставшая капитальным руководством для русских исследователей и инженеров. В 1891-96 О. Лилиенталь спроектировал, создал инфраструктуру и облетал несколько планёров (дальность полётов достигала 300 м).<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451 Авиация]</ref> Полёты на самолётах стали возможными только после установки на них поршневых двигателей внутреннего сгорания (ПД), которые были легче паровых машин. 17.12.1903 братья О. и У. Райт (США) на самолёте «Флайер 1» с бензиновым двигателем внутреннего сгорания выполнили четыре полёта (в последнем полёте самолёт пролетел 260 м за 59 с). В последующие годы А. начинает быстро развиваться в европейских странах, где пионерами самолётостроения стали А. Сантос-Дюмон, Г. Вуазен, Л. Блерио, Р. Эно-Пельтри, А. Фарман, Э. Ньюпор (все — Франция), А. Ро, Дж. Де Хэвилленд, Ф. Хэндли Пейдж (Великобритания), А. Фоккер (Нидерланды), Г. Юнкерс (Германия), Дж. Капрони (Италия) и др. Вёлся поиск наилучших аэродинамических и конструктивных схем самолётов, которые строили в виде монопланов и бипланов, с открытым (в виде фермы) или c закрытым обшивкой фюзеляжем, с толкающими или тянущими воздушными винтами, с колёсным шасси или с поплавками для взлёта с воды и посадки на неё. Силовую конструкцию (каркас) самолётов выполняли из дерева, крылья обтягивали материей. А. стремительно вошла в жизнь: скорость, высота и дальность полётов постоянно возрастали, рекордные достижения стали регистрироваться Международной авиационной федерацией (ФАИ), основанной в 1905. Освоение вертолётов шло с заметным отставанием от самолётов, хотя первые вертолёты, поднимавшиеся на небольшую высоту, были продемонстрированы во Франции ещё в 1907 (один из вертолётов построили Ш. Рише и братья Л. и Ж. Бреге, другой — П. Корню).<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451 Авиация]</ref> Интерес к А. охватил и Россию. В 1908 основан Всероссийский аэроклуб. В 1910 состоялись первые полёты отечественных самолётов конструкции А. С. Кудашева, И. И. Сикорского, Я. М. Гаккеля. В 1911 Б. Н. Юрьев опубликовал ставшую классической схему одновинтового вертолёта с автоматом перекоса несущего винта. В 1912-13 под руководством Сикорского построены первые в мире многомоторные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Большой вклад в популяризацию А. внесли М. Н. Ефимов, Н. Е. Попов, С. И. Уточкин, А. А. Васильев, Г. В. Алехнович, П. Н. Нестеров, Е. Н. Крутень, К. К. Арцеулов и др. российские лётчики. С 1909 в ряде высших учебных заведений ввели лекции по А. В 1910 началась подготовка российских военных лётчиков во Франции, а также в отечественных лётных школах. В 1909-11 в России производство самолётов начали осваивать заводы «Дукс» (Москва), «Первое Российское товарищество воздухоплавания С. С. Щетинин и Ко» и Русско-Балтийский вагонный завод (С.-Петербург).<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451 Авиация]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы